Конкурс журналистов
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Приватизация госимущества: доход, имидж или эмоции?

Андрей Степаненко, генеральный директор Российского аукционного дома
Приватизация госимущества: доход, имидж или эмоции?
Теги: #Андрей Степаненко #Аукционы #РАД #Торги #Цифровая экономика #Электронные площадки

Аукционы как способ продажи не всегда являются обязательной процедурой.

В России аукцион обязателен только в отношении государственного и банкротного имущества; желателен – в отношении корпоративного имущества (активов компаний с госучастием); применяется по собственному усмотрению – во всех остальных случаях (в отношении частной собственности юридических и физлиц).

Начнем с продажи государственного имущества – с приватизации.

Продажа имущества в рамках приватизации регулируется 178-ФЗ и постановлением Правительства РФ № 860. Торги по приватизации проходят исключительно в режиме онлайн на восьми аккредитованных для этой цели площадках. Это восемь ЭТП, работающих в сегменте госзаказа в рамках 44-ФЗ.

Как выглядит приватизация сегодня?

Не будем вспоминать ваучерную приватизацию 1990-х годов, поговорим о современном этапе этого процесса передачи имущества из государственной собственности в частную. Реальная деятельность в этой сфере началась после указа Президента РФ о необходимости сокращения доли государства в несырьевом рынке и уменьшения числа компаний с госучастием, которые показывают худшие результаты по сравнению с частным бизнесом. Кроме того, в стране накапливается неиспользуемое имущество ГУПов и различных учреждений, которое по факту осталось в государственной собственности и предоставлялось в аренду. Такие активы требуют управления, содержания, охраны, на них начисляются налоги – это существенная расходная статья бюджета.

Государственное предприятие ограничено в своих действиях директивами чиновников. Те в свою очередь стремятся работать так, чтобы избежать обвинений в создании коррупционных схем и наращивании обязательств предприятий, в том числе за счет получения кредитов. При таком управлении оборудование предприятия устаревает, средств на ремонт или модернизацию катастрофически не хватает, растут кассовые разрывы, доходность не покрывает затраты, дело идет к банкротству.

Государству экономически выгоднее избавляться от таких активов и рисков по управлению ими, чем держать их на балансе.

При продаже государственного имущества следует учитывать, что государство получает не только разовый доход от продажи актива, но и денежные средства в виде налоговых отчислений, решает социальные задачи по обеспечению занятости населения – созданию новых рабочих мест, повышает конкурентность рынка, качество продукции и оказываемых услуг за счет модернизации частными собственниками производства и т.д.

Сегодняшний приватизационный рынок – это в основном небольшие компании стоимостью от почти нуля до 2–3 млрд рублей. Существует практика, когда предприниматели покупают выставленные государством на торги компании, не обладающие никакими реальными активами, кроме названия и портфеля проектных работ еще советских времен. Покупая фактически лишь «оболочку», предприниматели облегчают себе выход на рынок. Такие сделки совершаются и для улучшения имиджевой составляющей своего реально работающего бизнеса.

Иногда покупают просто воспоминание детства, как это было, например, с покупкой издательства детской литературы «ДЕТГИЗ», единственными активами которого были его название и история, без объектов недвижимости, авторских прав и реальных доходов.

Нельзя забывать, что бизнесмены тоже люди. Зачастую на аукционах ценник растет не потому, что актив хорош, а так как предприниматели дают волю эмоциям, появляется азарт. Иногда победитель торгов лишь после их окончания задумывается о предложенной им цене, но, к нашему счастью, в абсолютном большинстве случаев оплачивает сделки.

Способы продажи

Процесс реализации недвижимости и акций акционерных обществ в массовой приватизации идентичен. Де-юре выделяют три стадии этого процесса: сбор документов, проведение оценки, выставление на торги. В случае же привлечения профессионального продавца подход к продаже меняется. Продавец, нацеленный на получение максимальной стоимости имущества, выполняет его глубокий анализ, чтобы определить, какой вариант дальнейшего использования будет для него наиболее эффективным. В зависимости от этого определяет круг потенциально заинтересованных в покупке объекта претендентов, делает рекламу, презентует объект на профильных выставках, адресно ищет и ведет переговоры с потенциальными покупателями. И приводит этих покупателей на торги.

Законодательством о приватизации предусмотрена последовательная продажа госимущества на английских (на повышение) и голландских аукционах (продажа посредством публичного предложения с понижением начальной цены на 50% в случае невостребованности актива по обозначенной цене), а также продажа без объявления цены (редчайший случай).

Инвесторы зачастую намеренно ждут продаж именно посредством публичного предложения в надежде купить актив по минимальной 50%-ной стоимости. Однако в большинстве случаев торги на понижение становятся по факту просто механизмом привлечения покупателей. В момент возникновения конкуренции за объект, а таковая непременно возникнет, если на актив заявились хотя бы два потенциальных участника, процедура снижения цены превращается в обычный английский аукцион, и победителем становится тот, кто предложил наибольшую цену.

У РАД есть опыт, когда в ходе таких торгов несколько покупателей терпеливо дожидались минимальной цены объекта и начинали торговаться, только когда она была достигнута. В итоге аукцион, начавшись с минимальной цены, показывал результат значительно выше начальной стоимости.

В данной процедуре был неучтенный момент, который время от времени становился препятствием для получения максимальной стоимости имущества. А именно: до недавнего времени для превращения процедуры продажи «на публичке» в торги на повышение требовались минимум два подтвердивших цену покупателя. Если покупатель один, процедура заканчивалась, и он становится победителем.

Торги проходят в электронной форме, и на принятие решения претендентам дается 10 минут. Соответственно, если цена подтверждалась участником на последних секундах этого периода, другие претенденты не успевали ее перебить, и торги заканчивались, несмотря на возможную готовность других покупателей торговаться на повышение.

Однако рынок понимал несовершенство этой процедуры и инициировал ее изменения. 30 октября 2019 года вступили в силу поправки в постановлениеПравительства РФ № 860, регламентирующее процедуру продажи имущества путем публичного предложения.

Теперь наличие хотя бы одного покупателя с подтвержденной ценой влечет за собой продление аукциона с целью перебить (повысить) подтвержденную цену. Теперь в любом случае покупателем становится тот, кто готов заплатить больше. 

Таким образом, продажа путем публичного предложения, как и все остальные способы реализации госимущества, стала обеспечивать продажу по максимальной цене.

 Чиновник или профессиональный продавец – вопрос эффективности

С 1 июня 2019 года вступили в силу поправки в Закон о приватизации 178-ФЗ.

Закон распространяет федеральную практику продажи госимущества – с привлечением профессиональных продавцов – на региональный и муниципальный уровень. По аналогии с федеральным Правительством местные власти теперь привлекают профессиональных организаторов торгов для обеспечения эффективной продажи регионального и муниципального имущества и превращения приватизации в полноценный источник пополнения региональных бюджетов.

Законом регламентировано, что организатор торгов должен быть из списка продавцов, отобранных Правительством РФ для продажи федерального имущества. Список организаторов торгов по продаже госимущества закреплен распоряжением Правительства РФ № 1874-р от 25.10.2010.

В него входят 23 профессиональных организатора торгов, в том числе: ВТБ Капитал, ВЭБ Капитал, Альфа-Банк, Газпромбанк, Сбербанк КИБ, Эрнст энд Янг, Российский аукционный дом и др.

Функционал организатора торгов предполагает работы по сбору и анализу имеющейся документации, подготовке информационных сообщений, поиску и привлечению на торги потенциальных покупателей, оптимальному формированию лотов для эффективной продажи, проведению маркетинговых исследований рынка, рекламному сопровождению продаж, презентации объектов на профильных выставках, а также поиску источника финансирования для приобретения имущества.

После завершения предпродажной подготовки объект приватизации будет размещаться на электронной площадке – торги будут проходить в электронном виде.

Вознаграждение организатора торгов не становится дополнительным обременением для государственной казны. Согласно действующим нормам Закона о приватизации и принятой на федеральном уровне практике, услуги продавца госимущества оплачиваются покупателем сверх цены имущества.

Внесенные поправки касаются в первую очередь региональной и муниципальной практики аукционов по госимуществу. Федерация распространяет в регионы свой положительный опыт взаимодействия с профессиональными организаторами торгов.

Теперь регионы, по аналогии с федеральным Правительством, будут осуществлять выбор профессионального продавца между аккредитованными организаторами торгов.

Такая схема предполагает конкурсный отбор, где будут учитываться и цена услуги продавца, и опыт работы, и профессиональные качества.

Эта новация существенно расширяет возможности регионов по организации эффективной продажи имущества. В предложенном перечне организаторов приватизационных торгов содержится целый ряд опытных продавцов государственных активов с неограниченными возможностями для их продвижения на рынок, с навыками и компетенциями для поиска эффективных отраслевых инвесторов, с выходом на уровень покупателей, участвующих в самых крупных государственных проектах.

Итак, что нужно знать о приватизации государственного имущества:

  • на электронных торгах, на 8 ЭТП по госзаказу;
  • на аукционе на повышение или путем публичного предложения (продажа на понижение);
  • для предпродажной подготовки (реклама и пр.)
  • привлекаются федеральные продавцы из распоряжения Правительства РФ № 1874-р от 25.10.2010,
  • услуги федерального продавца оплачиваются покупателем имущества.

Автор: Андрей Степаненко, генеральный директор Российского аукционного дома

Фото: Лидия Верещагина

Аукцион по продаже имущества – что это такое и с чем его едят?

Ещё по данной теме