Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Закрытие закупок – это не временное неудобство, а глобальное требование завтрашнего дня»

Александр Геллер, исполнительный директор ООО ЭТП: обо всех «подводных камнях» и механике работы специализированных электронных площадок
«Закрытие закупок – это не временное неудобство, а глобальное требование завтрашнего дня»
Теги: #ETPRF #Электронные площадки

В последнее месяцы среди заказчиков и поставщиков обострилась профессиональная дискуссия по поводу эффективности закрытого контура закупок, который регулируется 301 постановлением Правительства РФ и призван защитить информацию о контрактах от антироссийских санкций.

Обсуждаются возможности частичного опубличивания таких закупок.  Что стоит за этими разговорами? Насколько серьезны аргументы сторон? Как вообще устроен закрытый сектор? Об этом в деталях и с математическими выкладками сетевому изданию «Цифровые Закупки» рассказал исполнительный директор ETPRF Александр Геллер.

– Александр Яковлевич, профессионалы закупок говорят о проблеме падения конкуренции в закупках по 301 постановлению. Чем она обусловлена? Существует ли она на самом деле и как ее решать? 

– Чтобы объективно ответить на этот вопрос, следует вернуться в 2019 год, когда в стране складывалась известная нам открытая система электронных площадок. Чтобы устранить проблему непрозрачной регистрации участников, был запущен ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок). Поставщик регистрируется в ЕРУЗе и автоматически попадает на все площадки. Однако антироссийские санкции и необходимость скрывать данные об участниках закупок, по сути, вернули рынок к той ситуации, которая была до создания ЕРУЗ. В закрытом сегменте нет сквозного пула участников, и это, возможно, сказывается на качестве конкуренции. Основной мотивацией поставщика является наличие заказа.

Мы для решения этой проблемы создали специальный отдел, который занимается подбором поставщиков по различным ОКПД-кодам, под запросы заказчика. Заказчик, не называя конкретных компаний, дает отраслевую ориентировку. Далее наша площадка, используя полученную выгрузку кодов, в ручном режиме приглашает поставщиков на регистрацию. На данный момент, за два месяца работы в закрытом режиме, мы, как площадка Ростеха, уже перевели всех поставщиков госкорпорации в реестр для закупок в закрытой форме, плюс еще порядка 800 тыс. поставщиков из открытой части.

Кстати, статистика по нашей площадке, по закупкам Ростеха, показывает, что нет никакого падения конкуренции. Для госкорпорации после перехода в закрытую секцию ничего не поменялось.

– Опишите на конкретном примере, как работает методика закупок в закрытом контуре на специализированной площадке ETPRF? 

– Условно говоря, к нам обратилась одна нефтяная компания с конкретным отраслевым запросом. Мы подобрали пул поставщиков, подходящих по соответствующей совокупности критериев и организовали возможность для заказчика провести необходимые конкурентные закупочные процедуры по этому списку верифицированных исполнителей. Иными словами, проблема поставщиков – временная. При умелом подходе она решается быстро и не требует дополнительных расходов ни с чьей стороны. По крайней мере, на специализированной электронной площадке ETPRF.  Несложная бесплатная регистрация занимает несколько часов. На основании реальных практических примеров могу сказать, что путь от регистрации до готовности к работе занимает 1-2 дня. Существует возможность ускорить процесс, в таком случае все процедуры можно пройти за один рабочий день.

– Когда критикуют закрытые площадки, то также говорят об усложнении процедурной части, о росте нагрузки на специалистов по закупкам, о повышении для них квалификационных требований…

– Применительно к СЭП ETPRF это утверждение не справедливо. Вне зависимости от способа или типа закрытых закупочных процедур мы не предлагаем никакого навязанного дополнительного ПО. Используется примитивная пошаговая инструкция с установкой совместимого браузера (ChromiumGost и или Яндекс).  Защищенное соединение обеспечивается для каждого пользователя. Таким образом, можно работать не со специального компьютера, а с любого привычного рабочего места. А еще у нас исключены конфликты с другим сторонним софтом; и площадка не взимает штрафы с пользователей. Действует бесплатный круглосуточные сервис обратной связи. Мы утверждаем различные запросы раньше регламентированного срока. Например, по регламенту 5 дней, а мы на 3 можем утвердить.

– Является ли рост числа несостоявшихся закупочных процедур следствием того, что они проводятся по 301 постановлению? Или следствием их технического усложнения на трех специализированных площадках?

– Не берусь утверждать, насколько это справедливо по отношению к двум другим специализированным площадкам. Однако нарратив, что заказчики не хотят размещаться в закрытом контуре, якобы из-за того, что там нет поставщиков – искусственный. Возможно, таким образом, площадки, не прошедшие квалификационный отбор, пытаются лоббировать свои интересы. Это громкий тезис тех, кто критикует 301 постановление. Но при этом, к сожалению, из виду упускается его основная идея и смысл. Для чего вообще нужны закрытые площадки? Чтобы не было утечек данных.

Представим себе ситуацию, при которой тендер на перевозку пассажиров в городе или пригороде, в приграничных с Украиной регионах, проходит на открытых торгах, с графиком и расписанием остановок в открытом доступе. Или открытый аукцион на обеспечение оборудованием и мебелью отделения Почты России на новых территориях с указанием адреса поставки. И так далее и тому подобное. Закрытые торги – это насущная необходимость спасения жизни и здоровья граждан.

Сейчас некоторые крупные заказчики стали пользоваться открытой процедурой закупок, не размещая информацию об этом в ЕИС. Поскольку с их точки зрения, таким образом они получают доступ к более широкому кругу поставщиков. Такие опубличенные закупки есть у Росатома, Ростелекома, ДОМ.РФ. Но эта двусмысленность является следствием недостаточно четко прописанных требований 301 постановления. Они просто используют лазейку в нормативной базе. На недавней конференции ФАС России в Сочи заместитель министра финансов Алексей Лавров отнюдь не случайно обращал внимание заказчиков на эту уязвимость. Подчеркну, это именно уязвимость законодательства. Для любого юридического лица не составляет никакой трудности получить подробные сведения о любых контрактах, проводимых в открытом контуре, даже когда эти данные пытаются частично завуалировать.

– В чем опасность таких действий для российской экономики, для поставщиков и подрядчиков по контрактам?   

– Напомню, что на Россию наложен очередной 12 пакет санкций, которые прицельно рассчитаны на цепочки поставок. Когда заказчик размещается на закрытых площадках, он ведь не только свои интересы защищает. Модель санкционного давления за год серьезно поменялась. Это вторичные санкции со всеми вытекающими последствиями.

Когда субъект закупок регистрируется на закрытой площадке, он не видит никакой избыточной информации. Будучи заказчиком на закрытой площадке, я имею в распоряжении перечень поставщиков (есть возможность пригласить сразу всех или пригласить выборку из первых десятков). При этом поставщики не видят моих контрагентов. Безопасность и защищенность процедуры обеспечивается нормативами ФСТЭК и ФСБ.

– Почему для закупок в закрытом контуре контролерам было мало одной площадки?

– Потому, что при наличии одной площадки все заказчики перевели свои закупки в бумажную форму, что существенно усложнило контроль за качеством закупочных процедур и за исполнением контрактов. Были добавлены еще две площадки, чтобы «вытащить» заказчиков в электронные торги. Это сделано, в том числе, и для того, чтобы государство получало экономию при проведении конкурентных закупок.

– Критики закрытых механизмов утверждают, будто отбор трех специальных площадок проходил по недостаточно прозрачным правилам. Насколько это обоснованные претензии?

– Отбор проводило Правительство РФ, была сформирована государственная комиссия, которая в течение девяти месяцев проверяла качество и технические особенности работы электронных площадок. Все три специализированных ЭТП работают по разным технологиям. К примеру, АСТ ГОЗ использует программное обеспечение ViPNet. Однако требования данного софта таковы, что во время активной сессии в АСТ ГОЗ блокируется доступ ко всем другим ресурсам. Кроме того, есть очень жесткие ограничения по совместимости данного ПО. Для бесконфликтной работы совместно с КриптоПРО CSP необходимо отключать компоненты. Это влечет за собой требование к созданию специального рабочего места и усложняет жизнь отдела закупок. Такова плата за безопасность.

ЭТП Газпромбанка использует в качестве основы программное обеспечение «Континент-АП 4.1.689.0», которое технически не совместимо с ПО «VipNet», в связи с этим недопустима их совместная эксплуатация на одном устройстве. Поэтому если вы, будучи заказчиком, пожелаете часть закупок разместить на ЭТП ГПБ, а часть – на АСТ ГОЗ, то на одном компьютере это физически невозможно сделать. Более того, в обоих случаях придется платить за подключение.

Мы пошли другим путем, через алгоритмы «КриптоПро». У всех компаний есть криптоключ для регулярного использования. Этот ключ позволяет создать зашифрованный канал до нашей площадки. А дальше мы уходим в закрытый контур без ущерба для совместимости каких-то дополнительных затрат и без усложнения рабочего процесса для отдела закупок.

– Насколько обеспечена интеграция специализированных площадок с Единой информационной системой в сфере закупок?

– Интеграция с ЕИС – это обязательное условие. 25 августа было подписано соглашение, регламентирующее нашу работу. В этот же вечер произошло техническое подключение к системам Федерального казначейства. Буквально через день начались первые закупки в закрытом контуре. Государство обязательно должно контролировать экономическую деятельность корпоративного сектора, получать данные статистики. Это логичные требования любого цивилизованного рынка.

– Как вы относитесь к идеям частичного опубличивания закупок в закрытом контуре? Предлагаются разные варианты: от «предоставить заказчикам право проводить закупки по отдельному перечню» до «скрывать отдельные характеристики» (адрес поставки, объем закупаемых товаров и т.д. )?

–  Для чего происходит скрытие данных? Чтобы сделать невозможной аналитику. Предположим, в лесу располагается тысяча человек. И мы частично опубличим поставку продовольствия  для них. Нужно ли создавать такие риски ради достижения абстрактных показателей конкуренции в закупках? Все упирается в аналитику и в ее качество. А в таком сложном вопросе полагаться на авось – это недопустимая роскошь. Выводы делаются по разным критериям и разным вводным, и частичное закрытие/или наоборот – опубличивание данных в этой игре, по сути, ничего не меняет.

– Создает ли тенденция к переводу закупок в закрытую фазу трудности для малого бизнеса? Представители МСП нередко жалуются на высокие барьеры в процедурной части закупок…

–  На наш взгляд, было бы логично скорректировать законодательство в части закупок у малого и среднего бизнеса, предусмотрев мягкий перевод предпринимателей на закрытые площадки. Это вполне реальный сценарий. МСП также нуждается в защите от вторичных санкций. Технически закупка по 223-ФЗ и в открытой, и в закрытой секции никак не отличаются. Иначе выглядит лишь механика приглашения участников. В закрытой части сам заказчик направляет информацию всем участникам с соответствующим кодом ОКПД.

– Как вы оцениваете техническую готовность других площадок к тому, чтобы работать в закрытом контуре? Нужно ли его расширять за счет добавления других игроков?

– У нас есть восемь ЭТП. С точки зрения безопасности, технического оснащения и модернизации три отобранные существенно превосходят остальных. Требуется одновременно обеспечивать множество процессов: как в рамках открытых, так и в рамках закрытых процедур (по 223-ФЗ и по 44-ФЗ). Чтобы соответствовать этому уровню другим площадкам придется достраивать защиту по высоким критериям безопасности, доказывать, что система работоспособна в условиях большого потока данных. Теоретически, если другие площадки пожелают дорасти до нужной планки, то государство не ставит никому заслонов. Об этом недавно говорили в Минфине.

Напомню, отбор специализированных ЭТП шел полгода, затем 9 месяцев продолжалось подключение. Естественно, возникает вопрос: почему за это время другие площадки не проявляли рвения, чтобы пройти по строгим критериям отбора. Некоторые представители ЭТП заявляли, что им не особо интересна такая работа. Теперь же, когда весь рынок движется в сторону закрытия закупочных процедур, они начали критиковать сформированные механизмы.

Сравнительная таблица специализированных ЭТП

АСТ ГОЗ ГПБ ETPRF
Платный доступ Участника и Заказчика к специализированной площадке

Стоимость: 9 737,50 р.

Договор- оферта ПО.
Платный доступ Участника и Заказчика к специализированной площадке

Стоимость: 10 500 р.

Инструкция по подключению к специализированной площадке «Закупки.Стратег»

Бесплатный доступ Участника и Заказчика к специализированной площадке

Стоимость: 0 р.

Необходимость устанавливать дополнительное ПО.

Инструкция по установке ПО ViPNet Client 4.5.3.65102
Необходимость устанавливать дополнительное ПО.

Инструкция по подключению к специализированной площадке «Закупки.Стратег»

Дополнительное ПО не требуется. Для подключения необходимо:

Установить совместимый браузер ChromiumGost и/или Яндекс.Браузер и выполнить настройку сайта по инструкции
Необходимо оборудовать отдельное рабочее место для подключения к закрытой сети.
Инструкция по подключению к защищенной сети АСТ ГОЗ – 5141
Чтобы работать одновременно с двух компьютеров, необходимо получить второй сертификат «Континент-АП».

Приложение 3. Установка личного сертификата и подключение к защищенной сети
Защищенное соединение обеспечивается для каждого Пользователя, таким образом сотрудник может осуществлять деятельность со своего рабочего места
Длительный срок подключения к площадке. Оператор АСТ ГОЗ рассматривает запрос на подключение в срок не более 3 (трех) рабочих дней с даты его поступления, далее срок формирования комплекта ПО ViPNet составляет не более 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента поступления оплаты на счет Оператора.

Инструкция по получению ПО ViPNet и ключевых наборов

Срок установки ПО зависит от Пользователя, так как настройки осуществляются самостоятельно.

Средний срок подключения к площадке.

Срок рассмотрения заявления с вложенными документами СКЗИ и выпущенным сертификатом не описан Инструкциями и Регламентом. Оператор ЭТП ГПБ передает Пользователю права на использование Программного обеспечения в течение 3 (трех) рабочих дней с даты зачисления денежных средств на расчетный счет.

Договор присоединения п.2.6.

Срок установки ПО зависит от Пользователя, так как настройки осуществляются самостоятельно.
Короткий срок подключения к площадке. Оператор ETPRF предоставляет подключение к закрытой сети площадки после направления запроса на подключение к закрытой сети. В среднем срок от появления Пользователя на ЭТП до его полной готовности к работе составляет 1-3 рабочих дня.
Блокирование доступа к другим ресурсам во время активной сессии в АСТ ГОЗ.

Инструкция по подключению к защищенной сети АСТ ГОЗ – 5141
Доступ к другим ресурсам не блокируется Доступ к другим ресурсам не блокируется
Приём обращений и консультирование по электронной почте с 8:00 до 17:00 (время московское).

Приём обращений и консультирование по телефону горячей линии круглосуточно.

Время реакции на обращение составляет не более 6 часов (в рабочее время).

Раздел Условия предоставления Технической поддержки абонентам защищённой сети передачи данных (ЗСПД) АСТ ГОЗ
Есть круглосуточная служба поддержки Пользователей, отправка сообщений в онлайн-чат службы поддержки, персональный консультант. Круглосуточная служба поддержки Пользователей, в том числе в выходные и праздники, персональный консультант, функционал «Чат» для оперативной связи с Пользователями.
Несовместимость ПО. Для работы необходимо специальное программное обеспечение «VipNet».

Для бесконфликтной работы совместно с КриптоПРО CSP необходимо отключать компоненты Поддержка работы ViPNet CSP.

Инструкция по установке ПО ViPNet Client 4.5.3.65102
ПО «Континент-АП 4.1.689.0» технически не совместимо с ПО «VipNet», в связи с этим недопустима их совместная эксплуатация на одном АРМ.

Инструкция 1.

Требования к АРМ
Работа в закрытой части СЭП ETPRF возможна при установленных программах вида Континент-АП и VipNet

27 ноября 2023, 15:36
640
Теги: #ETPRF #Электронные площадки

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.