Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Нормативная схватка за технологический суверенитет: нацрежим в 223-ФЗ

Минфин разработал базовый законопроект для внедрения национального режима в 223-ФЗ
Нормативная схватка за технологический суверенитет: нацрежим в 223-ФЗ
Теги: #223-ФЗ #ВТО #Импортозамещение #Национальный режим #Протекционизм

Минфин разработал базовый законопроект для внедрения национального режима в 223-ФЗ. Он подразумевает механизмы обхода правил ВТО для использования преференций российским поставщикам в закупках госкомпаний и госкорпораций. Если его примут, то уже с октября правительство сможет вводить адресные запреты и ограничения на импорт, осуществляемый корпорациями.

Изначально, задача внедрения нацрежима в 223-ФЗ была поставлена первым вице-премьером Денисом Мантуровым незадолго до XVIII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». На Форуме в сообществе профессионалов отрасли ее еще раз озвучил заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков. Однако четкого представления о том, какими нормативными способами можно воздействовать на корпорации – не было. Поскольку в 223-ФЗ такие механизмы попросту отсутствуют.

«Цифровые Закупки» задали этот «неудобный» вопрос дважды – непосредственно Василию Осьмакову, и Артему Гриненко, заместителю директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России.

– Это просто правка в 223 закон, которая позволит использовать систему запретов и ограничений, которая уже работает в рамках 44-ФЗ. Имеются в виду Постановления Правительства: 719, 616, 617, механизмы квотирования, – пояснил Василий Осьмаков. – Просто зеркально по какому-то перечню транслировать эти нормы в 223-ФЗ. Это достаточно понятное правовое действие с точки зрения механизмов, но сложное в контексте работы самих госкомпаний. Для них это будет новая реальность, это несколько усложнит для них процедуры закупок. Поэтому делать это надо поэтапно, с учетом их инвестиционных программ.

Нельзя не заметить, что до сих пор корпоративный сегмент закупок никак не поддавался протекционизму. В нем физически отсутствуют легальные способы защитить своего поставщика от давления внешнего рынка. А тем более законодательно принудить российские корпорации к использованию отечественных технологий, оборудования или промышленных стандартов. Это существенная уязвимость для технологического суверенитета. Поскольку именно в сфере действия 223-ФЗ сосредоточена основная часть промышленной жизни страны: практически все наукоемкое производство, и вся деятельность сырьевых монополий.

Если законопроект будет принят, то государство сможет регулировать импорт корпораций при помощи запретов и преференций для отечественных компаний со ссылкой на национальные интересы или безопасность. До сих пор такая политика считается недопустимой именно из-за участия России в ВТО. Однако с недавних пор апелляционные суды ВТО превратились в бессмысленный анахронизм. Они закрыты как для российских, так и для иностранных поставщиков.

Важно, что в Минпромторге, говоря о нацрежиме для 223-ФЗ, вспомнили про квотирование. Дело в том, что требования к исполнению национальных квот на закупку высокотехнологичной российской продукции так и не стали обязательными для корпораций. Хотя закон о квотах уже принят несколько лет назад. Правоприменительная практика так и не была доведена до логического завершения. Возможно, законопроект позволит вернуться к этому вопросу с более устойчивых юридических позиций.

Появление законопроекта стало исполнением требований президента и поручений первого вице-премьера Андрея Белоусова и вице-премьера и главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко в ответ на запросы парламентариев, напоминает КоммерсантЪ.

Артем Гриненко, заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России – ответы на вопросы в рамках «Прямой линии с регулятором» на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ»:

– По данному вопросу ведется серьезная законодательная работа. Есть целый комплекс поручений, поступивших от Правительства РФ. Минфин России готовит законопроект, которым предусмотрены изменения как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ. История с нацрежимом в закупках непростая. В силу закона об основах внешнеторговой деятельности, Российская Федерация установила, что товарам, которые происходят из зарубежных стран, предоставляется национальный режим. Это означает, что к внешним товарам мы относимся как к своим. Некоторые путают, но предоставить национальный режим – на языке права –  означает дать гостям такие же права как себе. Кроме того, у РФ существуют международные договоры, которыми национальный режим предоставляется разным государствам. Наибольшее количество стран, которым Российская Федерация предоставила национальный режим, упоминается в договоре ВТО. РФ ратифицировала соответствующий международный документ. Также отдельные положения, касательно нацрежима, содержит договор об СНГ. Аналогичные положения есть в договоре ЕАЭС.

Артем Гриненко пояснил, почему нельзя принять зеркальные меры в 223-ФЗ по аналогии с 44-ФЗ.

В международных актах, принятых РФ, действует разный режим. Закон о внешнеторговой деятельности и документ ВТО изымают вопросы госзакупок из своего регулирования. То есть госзакупки – они сами в себе, они не испытывают давления международного права. Поэтому в сфере государственных закупок допустимо более жесткое регулирование.  А в рамках 223-ФЗ мы должны учитывать, что закупки осуществляются также в коммерческих целях. Регулирование одинаковым быть не может, поскольку мы уже пообещали другим государствам предоставлять равные условия зарубежным товарам как своим за рамками государственных закупок. Значит, необходимо искать варианты, которые позволят Российской Федерации, установить запреты и ограничения для импортной – и преимущества для продукции отечественного происхождения: обязательно в тех пределах, которые допускаются международными обязательствами РФ.

По словам Гриненко, для достижения этой цели Минфином проделана большая аналитическая работа. Исследовано большое количество международных документов, чтобы найти в них положения, которые бы позволили правительству точечно и адресно использовать меры протекционизма.

– Договор ВТО содержит отдельные исключения для некоммерческих закупок. А госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, автономные и бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями. Они осуществляют свои закупки в общественно-полезных государственных целях. Вот здесь нащупываются определенные исключения. Нами исследуется история с «категорией лиц», а также – с «целью и направленностью закупки».

К примеру, правила ВТО не применяются для категории расщепляемых материалов. Таким образом, закупки в сфере использования атомной энергии не подпадают под правила ВТО.

– Такого рода исключений несколько. Мы над ними работаем и планируем предложить Правительству целую палитру решений по кругу лиц, по кругу закупок, чтобы именно в тех сферах, где это возможно, – государство ввело запреты и ограничения на импорт и преимущества для продукции отечественного происхождения.

По словам Гриненко, законопроект Минфина является комплексным: как для 223-ФЗ, так и для 44-ФЗ. Идея в том, чтобы не разделять регулирование на две области закупок. Поскольку в этом случае их будет сложно гармонизировать. Подход к предоставлению нацрежима по двум законам отличается в силу внешнего регулирования. Необходимо это учитывать как данность.

Также в Минфине подчеркнули, что со своей стороны поддерживают идеи развития отечественной промышленности. Однако необходимо искать те методы и механизмы, которые будут безупречными с точки зрения международных обязательств России.

В обновленной Концепции международной политики РФ этому вопросу не случайно уделено пристальное внимание. Россия обеспечивает безусловное соблюдение международного права. По словам Гриненко, при разработке законопроекта учитывался именно этот приоритет:

– Разработать такой документ, который позволит Российской Федерации не нарушить ни одно из соглашений. Помимо прочего у нас есть двусторонние договоры с разными странами. Нужно принимать во внимание в том числе и их. Поскольку в ряде случаев, они также предусматривают гарантию равного доступа к рынку.  

В пояснительной записке к законопроекту содержатся описательные механизмы использования новой правовой конструкции.

В первую очередь, из-под действия ВТО можно вполне легально вывести все, что касается закупок для военных нужд. Де-факто, правила ВТО обнуляются для корпораций хотя бы формально причастных к гособоронзаказу. Во-вторых, изъятия могут вводиться, если заказчики относятся к некоммерческим организациям, созданным государством для выполнения социальных или управленческих функций, для оказания госуслуг, либо к публично-правовым компаниям (Фонд развития территорий, Единый заказчик в сфере строительства, Роскадастр и др.), либо к бюджетным и автономным учреждениям.

Как и планировалось, Минфин выстроил хитрую систему «сдерживания», которая позволит переводить «в клинч» требования международного права, когда это требуется для поддержки отечественной промышленности.

Автор: Андрей Троянский

3 мая 2023, 15:41
534
Теги: #223-ФЗ #ВТО #Импортозамещение #Национальный режим #Протекционизм

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.