История человечества – это во многом история покупок и продаж. Без справедливого обмена товарами и услугами нет развития общества. Способы продажи дефицитных вещей известны с античных времен.
До наших дней дошли упоминания об аукционах, например, в Древнем Риме, когда продавали рабов, лошадей, произведения искусства, конфискованное имущество должников и впавших в немилость патрициев. Многие века и даже тысячелетия наши предки шли к тому, чтобы найти оптимальный способ продажи. Так появилась современная торговля. В наши дни аукционы стали транснациональными, и множество товаров продается в Интернете на электронных торгах.
Система «деньги за товар» оказалась не всегда универсальной. Как быть, если желаемый объект изначально не может быть доступен для каждого здесь и сейчас? Если речь идет о специфической редкости, стоимость которой трудно определить методом классического ценообразования? Или если товар уникален, или попросту дефицитен, и его на всех желающих банально не хватит? А, может, речь идет о вполне обычных предметах, цену которым установить затруднительно – например, нужно избавиться от домашнего имущества с оптимальной выгодой для распродающего? Для справедливого решения этих вопросов и были созданы аукционы.
Например, в Америке или соседней с нам Финляндии даже обеспеченные люди время от времени устраивают аукционы ненужных вещей. Здесь важнее не прибыль, а игра — ведь, именно на аукционе можно получить за свое имущество неожиданно высокую цену. Быстро и дорого — применительно к аукционам — объективная реальность.
Что продается на аукционах?
Конечно, для продажи аукционным методом предпочтительно, чтобы предметы торгов были уникальны. Но «уникальность» бывает разная. Полотна старых мастеров, редкие книги и предметы декоративно-прикладного искусства, вещи, имеющие отношения к каким-то знаменательным событиям, или известным персонам – все это предметы, уже ставшие знаменитыми, предметы «с историей». Чем «длиннее» у вещи исторический шлейф (в том числе, история публичных продаж), тем выше ее аукционный рейтинг.
Ювелирные украшения, принадлежавшие знаменитостям, например, семье Романовых, это совсем не то же самое, что ювелирные украшения без «семейной истории», без, так называемого, провенанса – истории владения/происхождения.
А бывает и так, что имущество можно купить только на аукционе.
В России все сделки с государственным, проблемным и большинство сделок с корпоративным имуществом проходят на открытых торгах.
«В России практика аукционов всецело захватила только рынок продажи государственного и квазигосударственного имущества. Аукционов по искусству и прочим экзотическим раритетам здесь, по большому счету, не проводится – рынок искусства остается закрытым и непубличным, – отмечает заместитель генерального директора Российского аукционного дома Динара Усеинова. – Зато государственные и около государственные активы составляют существенную (если не основную) часть российского рынка недвижимости. В процессе поиска инвесторов для возрождения отечественных производств и бизнесов государство стало массово выставлять на рынок активы, не приносящие прибыль. К ним добавился поток непрофильных активов от госкорпораций и банков, избавляющихся от имущества, перешедшего к ним на баланс в качестве отступного по невыплаченным кредитам. На аукционах продается вся «проблемка» – активы в залоге и банкротстве. В последние годы основной источник имущества на рынке проблемных активов – имущество ликвидируемых банков и должников ликвидируемых банков. Все это имущество в силу российского законодательства продается на публичных торгах. Так в России, в авангарде публичных продаж – самых передовых методов реализации имущества, оказалось государство».
Итак, государственное, квазигосударственное, проблемное имущество продается Только на открытых аукционах – именно это делает его уникальным.
Автор: Андрей Степаненко, генеральный директор Российского аукционного дома
Комментариев пока нет