Долгосрочная контрактация обладает огромным потенциалом в строительстве эффективной наукоемкой и эргономичной экономики, способной быстро фокусироваться на конкретных больших целях. А самое главное – под нее уже выстроена основная правовая инфраструктура. Дело за малым: включить уже существующие нормы в единую систему, увязанную с национальными задачами.
Признанный эксперт и академический исследователь системы закупок Валерий Гринев представил доклад, посвященный этой теме, в рамках XI интерактивного круглого стола «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ», организованного ЭТП ГПБ и Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова.
- Валерий Гринев, Заместитель Председателя Комитета Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам», кандидат военных наук, начальник юридического отдела ФГУП «Научно-исследовательский центр информатики при МИД России».
По словам В. Гринева, в самом названии Закона о закупках 44-ФЗ уже заложен вектор дальнейшего логического развития нормативной базы.
Согласно тексту документа, контрактная система предназначена «для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом перечня или каталога этих самых государственных нужд не существует. Современный уровень развития информационных технологий и темпы цифровизации позволяют такой перечень сформировать. Причем, без особой нагрузки на законотворческий блок и даже без радикальных реформ нормативной базы.
Оцифровка нужд, их описание позволит существенно усовершенствовать не только правовую, но и функциональную, прикладную часть закона.
В прошлом 44-ФЗ нередко критиковали за избыточное внимание к процедурной части закупки и недостаточный фокус на исполнении контракта. Складывается впечатление, что после акта приемки, при соблюдении всех требуемых формальностей, никому неинтересен дальнейший эффект проведенной государственной закупки.
Пригодился ли на самом деле предмет закупки? Насколько эффективное применение он нашел? Не дублирует ли следующая закупка из той же категории государственных нужд предыдущую? Формально эти вопросы входят в сферу компетенций Счетной палаты РФ. Но, во-первых, ни размер профессионального штата, ни качество больших данных, получаемых Счетной палатой, ни отсутствие хоть сколько-нибудь значимых дисциплинарных функций у этой организации не позволяют делать эту работу доскональной в масштабах всей страны. А во-вторых, вышеперечисленные вопросы гораздо важнее решать еще на этапе составления технического задания, а не постфактум, когда контракт уже исполнен и «поезд ушел».
Полагаем, что оцифровка и описание государственных нужд – это первый шаг к решению вышеуказанных проблем.
– Описание государственных нужд коррелирует с техническим заданием, – поясняет Валерий Гринев. – Каталог нужд имеет смысл связать с Каталогом товаров работ и услуг (КТРУ). В зависимости от трактовки государственной нужды под нее бы подбирался из каталога соответствующий предмет закупки. Коррупционная составляющая, человеческий субъективный фактор, при этом минимизируется до предела. Участие человека сводится только к наблюдению за работоспособностью соответствующих аппаратных средств закупок.
Передовая и популярная идея внедрения в экономику так называемых «долгосрочных» контрактов (5-10 лет) лучше всего раскрывает логику и целесообразность оцифровки государственных нужд.
К долгосрочным контрактам (из того, что представлено в нормативном поле РФ на текущий момент) относятся следующие инструменты:
- Контракты со встречными инвестиционными обязательствами (офсетные контракты)
- Контракты жизненного цикла (КЖЦ)
- Специальные инвестиционные контракты (СПИК)
- Концессионные соглашения
- Соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве (ГЧП/МЧП)
- Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СПЗК)
Первые три, при этом, регламентированы 44-ФЗ. А последние три не вписываются в контрактную систему. Получается, что чисто формально они находятся вне юрисдикции обеспечения государственных нужд, хотя по функционалу связаны с этой задачей.
По словам Валерия Гринева, законодательный сюжет о долгосрочных контрактах может быть внесен в Закон о закупках (должен появиться некий «пакет» поправок, связанный с долгосрочной контрактацией). Существенных идеологических и технических препятствий для этого нет.
Между контрактами жизненного цикла (44-ФЗ), концессионными соглашениями (115-ФЗ) и ГЧП (224-ФЗ) нет большой разницы, которая бы мешала бы имплементировать эти инструменты в один законодательный блок. Объединяющим элементом при этом является описание объекта закупки. У вышеперечисленных инструментов есть отличительные особенности (это права и обязанности, которые возлагаются на стороны контракта/соглашения), но самое главное, что описание объекта закупки во всех трех случаях практически идентично.
Устройство перечисленных законов, их определения и названия статей позволяют достаточно просто осуществить их интеграцию в блоке о долгосрочных контрактах.
– За долгосрочными контрактами шансы на развитие нашей страны, – отмечает Гринев. Недавно был подписан Закон о бюджете, который дает понимание наших финансовых возможностей. Подчеркну, что понимание этих возможностей имеет огромное значение. Каждый государственный заказчик имеет лимиты бюджетных обязательств, и в зависимости от обстоятельств получает права в денежном выражении. Получив их, и не выходя за рамки лимита, он решает вопросы. А принципы построения отношений между подрядчиками, поставщиками, исполнителями определяются системой закупок.
Правовое регулирование долгосрочных правоотношений в рамках закупочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд динамично развивается. Главным образом новые положения связаны с принятием в 2021—2022 гг. ряда федеральных законов, среди которых магистральным является оптимизационный 360-ФЗ от 02.07.2021 года (а также 46-ФЗ, 64-ФЗ, 104-ФЗ, 109-ФЗ, 160-ФЗ, 231-ФЗ, 272-ФЗ и 420-ФЗ). То есть, в общей сложности, эту область на текущий момент регулируют десять законов.
Учитывая этот законотворческий тренд, для дальнейшего эффективного развития законодательства о закупках, актуально вернуть в поле широкой дискуссии тему целеполагания закупочных процессов. Что важнее? Сугубо экономия денежных средств или достижение совокупного результата по формуле «качество + цена + удовлетворение потребности»? Востребована новая, более объективная идеологическая платформа, которая позволит связать реальные цели национального развития с конкретными предметами закупки и органически вытекающими из поставленных задач показателями эффективности.
В сущности, за каждым нацпроектом можно закрепить список приоритетной наукоемкой продукции. Национальные цели развития вполне могут быть конкретизированы в наборе товаров, работ, услуг. К этому призывают и сами представители российского промышленного комплекса.
Тему оцифровки государственных нужд можно будет обсудить в рамках XVIII Всероссийского Форума-выставки “ГОСЗАКАЗ”, который пройдет 19-21 апреля в Сколково. Форум является крупнейшей публичной встречей профессионалов системы закупок, традиционно он выполняет функции лаборатории законопроектных инициатив. Озвученные на его площадке идеи, нередко обретают нормативное воплощение.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет