Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Стрессоустойчивая экосистема закупок Москвы

Как построить заповедник для бизнеса и промышленности внутри одного мегаполиса
Стрессоустойчивая экосистема закупок Москвы
Теги: #Маркетплейсы #Цифровая экономика

Недавно на Московском финансовом форуме был представлен передовой опыт столицы в создании сбалансированной региональной системы закупок, устойчивой к санкциям и дружественной по отношению к бизнесу. 

Принято считать, что Москва это особый экономический случай в развитии страны, что ее нельзя сравнивать с другими субъектами РФ из-за уникальных политических и налоговых бонусов, выпадающих на долю финансового центра. И это во многом справедливо. Однако, нельзя не заметить, что при всех льготах финансового заповедника большинство закупочных административных практик столицы оказываются полезными и затем масштабируется на другие регионы. Либо становится частью федерального законодательства. В условиях импортозамещения, санкций и повышенных требований к промышленному росту Москва также смогла сгенерировать много полезного. 

Для начала напомним, что каждый десятый рубль в контрактной системе страны – это деньги столичных заказчиков. В рамках 44-ФЗ Москва занимает 11% от общих закупок Российской Федерации; а в 223-ФЗ – 7%.

Иван Щербаков, руководитель Департамента по конкурентной политике города Москвы:

– В начале года у нас были опасения, что под санкционным давлением многие процедуры могут не состояться, а текущие контракты будут срываться или расторгаться. Но комплекс мер поддержки, принятый Правительством РФ и расширенные полномочия, переданные главам субъектов РФ позволили сохранить благоприятную ситуацию на рынке. 

Москва обладает оптимистичной глубиной контрактации на трехлетний период. Город активно переходит на длинные контракты. Поэтому на фоне санкций и глобального экономического кризиса объем контрактации не просто не снижается, – а в него попадают 2023 и 2024 годы. Значит, поставщики уверены в ситуации и в заказчике, берут на себя обязательства, а банки выдают им гарантии. Общий объем действующих заключенных контрактов Москвы на текущий момент составляет более 2 трлн рублей, при этом более триллиона рублей – на деньги бюджета 2023 года. 

Меры поддержки пришлись ко двору 

По словам Ивана Щербакова, одним из наиболее полезных инструментов в рамках контрсанкционной политики государства оказалась возможность заключения контракта с единственным поставщиком по несостоявшимся процедурам торгов (по итогам закупки без заявок). В марте-апреле наблюдалась высокая нервозность у поставщиков, обусловленная сбоем логистических цепочек и высокой процентной ставкой ЦБ. Не все приходили на процедуры. Сейчас, по данным департамента, процент несостоявшихся торгов в Москве ровно такой же как в 2021 и 2020 годах. 

Также существенным средством оживления экономики столицы оказалось упрощение закупки лекарств и медицинских изделий для поддержания высокого уровня медуслуг. 

  • Сумма закупок лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии была увеличена с 1 млн рублей до 1,5 млн рублей (п.28 ст.93 44-ФЗ). (Решение врачебной комиссии позволяет проводить срочную закупку, когда нет времени проводить конкурсные процедуры). 
  • Ведена возможность закупки лекарств и медицинских изделий у единственного поставщика, при отсутствии российских аналогов (п. 28.1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Сыграли положительную роль и меры поддержки поставщиков. Причем для Москвы это касалось исполнения уже заключенных, длинных контрактов, к которым столица перешла с 2020 года. Списание неустоек и возможность корректировки существенных условий контракта позволили смягчить негативные эффекты. Возникали случаи, когда требовалось заменить импортные товары, предусмотренные контрактом к поставке из недружественных стран. Без полномочий изменения контракта, это могло обрушить экономику регионов, уверены в Департаменте по конкурентной политике Москвы. 

Была заметно снижена финансовая нагрузка на поставщиков. Их работу существенно упрощает отсутствие необходимости предоставлять банковскую гарантию при отсутствии аванса. Также в условиях инфляции и ценовых колебаний весьма кстати оказалось сокращение срока оплаты после подписания акта приемки ТРУ до 7 рабочих дней. 

Офсетные контракты дополнили новой промышленной номенклатурой 

Некоторые инициативы Москвы оказались действительно передовыми и взяты на вооружение Федеральным законодательством. Прежде всего, – это расширение и масштабирование на всю страну инструмент офсетных контрактов. 

Помимо общеизвестных фактов по офсетам от Москвы исходит еще ряд полезных инициатив. В частности – это включение в перечень офсетной контрактации (помимо медицины) – коммунальной техники, транспорта, строительного оборудования, информационных технологий. 

По словам Щербакова, закупка коммунальной техники через офсетные контракты – это уже состоявшаяся правоприменительная практика. Очень перспективный инструмент поддержки отечественных машиностроителей, которым, по нашим данным уже поспешили воспользоваться крупнейшие предприятия страны, входящие в Ассоциацию «Росспецмаш».

«Деловая теплица» для бизнеса

Москвой приняты дополнительные меры поддержки бизнеса. Столицей принято решение все закупки с ценой до 20 млн рублей проводить у субъектов МСП. Ранее такой потолок составлял до 3 млн рублей. В результате, по состоянию на начало сентября Москвой у бизнеса закуплено продукции и услуг на 76,2 млрд рублей.  Это очень хороший показатель, заслуживающий быть примером для других субъектов РФ.  

– Вторая мера, которую мы приняли, используя специальные полномочия, переданные Федеральным законом главам субъектов РФ, мэру Москвы, – мы расширили начальную цену проведения котировочных сессий на Портале поставщиков Москвы (специальный электронный сервис закупок столицы), – рассказал Иван Щербаков.

По своей форме – это конкурентная процедура, но юридически она трактуется законом как «единственный источник». В 44-ФЗ сегодня единственный источник ограничен в размере 600 тыс рублей за контракт. При этом есть предельные лимиты совокупного годового объема закупок, суммарно такие закупки региона не должны выходить за эти пределы. 

– Мы пошли на расширение лимита. Установили Актом Правительства города Москвы право закупать товары объемом до 5 млн рублей, а услуги и работы – до 3 млн рублей, – рассказал Щербаков. – Но при этом не превышая предельный лимит, установленный 44-ФЗ на данную категорию закупок. Знаем, что аналогичные обращения поступают в Минфин и от других субъектов федерации. 

От Москвы на Финансовом форуме поступило официальное обращение в Минфин – увеличить предельную цену закупки малого объема с 600 тыс до 1 млн. рублей, а услуги и работы – до 3 млн рублей. 

  • Примечательно, что благодаря этой практике Москва является абсолютным лидером по объему закупок у МСП (44-ФЗ) за январь—август  2022 года. Таких контрактов заключено на сумму 352 млрд рублей: либо напрямую – либо через субподряды. Второй в списке регион – Санкт-Петербург заметно отстает от лидера, имея вдвое меньшую сумму 146 млрд рублей.  

Портал поставщиков Москвы – весь бизнес на ладони

Основой для взаимодействия с бизнесом является цифровая платформа контрактации – Портал поставщиков Москвы. На данный момент площадка охватывает 39 регионов страны. Их уполномоченные органы закупок подписали соответствующие соглашения о сотрудничестве с Москвой. Сервис предоставляется бесплатно. Характерно, что 90% всех поставщиков работающих на портале – это субъекты малого предпринимательства из разных уголков России, которым выгодно и удобно работать с Москвой в качестве заказчика. Среднее количество участников котировочной сессии – 7. Это очень хороший конкурентный показатель, который позволяет столичному бюджету экономить в среднем 13,6% на снижении цены. Чтобы преодолеть негативный эффект от санкций и от разрыва привычных логистических цепочек, на Портале поставщиков Москвы был создан дополнительный сервис: «Площадка товарной кооперации регионов». По своей сути это биржа импортозамещения, о создании которых для разных отраслей промышленности много говорилось в начале весны. Москва уже реализовала этот полезный функционал на уровне региона: 

  1. Поиск сырья, комплектующих, партнеров;
  2. Единая витрина предложений производителей; 
  3. Встроенные логистические услуги;
  4. Поиск необеспеченных потребностей, производство которых можно развернуть в РФ;
  5. Круглосуточная служба поддержки. 

В Департаменте по конкурентной политике отмечают, что Площадка товарной кооперации адресована именно производителям, то есть компаниям, которые обладают основными фондами  и реальными средствами производства. Посредники и перекупщики отсекаются от работы сервиса уже в ходе процедуры регистрации, – и это правильно. Сервис предусматривает не только размещение сведений о поставляемой продукции – но и дальнейшее участие в закупках с заключением контракта. 

Автор: Андрей Троянский 

18 сентября 2022, 13:42
508
Теги: #Маркетплейсы #Цифровая экономика
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.