Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Обобщающая реформа национального режима

Академия Контрактных Отношений проанализировала законопроект об унификации требований нацрежима для 44-ФЗ и 223-ФЗ
Обобщающая реформа национального режима
Теги: #223-ФЗ #Национальный режим

Изначально задача внедрения национального режима в сферу закупок госкомпаний и госкоропраций была поставлена первым вице-премьером Денисом Мантуровым незадолго до Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». В 2023 году на Форуме в сообществе профессионалов отрасли ее еще раз озвучил заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков.

Прежде чем идея превратилась в документ, была проведена сложная законотворческая работа, которая продолжалась на протяжение года. Понадобилось обходить разночтения с требованиями международного торгового права. Немаловажную роль, на наш взгляд, играет техническая зрелость цифровой инфраструктуры 223-ФЗ, ее готовность к внедрению новых рамочных требований (в том числе вопрос электронного актирования в корпоративных закупках). Идея затрагивает интересы крупнейших заказчиков, представителей российского индустриального бизнеса, поэтому потребовалось время, и определенные события на внешнеэкономическом треке для достижения политического консенсуса.

Наконец-то законопроект № 547583-8, предусматривающий унификацию требований нацрежима для 44-ФЗ и 223-ФЗ, внесен Правительством в Госдуму и готовится к первому чтению. Это шаг, обладающий историческим значением для индустриализации страны.

Формально, до конца марта, в законопроект еще можно вносить поправки, однако учитывая тот факт, что инициатором выступает Минфин России, у документа серьезные далеко идущие перспективы. Министерство  провело его глубокую доработку после двух попыток прохождения через государственно-правовое управление при Президенте РФ.

Эксперты Академии Контрактных Отношений внимательно изучили суть планируемой реформы нацрежима, выделив самое главное:

  • Отмена системы квотирования. (Постановления Правительства РФ №2013 и №2014 утратят актуальность).

– У заказчиков больше не будет никаких обязанностей изобретать что-либо ради того, чтобы отчитаться. Как показало наше статистическое исследование, предоставляемая информация об объемах закупок продукции российского происхождения из квотированных списков была недостоверной, – поясняет Павел Лисин, заместитель директора Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений». – В целом, все же наблюдается прогрессивная динамика и объем закупок отечественных товаров растет, но остаются и проблемы, в том числе связанные с наполнением реестра российской промышленной продукции. 

  • Идентичный порядок применения национального режима в 44-ФЗ и 223-ФЗ (унификация правил).
  • Планируется ввести в 44-ФЗ новые определения «иностранное лицо» (иностранный гражданин или юридическое лицо, выполняющее работы/услуги) и «российское лицо» (российский гражданин или юрлицо, выполняющее работы/услуги).
  • При закупках иностранным товарам, работам, услугам (ТРУ) предоставляются равные условия с Российскими ТРУ, с принципиально важной оговоркой *если иное не предусмотрено Правительством РФ.

Правительство стандартизировало информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара. Понадобилась обширная работа над новым функционалом в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП), в том числе – через внедрение паспортов промышленной продукции.

В числе инструментов нацрежима, общих для всех заказчиков, осуществляющих свою хозяйственную деятельность по 44-ФЗ и 223-ФЗ, предусмотрены следующие меры:

  • запрет на закупки иностранного товара;
  • ограничение закупок иностранного товара по перечню (правило «второй лишний»);
  • «ценовое преимущество» для отечественного товара (15%, если конкурируют российский и иностранный товар по перечню).
  • Если установлен запрет на закупку иностранного товара, то «иностранная заявка» будет отклоняться, а также вводится запрет на заключение контракта с единственным поставщиком.

Если есть хоть один товар российского производства, подходящий под требования заказчика, то все остальные иностранные товары не будут рассматриваться в закупочной процедуре. Прежние перечни продукции будут отменены; появятся новые, которые определит Правительство.

– Вопрос качественного наполнения перечней, таким образом, является принципиально важным, – считает Павел Лисин. – Что в них будет, и будет ли оно действительно российским?

Более того, согласно данным законопроекта, правительство сможет установить случаи, в которых заявка с российским товаром будет приравниваться к иностранной, если подана альтернативная заявка с предложением о поставке российского товара с более высоким уровнем локализации производства. Таким образом, можно сделать вывод, что балльная система Минпромторга за три года превратилась в достаточно высокоразвитый организм, позволяющий проводить такую «тонкую настройку» рынка.

Появятся аналогичные правила для закупки работ и услуг(!).

Важная норма, которая призвана закрыть лазейку для импорта в обход базовых условий технологического суверенитета.

Сейчас госзаказчики зачастую обходят требование правила «второй лишний», заключая контракты не на закупку оборудования, а лишь на его установку (в том числе, при внешнем соблюдении всех необходимых конкурсных процедур), однако при этом монтируется зарубежная техника.

Особенно часто эта схема применяется при закупках электронного, телеком-оборудования и компьютерной техники. В 2023 году фиксировался нездоровый рост подобных сделок, из-за чего некоторые российские вендоры потеряли до 10% потенциальной выручки от госсектора. Их коллективное письмо с просьбой решить эту проблему было недавно направлено в Минпромторг.

Еще одна важная новация касается прозрачной отчетности. Теперь никаких частных вольностей. От всех заказчиков будет требоваться размещение в ЕИС отчета об объеме закупок отечественных товаров до 1 февраля следующего года (форму, содержание, порядок формирования и размещения определит Правительство). Во многом, эта новация станет реальной благодаря постепенному внедрению электронного актирования и в 223-ФЗ. В отличие от госзакупок, корпоративный сектор до сих пор до конца не оцифрован.

Предполагается, что основные изменения по реформе нацрежима вступят в силу уже с 1 октября 2024 года. Время не ждет.

Также в Академии Контрактных Отношений прогнозируют, что серьезная структурная работа над реестрами отечественной продукции продолжится. И, в конечном счете, Минпромторгом будет сформирован единый реестр, который будет включать себя все ранее существовавшие перечни (в том числе радиоэлектронную продукцию).

Возникает резонный вопрос, как эта цифровая промышленная матрица будет распознавать сложные высокопередельные виды продукции, где используются сотни компонентов как российского, так и зарубежного производства? Как будет выделяться наукоемкое ядро этой продукции?  Будут ли учитываться объективные физические возможности отечественных предприятий? (Условно говоря, когда российский товар могут произвести мелкой серией, а потребность заказчика в десятки раз больше).

Хороший пример того, как могли бы работать новые механизмы распознавания «свой-чужой», относится к автомобильной промышленности. Информация из открытых источников: в реестре промышленной продукции ГИСП присутствует автомобиль «Москвич 3», производителем которого является ПАО «КАМАЗ» (Республика Татарстан). При этом, количество баллов для целей закупок признано не достачточным, о чем свидетельствует статус «не соответствует». То есть, в реестре фигурирует условно российский автомобиль, однако для целей государственных и муниципальных закупок он не подходит. По информации Минпромторга, только к 2029 году новый бренд должен достигнуть требуемого уровня локализации.

Для сравнения, в том же реестре фигурирует другой бренд LADA NIVA, производителем заявлен ОАО «АвтоВАЗ» (Самарская область). В статусе этого промышленного продукта указано, что (как минимум до 19.07.2024 г.) он соответствует критериям российского товара. В целом, приведенные примеры показывают, что ГИСП уже обладает достаточно развитой системой измерений, чтобы распознавать нюансы дискретного производства, глубину локализации и даже срок действия сертификатов. Последнее немаловажно, ведь с течением времени Минпромторг повышает планку импортозамещения.

Вслед за унификацией национального режима, нетрудно спрогнозировать неизбежное сопротивление новой системе в виде «заточки технических заданий» под иностранного поставщика. Многие заказчики давно и виртуозно пользуются этой уловкой. Проблема неоднократно поднималась в дискуссионной повестке Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Особенно остро вопрос стоит для сферы применения 223-ФЗ. В 44 Федеральном законе есть прямое указание для заказчиков: в случае, если применяется нацрежим, то заказчик должен описывать товар, исходя из потребностей в российской продукции.

Также возникает логичный вопрос о конфликте интересов заказчика и государства. Как не превратить долю здорового протекционизма по отношению к отечественным производителям в механизм принуждения по отношению к заказчикам? Эта коллизия разрешается достаточно просто через нормирование потребностей. Т.е. через определение актуального списка государственных и корпоративных потребностей.

Обсудить эту интереснейшую тему в самом большом сообществе профессионалов закупок можно будет 15-17 мая в МВЦ «Крокус Экспо» на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Независимо от того, пройдет ли к тому моменту законопроект согласование в  Госдуме, вопрос реформы нацрежима обладает историческим значением для страны.

Автор: Андрей Троянский

15 марта 2024, 23:33
497
Теги: #223-ФЗ #Национальный режим

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.