Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Антон Гетта: «Время для кардинального упрощения 44-ФЗ пришло»

Антон Гетта: «Время для кардинального упрощения 44-ФЗ пришло»
Теги: #Закон #Законотворчество #Правительство #ФЗ-44

После принятия в третьем чтении поправок в закон “О закупках” эксклюзивное интервью сетевому изданию “Цифровые Закупки” дал депутат Государственной Думы РФ и лидер движения ОНФ “За честные закупки” Антон Гетта.

— Антон Александрович, 18 апреля в Государственной думе РФ был принят закон, значительно упрощающий и ускоряющий закупки по 44-ФЗ. Как проходила работа при подготовке текста законопроекта, все ли понимали его важность?

— Разумеется, важность поставленной перед депутатским корпусом задачи по разработке и принятию законопроекта, упрощающего и ускоряющего проведение закупочных процедур, понимали все. Иначе бы мы вряд ли уложились в столь короткие сроки: законопроект был внесен на рассмотрение Нижней палаты 5 апреля, а принят в третьем (окончательном) чтении уже 18 апреля.

Данный законопроект был подготовлен Правительством РФ совместно с Рабочей Группой по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданной по Поручению Председателя Госдумы Вячеслава Володина.

4 апреля на заседании РГ Госдумы по совершенствованию системы госзакупок экспертное сообщество в лице Минфина России, ФАС России, Федерального казначейства России, Счетной палаты РФ, профессионального и экспертного сообщества, представителей заказчиков, поставщиков, электронных торговых площадок, общественных организаций концептуально одобрили законопроект.

В эти же дни, с 3 по 5 апреля, как вы знаете, в Москве проходил специализированный Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», на площадках которого также активно обсуждалась тема упрощения 44-ФЗ. Некоторые инициативы, прозвучавшие на форуме, были внесены в текст поправок.

В итоге, несмотря на крайне сжатые сроки, перед первым чтением у нас вышел довольно взвешенный и выверенный документ, в котором были учтены основные предложения, продиктованные сегодняшним днем. Всего было принято 128 поправок – беспрецедентная цифра.

— Многие в среде закупщиков удивляются: почему именно сейчас назрела необходимость изменения системы закупок?

— Потому что сегодня на самом высоком уровне пришло понимание того, что 44-ФЗ необходимо «привести в чувство». Что без кардинального переформатирования работы всей контрактной системы, без повышения ее эффективности и скорости работы, выполнение 12-ти национальных проектов по «майскому указу» Президента России Владимира Путина будет, скажем мягко, крайне проблематичным. Пересмотр всего 44-ФЗ, и принятый в апреле закон – это только первый шаг на пути к переформатированию контрактной системы.

Главная цель вносимых изменений – помочь субъектам (заказчикам) выполнить поручения Президента, и в дальнейшем создать систему эффективных и быстрых закупок. Реалии сегодняшнего дня таковы, что в нынешнем виде система госзакупок точно не помогает, а тормозит реализацию нацпроектов. И если нацпроекты – это своеобразный «Крымский мост» в будущее, то сегодняшние поправки в работу контрактной системы – это обеспечение более быстрого и эффективного движения по этому мосту.

Поэтому время для кардинального упрощения 44-ФЗ – пришло.

— Как Вы считаете, удастся ли все-таки системно изменить не только сам закон, но и огромный массив подзаконных актов? Или все ограничится точечными поправками?

— Мы рассчитываем на большую системную работу. В апреле был принят не только уже озвученный нами законопроект, в целом касающийся совершенствования контрактной системы. Ранее в трех чтениях был принят схожий законопроект, упрощающий и ускоряющий закупки на нужды культуры (принят 10.04.2019 г.). То есть, уже ведется системная работа по комплексному изменению закупочного законодательства.

Ряд из озвученных депутатами Госдумы и экспертами инициатив и поправок уже принят в третьем чтении. Дополнительные предложения «уйдут» на осеннюю сессию и будут прорабатываться в рамках Рабочей группы Госдумы, о которой я упомянул выше. То есть, осенью у нас будет еще один полноценный законопроект с пакетом более глубоких и серьезных поправок в 44-ФЗ.

— Вам не кажется, что только изменением процедур закупок проблему не решить? Может быть, стоит обратить внимание на процессы рассмотрения споров между заказчиком и поставщиком, которые не только затягивают исполнение контракта, но и зачастую попросту срывают процесс поставки?

— Внося поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе», мы не только затрагиваем сами закупочные процедуры (хотя их, понятное дело, в первую очередь, сокращая сроки проведения закупок и упрощая их).

Среди уже принятых поправок можно привести в пример наделение заказчика правом заключения контракта с участником закупки, которому присвоен второй номер по итогам проведения конкурентной закупки, в случае расторжения контракта с победителем данной закупки.

Кроме этого, экспертным сообществом прорабатывается инициатива проекта Общероссийского Народного фронта «За честные закупки» о независимой экспертизе принимаемых работ, товаров и услуг. О ней мы говорили ранее: это механизм пресечения сговоров между заказчиками и подрядчиками (поставщиками), когда первые закрывают глаза на качество работ, товаров или услуг, предоставленных вторыми.

Сюда же можно добавить обсуждение в рамках совершенствования работы контрактной системы возможность использования механизма медиации при разрешении вопросов между заказчиком и поставщиком во время реализации контракта. Медиация предполагает быстрое решение вопросов между сторонами без доведения их до суда, и, как следствие, без затягивания сроков исполнения контракта. В конечном счете, эта мера также направлена на быструю и четкую реализацию национальных проектов.

— В ходе обсуждения поправок к закону говорилось об эффекте приспособления недобросовестных поставщиков к действующим нормам. Насколько новый закон защищен от этих приспособленцев? Остались ли в нем слабые места? Можно ли вообще в России создать такой закон, к которому нереально приспособиться?

— Сейчас этот вопрос звучит, во многом, как теоретический. Ответ на него даст только время, когда заказчики начнут работать по новым правилам, обретут новые практики и поделятся с экспертным сообществом информацией о проблемах, которые возникают. В определенном смысле, это своего рода «мостик» к следующему Форуму-выставке «ГОСЗАКАЗ» 2020, который, в том числе, обобщит эти практики, даст ответы на многие вопросы, связанные с правоприменительной практикой в области государственных и муниципальных закупок.

— Вы упоминали, что практика введения референтных цен зачастую приводит к срыву закупок, потому что объявленная цена – ниже себестоимости. Удалось ли решить эту проблему в новой редакции закона? И существуют ли у ОНФ собственные рецепты ее решения?

— Действительно, в рамках работы проекта ОНФ «За честные закупки» мы провели анализ закупок лекарств в 2017—2018 гг. на основе данных Федерального казначейства России и выяснили, что в целом по регионам количество несостоявшихся аукционов выросло на 3%. В отдельных субъектах, например, в Республике Марий Эл и Челябинской области, эта цифра превысила 200 и 100 процентов соответственно. Причина – использование референтных цен при определении начальной (максимальной) цены контракта. Мы обратились в Контрольное управление Президента Российской Федерации и Минздрав России с просьбой обратить внимание на эту проблему и принять срочные меры.

В апрельский пакет поправок к 44-ФЗ решение этой проблемы не вошло, так как оно как раз относится к блоку поправок, требующих более серьезной экспертной проработки до выноса второго пакета к осенней сессии Госдумы.

Но отмечу, что некоторые серьезные подвижки в сфере обеспечения граждан лекарствами через систему госзакупок есть. Одна из поправок, предложенная самим Премьер-министром Дмитрием Медведевым, – это увеличение предельного значения цены контракта на закупку лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, без проведения конкурентных закупок с 200 тысяч до 1 миллиона рублей. Эта норма принята и вступит в силу с 1 июля текущего года.

— Достаточно ли развита в России практика контроля за исполнением и использованием результатов контрактной деятельности? Хватит ли у государства сил следить за реальным, а не фиктивным исполнением контрактов? Что может предложить ОНФ по этой теме?

— В России действует серьезная система контроля за бюджетными расходами в рамках работы Счетной палаты РФ, Федерального казначейства России, Федеральной антимонопольной службы. Но, конечно, в системе государственных и муниципальных закупок, где только за 2018 год было «прокручено» порядка 9 триллионов рублей, сложно уследить за эффективностью исполнения каждого контракта.

Для этого и существует, в том числе, общественный контроль, экспертные сообщества, которые помогают сделать общий контроль за бюджетными расходами более эффективным. Например, по линии того же проекта ОНФ «За честные закупки» итогом совместной работы с ФАС России стали четыре карты картелей, 350 миллиардов рублей составила сумма закупок с признаками картельных сговоров, выявленная активистами, и 72 возбужденных антимонопольных дела. По некоторым из них компании-участники картельных сговоров уже выплатили десятки миллионов рублей штрафов.

И хотел бы еще раз проанонсировать новый проект активистов ОНФ – «Город N». Его суть заключается в том, что команда из активистов выезжает в город, на малую родину одного из них, и разбирает все закупки города с привязкой к местности.

В целом же, в 2019 году в рамках контроля за выполнением «майского указа» президента России, лидера ОНФ Владимира Путина планируется провести анализ закупок в сфере дорожного строительства, фельдшерско-акушерских пунктов, физкультурно-оздоровительных комплексов. Кроме того, будет проведен мониторинг эффективности закупок водоканалов и подготовлены системные доклады «Про лекарства», «Про дороги», «Про школу».

Все это, в целом, при взаимодействии с контролирующими органами, надеюсь, будет способствовать развитию максимально эффективного контроля за расходованием государственных средств.

23 апреля 2019, 16:10
231
Теги: #Закон #Законотворчество #Правительство #ФЗ-44
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.