Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Типичные ошибки заказчиков. Еще раз к вопросу о применении национального режима в закупках по 44-ФЗ

Типичные ошибки заказчиков. Еще раз к вопросу о применении национального режима в закупках по 44-ФЗ
Теги: #Национальный режим #Правоприменительная практика

Нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

При этом Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, по поручению Правительства Российской Федерации, устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 44-ФЗ (Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н (ред. от 11.11.2022) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Однако, заказчики довольно часто допускают ошибки при проведении закупок ТРУ, попадающих под национальный режим.

Предлагаем рассмотреть типичные ошибки, допускаемые заказчиками.

Самая распространенная ошибка, когда заказчики включают в один лот товары, попадающие и не попадающие под национальный режим.

Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации установлен прямой запрет на объединение в один лот товаров включенных в Перечень (Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции»), заказчики продолжают совершать данную ошибку.

Обращаем ваше внимание, что за это нарушение Кодексом об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность в виде штрафа (ст. 4.2. КоАП РФ).

Не установление запрета или ограничения допуска

В случае, когда товар попадет под запрет или ограничение, установление данного требования, является для заказчика обязательным. Законодатели в числе прочего предусматривают, что запреты и ограничения распространяются, в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга. Заказчик, в случае осуществления закупки с запретами или ограничениями по нацрежиму, обязаны не только указать данное требование в документации о закупке, но и указать на основании какого законодательного акта такой запрет или ограничение установлены, а также, какие документы или информация, и на каком этапе закупки, будут являться подтверждением соответствия такого товара, установленным запретам или ограничениям.

Данные действия позволят не только соблюсти требования ст. 14 44-ФЗ, но и один из главных принципов – открытости и прозрачности.

Отдельно стоит обратить внимание на факт необходимости соблюдения единообразия информации в документации о закупке. То есть, если вы указываете информацию о запретах и ограничениях в прикрепляемых документах, например, извещении, то данная информация должна быть отражена в извещении, автоматически формируемом в ЕИС, если такая техническая возможность предусмотрена. В противном случае Федеральная антимонопольная служба может расценить действия заказчика как «Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации», за это предусмотрена административная ответственность.

Параметры товара не соответствуют разрешению на закупку импортной продукции

Установление запретов и ограничений не применяется в отношении промышленных товаров, предусмотренных законодательными актами РФ как попадающие под национальный режим, что подтверждается наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России.

Приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755 утвержден Порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара

Таким образом, заявка на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара по обращению государственных заказчиков, муниципальных заказчиков или иных юридических лиц, должна содержать сведения, в том числе о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики).

Копия заявки, на основании которой выдано разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, является неотъемлемой частью выданного разрешения.

При этом установление заказчиком дополнительных характеристик товара, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования и не содержащихся в разрешении, не допускается.

Таким образом, если заказчик получил разрешение на закупку иностранного товара, и указал в заявке на получение такого разрешения определенные технические характеристики, их замена, или дополнение, строго недопустимы.

Незаконное установление запретов или ограничения на поставку товаров, попадающих под национальный режим

Зачастую заказчики устанавливают запреты и ограничения, не принимая во внимание исключения, которые при установлении запретов, так же учитываются в законодательных актах.

К примеру, ч. 3 ПП РФ от 30.04.2020 № 616, предусмотрено:

«Установить, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:

а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:

в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, – наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, – заказчиком самостоятельно;

б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня)», и т.д.

Таким образом, исходя из расчета НМЦК, если стоимость одной единицы товара не превышает 300 тыс. рублей, а также суммарная стоимость менее 1 млн рублей, заказчик не должен устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.

Автор: Светлана Попова

26 апреля 2023, 14:16
379
Теги: #Национальный режим #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.