Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Лучшие закупочные практики регионов в 2021 году

Экспериментальные площадки работают с опережением федеральных законов
Лучшие закупочные практики регионов в 2021 году
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Гильдия #Законотворчество #нормирование #Экспертиза

На протяжение пяти лет крупнейшее общественное объединение профессионалов контрактной системы –  Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам анализирует работу региональных уполномоченных органов, выделяя лучшие нормативные и технические ноу-хау. «Реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок» ведется на регулярной основе с 2016 года.

Иногда субъекты РФ предвосхищают тренды федерального законодательства – внедряя в жизнь некоторые инструменты задолго до того, как это стало мейнстримом. Например, электронное актирование, метод совместной централизованной закупки, типовые контракты, электронные магазины – появились в регионах на правах подзаконных локальных практик  раньше, чем стали базовой частью национального Закона о контрактной системе. Уже понятно, что следующими на очереди будут: «экспертиза приемки», «нормирование бюджетных затрат», «офсетные контракты»…

Эти практики развиваются в разных уголках страны опережающим темпом,  что, во-первых, говорит об их реальной востребованности в экономике России. Во-вторых, это наглядное свидетельство, что в РФ наконец-то сформирована «клиенто-ориентированная» контрактная система (в самом хорошем смысле этого термина). Между теми, кто пишет законы и теми – кто их применяет, налажена эффективная обратная связь. Ведущим звеном этой связи является Гильдия, которая выступает одновременно лабораторией законопроектных инициатив и экспериментальным «цехом» для выработки передовых решений.

За 2021 год Гильдией были выявлены, верифицированы и приведены в концептуальный формат пять лучших региональных практик. С их популярной выжимкой вы можете ознакомиться ниже:

  1. Централизованная модель управления закупками отдельных видов юридических лиц в Алтайском крае.

Реализует Министерство экономического развития Алтайского края. Централизация процесса обеспечения потребностей заказчиков в рамках 44-ФЗ ведется в регионе более 15 лет. В 2016 году было принято решение по внедрению аналогичной модели и в разрезе 223-ФЗ. Установлены единые требования к участникам закупок и составу заявок, критерии их оценки и сопоставления. Практика также распространяется на закупочную деятельность унитарных предприятий, краевых автономных и бюджетных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Алтайского края превышает пятьдесят процентов.

Разработана и утверждена типовая форма соглашения о передаче функций и полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) специальному органу КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края». К полномочиям заказчиков отнесены –  планирование, подготовка заявки на осуществление закупки, заключение договоров и их исполнение. Утверждено типовое положение о закупке товаров, работ, услуг с учетом индивидуальных особенностей каждой категории заказчиков. Модуль «223-ФЗ» работает в региональной информационной системе Алтайского края «АИС Госзаказ». Использование данного ресурса обеспечивает полный цикл закупочной процедуры – от формирования плана закупок до заключения договора, практически полностью исключив «бумажный» документооборот. Предусмотрена возможность проведения онлайн-комиссий с использованием функционала «АИС Госзаказ» и подписания членами комиссии протоколов электронной цифровой подписью. На постоянной основе посредством единой информационной системы в сфере закупок осуществляется мониторинг закупочной деятельности заказчиков на предмет выявления товаров с избыточными потребительскими свойствами.

Результатом передачи функций по определению поставщиков заказчиков единому органу, применения типовых стандартизированных документов, разработанных краевым регулятором, является повышение качества закупочной деятельности и снижение коррупционных рисков. Кроме того, благодаря механизму автоматического контроля вводимой информации, реализованному в АИС «Госзаказ», удалось существенно сократить количество ошибок, допускаемых заказчиками при проведении закупочных процедур. Фактический индикатор предпринимательской активности в централизованных закупках составил 2,6 заявок участников на одну процедуру.

  1. Система оперативного информационно-методологического взаимодействия с региональными заказчиками.

Реализует Министерство экономического развития Ростовской области. Система электронного документооборота уже более 10 лет применяется в региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления. К системе подключены и подведомственные учреждения. Минэкономразвития области, наделенное полномочиями регионального уполномоченного органа в части методологии в сфере государственных закупок, информирует о выявляемых нарушениях в целях предупреждения их в дальнейшем. Из-за большого количества региональных заказчиков (более 5 тысяч) внедрена практика регулярных ВКС. В совокупности с доведением материалов через систему электронного документооборота она получила условное название «Система «ИнфоПовод». С поправками на коронавирус она была усовершенствована: появилась практика непосредственного адресного взаимодействия минэкономразвития со специалистами региональных заказчиков через аккаунты и электронные адреса специалистов и доступности для них материалов в режиме 24/7.

  1. Механизм согласования закупочных документов в коллегиальных органах Волгоградской области.

Реализует Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области. Это трехуровневая система коллегиальных органов по согласованию документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Волгоградской области и подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. Первый уровень: органы контроля исполнительной власти Волгоградской области. Второй уровень: органы контроля при первых заместителях и заместителях Губернатора Волгоградской области в соответствии с отраслевой принадлежностью заказчика. Третий уровень: орган контроля при вице-губернаторе – руководителе аппарата Губернатора Волгоградской области.

Предварительное согласование закупочных документов, разрабатываемых заказчиками, значительно снижает риски неоднозначного толкования положений закупочных документов, а значит и возможность их последующего обжалования со стороны участников закупок. Высокая оперативность рассмотрения проблемных вопросов при составлении документации.

Согласованию в обязательном порядке подлежат закупочные документы, включенные в специальный Перечень закупок.

Всего в перечень входят три категории товаров, работ, услуг (за исключением закупок с гостайной и закупок у единственного поставщика):

  • закупки в рамках реализации национальных, федеральных, региональных или приоритетных проектов;
  • закупки с начальной (максимальной) ценой контракта (максимальным значением цены контракта) свыше 50 млн рублей;
  • закупки, имеющие высокую социальную или экономическую значимость для Волгоградской области [в зависимости от количества или категории конечных получателей материальных или нематериальных благ в результате осуществления таких закупок, специфики объектов закупок, обусловленной их технической сложностью (уникальностью, инновационностью)].

Согласованию подлежат: техническое задание; обоснование НМЦК; требования к участникам закупки; сведения о предоставляемых преимуществах и (или) применении национального режима при осуществлении закупок, критерии оценки заявок участников закупки; дополнительные соглашения к заключенным контрактам, предусматривающие изменение их существенных условий или их расторжение.

Закупки, не прошедшие согласование коллегиальными органами, не осуществляются.

  1. Экспертиза товаров, работ и услуг в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов. Продукты питания для социально-значимых объектов.

Реализует Министерство экономического развития Саратовской области. Применяемая практика исключает приемку по контрактам фальсифицированных либо некачественных продуктов питания. Закупки продуктов питания в Саратовской области осуществляют 2 тысячи бюджетных учреждений (ежегодно заключается более 77 тысяч контрактов), при этом с учетом периодичности поставок проводится около 1 млн приемок и экспертиз по контрактам. Установлено, что основными сложностями, связанными с организацией экспертизы продуктов питания по контрактам являются:

  • отсутствие единых правил проведения экспертизы силами заказчика;
  • разрозненность процессов приемки по контрактам и работы с электронными ветеринарными сопроводительными документами, в т.ч. их гашения;
  • необходимость обучения значительного количества сотрудников, задействованных в приемке (с учетом разветвленной сети учреждений);
  • отсутствие средств на привлечение внешних экспертов для проведения лабораторных исследований по каждой партии продукции (учитывая частую  периодичность поставок);
  • сложность законодательства в сфере стандартизации и технического регулирования (требования к качеству товаров, их маркировке, упаковке, условиям доставки и хранения регламентируется большим количеством технических регламентов, ГОСТ и т.д. ).

В целях создания единой методологической основы работы заказчиков министерством экономического развития Саратовской области разработаны «Типовые инструкции по организации приемки и экспертизы нескольких категорий мясо-молочных продуктов питания».

Инструкции содержат в т.ч. методологию анализа электронных ветеринарных сопроводительных документов на предмет установления «прослеживаемости» поставляемых товаров, проверки подлинности деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов на официальном сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration).

Типовые инструкции включают: свод технических регламентов и основных государственных стандартов; пошаговый алгоритм действий должностных лиц заказчика по основным стадиям приемки; факторы риска, указывающие на возможную поставку некачественной и/или фальсифицированной продукции; рекомендации по привлечению независимых экспертов для оценки качества товаров; примерный перечень вопросов для включения в договор на проведение экспертизы.

  1. Централизация закупок на региональном уровне по принципу «одного окна».

Реализует Министерство финансов Удмуртской Республики. Для реализации задуманного была законодательно оформлена передача полномочий уполномоченного органа закупок  Минфину УР. Проведена доработка Государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики», система оснащена дополнительным блоком «Малые закупки». Сформирован и ведется региональный справочник «Каталог типовых товаров, работ, услуг». Сформирована и ведется региональная библиотека типовой документации закупок товаров, работ, услуг, типовых контрактов (в промышленной эксплуатации с 2018 года).

Задействованы программные модули: «Web-Торги-КС»  –  автоматизация закупок по 44-ФЗ;  «Закупки отдельных видов юридических лиц»  –  автоматизация закупок по 223-ФЗ; программный модуль «Региональный каталог товаров, работ, услуг» (Региональный КТРУ) – свод технических заданий, типовых документаций о закупке, типовых контрактов, «история цен», автоматический контроль НМЦК(Д) на непревышение расчетной цены на основании «истории цен»; комплекс программных модулей «Малые закупки».

В совокупности все это позволяет осуществлять предупреждающий контроль закупок, выявление нарушений происходит до начала процедуры закупки:

  • 1) Автоматизировать процесс составления технических заданий для проведения закупок;
  • 2) Ускорить и упростить работы по организации процесса закупок заказчика, уполномоченного органа (уменьшение трудозатрат и экономия времени);
  • 3) Минимизировать ошибки, возможные при формировании технического задания;
  • 4) Увеличить открытость и прозрачность закупок, экономия бюджетных средств, «эффект присутствия» контролирующих органов.

Элементы нормирования закупочной деятельности

Контрактная система региона не допускает закупок товаров, работ, услуг с избыточными характеристиками и по завышенным ценам. Общее правило: специалист РЦЗ на этапе подачи заявки заказчика на осуществление закупки проверяет расчет НМЦК(Д), техническое задание, проект контракта (договора) на соответствие требованиям законодательства. Оценка обоснованности закупки с НМЦК более 10 млн руб. На этапе общей проверки заявки на закупку: по причине выявления нарушений в 2018 году заказчику возвращалась каждая пятая заявка на закупку, в 2019 году – каждая четвертая, в 2020 году – каждая шестая. По результатам устранения нарушений снижение общей сумму НМЦК составило 143,55 млн руб. в 2019 году и 165,21 млн руб. в 2020 году.

Ведение «Регионального КТРУ»

Результат:

  • возможность объединения в группы по кодам;
  • установка типовых технических характеристик ТРУ произвольного формата и типовых единиц измерения для каждой позиции каталога;
  • автоматическое формирование технических заданий, формы первой части заявки на участие в закупках с использованием сформированных типовых технических заданий, устанавливаемых в каталоге;
  • ведение типовых контрактов (договоров) для каждой группы ТРУ из каталога, формирование и редактирование типовых контрактов (договоров);
  • формирование дополнительного приложения к проекту контракта (договора) в зависимости от выбранных ТРУ;
  • использование каталога на всех стадиях проведения определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), начиная от проекта планов-графиков закупок;
  • формирование заказчиками заявки для включения позиции в каталог;
  • установка альтернативного ограничения для пользователей выбора закупаемых позиций только с использованием каталога или без его использования по определенным группам ТРУ;
  • ведение «истории цен» по уже закупленным позициям каталога, по заключенным контрактам (договорам);
  • формирование обоснования НМЦК(Д);
  • формирование средневзвешенной цены ТРУ из каталога;
  • автоматический контроль НМЦК на непревышение расчетной цены на основании «истории цен», с возможностью гибкой настройки допустимого размера превышения;
  • формирование отчетов по ценам контрактов (договоров);
  • объединение планируемых закупок в совместные торги по одинаковым позициям ТРУ из каталога;
  • интеграция с Федеральным КТРУ, формируемым в соответствии с 44-ФЗ, контроль внесения изменений в Федеральным КТРУ по уже созданной позиции Регионального КТРУ;
  • использование Регионального КТРУ также и для закупок по 223-ФЗ.

Более подробно и наукообразно об этих практиках можно прочесть на сайте Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.

Автор: Артур Королев

27 декабря 2021, 13:41
547
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Гильдия #Законотворчество #нормирование #Экспертиза

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.