Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Весь нацрежим в едином правовом акте – перспектива унификации

Унификация правил национального режима в закупках для 44-ФЗ и 223-ФЗ, есть ли продвижение?
Весь нацрежим в едином правовом акте – перспектива унификации
Теги: #Национальный режим

Предложение собрать все требования нацрежима в одном нормативном документе содержится в Резолюции XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Резолюция была подготовлена крупнейшим в стране сообществом профессионалов закупок и направлена органам законодательной власти РФ.

Параллельно идею распространить правила нацрежима с  44-ФЗ на 223-ФЗ последовательно продвигает Министерство промышленности и торговли. Это амбициозный проект, который потребует ювелирной юридической работы и политического давления со стороны государства на корпорации, у последних есть основания сопротивляться протекционизму и принятию соответствющего законопроекта.

Не удивительно, что на практике российская нормативная среда к заявленной цели за полгода продвинулась очень мало.

Об этом, например, свидетельствует последнее июньское разъяснения Минфина о правилах указания страны товара в заявках и договоре при закупках по 223-ФЗ. Письмо Минфина России от 08.06.2023 № 24-07-09/53177 сообщает, что прерогатива требовать данные о происхождении продукции при закупках – это дело сугубо добровольное для корпоративных заказчиков. Никаких обязательств и ограничений 223-ФЗ по этой части до сих пор не содержит.

В разъяснении Минфина говорится, что наличие (или отсутствие) требований нацрежима определяется внутренним регламентом заказчика (для конкурентной закупки – указывается в документации о конкурентной закупке, в извещении о проведении запроса котировок). А если в соответствии с заключаемым договором предусмотрена поставка товара с разными странами происхождения, то в такой договор при его заключении включается информация о каждой стране происхождения товара.

Вольные правила импортозамещения в 223-ФЗ (вернее, их полное отсутствие) означают  утраченные возможности российской экономики. К сведению, национальный рынок закупок госкомпаний – оценивается как минимум в 23 трлн рублей, по самым скромным расчетам 15% от этой суммы занимает импорт, а по самым нескромным – импорт составляет более 50%. Хотя бы часть этого сбыта должна доставаться развивающимся российским компаниям, промышленному бизнесу и наукоемким проектам.

В начале года российских производителей обнадежили тем, что в результате аккуратной реформы Правительство РФ сможет устанавливать запрет, ограничение на приобретение импортных товаров, а также преимущество для российской продукции, в том числе при закупках по Закону 223-ФЗ. В апреле на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» о работе над соответствующим законопроектом рассказал Артем Гриненко, заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России. Как он объяснил, основным препятствием для такого нормативного регулирования в рамках 223-ФЗ является Договор ВТО. При этом Гриненко рассказал о легальных способах адресного протекционизма в корпоративном секторе: а) по кругу  ограниченной категории лиц, б) по кругу специализированных закупок, к которым государство может ввести запреты и ограничения на импорт и преимущества для продукции отечественного происхождения в закупках, не выходя за рамки требований ВТО.

Унификация правил нацрежима. Предложение участников пленарного заседания «ГОСЗАКАЗ: 10 лет контрактной системе»:

  1. Систематизировать, унифицировать и обобщить в едином нормативном правовом акте случаи, порядок и условия применения национального режима при осуществлении закупок.
  2. Создать пилотный проект для реализации ускоренного механизма подтверждения российского происхождения товара, производимого на территории новых субъектов Российской Федерации, с участием экспертов ОПОРЫ РОССИИ.

По поводу второго предложения необходимо пояснить, что вопрос оперативной и достоверной идентификации российского происхождения – это одно из препятствий для развития систем протекционизма в закупках. Из-за сложности и запутанности процедур подтверждения российские производители и поставщики слабо мотивированы работать с соответствующими реестрами Минпромторга, бороться за государственный, а тем более – за корпоративный заказ. Привлечение к организационным и наблюдательным функциям ОПОРЫ РОССИИ может ускорить и упростить процесс, улучшить конкурентную среду и доступ российских производителей к закупкам госкомпаний. К такому выводу подталкивает аналогичный опыт с исполнением квот на закупки у малого бизнеса по 223-ФЗ. Когда к делу привлекли Корпорацию МСП, работа пошла гораздо быстрее и эффективнее, а сами закупки у МСП перестали быть формальным вопросом и перешли в практическую плоскость.

Статистику не обманешь

У законодательного блока с унификацией нацрежима дела идут не быстро, зато в сфере технического обеспечения этого процесса получается лучше всего. Цифровую инфраструктуру для нацрежима вполне успешно строит Федеральное казначейство. В частности, готовится система автоматизированной отчетности о закупках российских товаров. После «возвращения» заказчиков по 223-ФЗ в поле зрения государства (для этого создан закрытый контур ЕИС) сведения об объеме закупок продукции российского происхождения станут доступными для контроля. Уже есть понимание по срокам процесса: предполагается, что цифровая отчетность по национальному режиму для корпоративных заказчиков станет обязательной до 1 февраля года, который следует за отчетным. В рамках 44-ФЗ такая информация абсолютно доступна.

Дискуссионный вопрос касается сроков. Планировалось, что новшества по обязательной отчетности госкомпаний и госкорпораций вступят в силу уже с 1 октября 2023 года, а их положения о закупках нужно будет привести в соответствие с поправками «нового нацрежима» до 1 января 2024 года. Сбудутся ли эти планы в реальности – это очень большой вопрос, который зависит от политической воли.

Евгений Демидов, руководитель Межрегионального контрактного управления Федерального казначейства:

– Одно из важных направлений нашей работы – это развитие функции мониторинга закупок товаров российского происхождения. В 2021 году такой функционал был внедрен, в системе появилась возможность учета и мониторинга закупок товаров российского происхождения, были внедрены механизмы квотирования закупок товаров российского происхождения. Тренд развития данного функционала идет в направлении повышения достоверности информации о том, что товар действительно является российским. Над методологией этого процесса работает Министерство промышленности и торговли. В перспективе нас ждет внедрение национального режима в 223-ФЗ. Пока это только обсуждается, но чтобы исполнять данные квоты потребуются некоторые дополнительные инструменты, которые в настоящий момент применяются только к 44- ФЗ.

У идей унификации нацрежима есть сторонники не только в коридорах правительства. За нее выступают некоторые главы регионов.

В частности, на заседании Госсовета по развитию промышленности с участием Президента, идею в исчерпывающей форме описал губернатор Тульской области Алексей Дюмин.

Он предложил распространить нацрежим  (запреты, ограничения, правило 2-го и 3-го лишнего) на все закупки в стране (сейчас он действует только на государственных заказчиков). А также закрепить в законе ответственность за невыполнение национальных квот на закупку наукоемкой продукции российского происхождения. Закон о квотах принят давно. Однако меры принуждения к его исполнению отсутствуют. Если государственные заказчики хотя бы делают вид  в своих годовых отчетах, то корпорации даже не пытаются удачно позировать. Сейчас это норма, за нарушение которой, никому ничего не будет. Закон нужно доводить до ума.

  • Национальный режим в рамках 223-ФЗ предусмотрен только при закупках радиоэлектроники: установлен приоритет в размере 15% или 30% при проведении конкурентных процедур (конкурс, запрос котировок, запрос предложений на приобретение радиоэлектронной продукции). Для достижения минимальной доли закупок товаров российского происхождения корпоративным заказчикам предписывается предоставить приоритет отечественной продукции в порядке, предусмотренном положением о закупке заказчика.

Нормы национального режима в рамках 44-ФЗ в последнее время также подвергаются корректировке. Есть планы послаблений и упрощений в правила исполнения госконтрактов, которые заключены по итогам закупки с ограничениями допуска. Обязанность представлять документы о стране происхождения товара хотят отменить. Согласно свежим пояснениям Минпромторга РФ, который регулирует данный вопрос: если в заявке привели номер записи из реестра российской промпродукции, то на момент передачи товара надо, чтобы заключение о том, что товар произвели в РФ, действовало, а продукция была включена в реестр.

Справка

  • С 01.07.2023 заработал новый список офшоров: в него вошла 91 страна, в том числе США, Япония и государства Евросоюза  (Приказ Минфина России от 5 июня 2023 г. № 86н). Участником госзакупок не может быть компания, которая зарегистрирована в офшорной зоне.

Автор: Андрей Троянский

13 июля 2023, 17:21
553
Теги: #Национальный режим

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.