Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ЗАКУПКИ В РОССИИ В 2019 ГОДУ:  АНАЛИЗИРУЕМ, СОПОСТАВЛЯЕМ, ДУМАЕМ

19 мая 2020 года Министерство финансов  РФ на своем официальном сайте разместило сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга  в соответствии с  44-ФЗ по итогам 2019 года
ЗАКУПКИ В РОССИИ В 2019 ГОДУ:  АНАЛИЗИРУЕМ, СОПОСТАВЛЯЕМ, ДУМАЕМ
Теги: #44-ФЗ #Аналитика

19 мая 2020 года Министерство финансов  РФ на своем официальном сайте разместило сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга  в соответствии с  44-ФЗ по итогам 2019 года

Сетевое издание «Цифровые Закупки» внимательно изучило данный отчет и предлагает читателям ознакомиться с теми результатами, которые, по мнению редакции, представляют особый интерес.

Так, на основании данных ЕИС о заказчиках, осуществлявших закупки в 2019 году, установлено, что подавляющее большинство – это заказчики муниципального уровня (70,2%), на втором месте –  заказчики субъектов Российской Федерации (20,3%) и замыкают тройку федеральные заказчики (9,5%). Как видно, подавляющее большинство заказчиков – муниципальные, а, соответственно, можно сделать вывод о том, что основная часть специалистов, занятых в сфере закупок в России, работает в учреждениях и органах власти именно муниципального уровня. В этой части важно отметить, что Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам уделяет большое значение сбору законодательных инициатив от муниципальных заказчиков.

Также из результатов мониторинга видно, что всего в России в настоящий момент функционирует 1 999 уполномоченных органов и уполномоченных учреждений, из которых 1 821 действуют на муниципальном уровне.

Далее интерес представляет общее количество участников закупки, информация о которых включена в единый реестр участников закупок – 326 306 участниках, из которых юридических лиц –  241 428 (включая 7 нерезидентов), а индивидуальных предпринимателей –  71 242 (85% от всех физических лиц).

Для сравнения важно понимать  общее количество потенциальных участников закупки:  так, всего, по данным налоговой службы, в ЕГРЮЛ внесено около 650 000 записей, а в ЕГРИП – чуть более 500 000 записей. Можно сделать вывод, что существует достаточно большое количество предпринимателей (в основном – индивидуальных предпринимателей), которые пока не участвуют в процедурах государственных и муниципальных закупок.

Далее в отчете отмечается, что наибольшая заинтересованность участников  закупок проявлена в отношении закупок в рамках реализации национальных проектов –  «Жилье и городская среда», «Демография» и «Образование».

Как известно, основным способом определения поставщика в соответствии с требованиями 44-ФЗ является электронный аукцион, на долю которого в 2019 году пришлось 2,2 млн (74%) извещений с общей суммой Н(М)ЦК  7,4 трлн рублей (77%). Второе место занимает закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) c общей суммой Н(М)ЦК  438,7 млрд рублей (5%) и замыкает тройку лидеров запрос котировок в электронной форме (общая сумма МЦК 27,8 млрд рублей (0,3%).

Поддержка субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям также нашла свое отражение в отчете. Так,  в 2019 году заказчики для данных категорий участников закупки разместили 1,3 млн (44%) извещений о закупке, что на 60% больше количества аналогичных извещений, размещенных в 2018 году и в 2,2 раза больше, чем количество указанных извещений о закупках в 2017 году. Из этого можно сделать вывод, что возможностей для участия СМП и СОНО в процедурах закупки становится с каждым годом все больше.

Однако, если говорить про конкурентную среду, то, к сожалению, большинство процедур закупок (35%) сопровождались подачей всего одной  заявки.

Результаты закупок также отражены в отчете, в соответствии с которым в 2019 году заключено и размещено в реестре контрактов 3,6 млн контрактов на общую сумму 8,21 трлн рублей. Интересный факт: количество контрактов равно аналогичным цифрам 2018 года, а стоимостной объем – увеличился на 20% (6,86 трлн рублей). При этом, если в начале статьи мы отметили, что большинство заказчиков – муниципальные, то в данном случае – контракты муниципального уровня занимают второе место по количеству контрактом (30%), а по общей стоимости – третье (22%).

Важный момент – ситуация с обжалованием действия (бездействия) субъектов закупок. Так, в отчетном периоде в ФАС России поступило 87 064 жалобы, из которых 29 109 –  были признаны обоснованными (в том числе, частично), что составляет 44 % от общего количества рассмотренных жалоб. В реестр недобросовестных поставщиков в 2019 году  ФАС России включены сведения о 12 966 участниках закупки, при этом основная причина – одностороннее расторжение контракта.

Автор: Павел Лисин

2 июня 2020, 14:55
829
Теги: #44-ФЗ #Аналитика
Автор: Лисин Павел Владимирович

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.