Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Робкие шаги к управляемому ценообразованию

В России рассмотрят закон об обязательном обосновании НМЦК для закупок по ФЗ-223
Робкие шаги к управляемому ценообразованию
Теги: #Законотворчество #НМЦК #Ценообразование

В Государственную Думу внесен законопроект, предполагающий изменение ФЗ-223 в части установления обязанности заказчиков обосновывать начальную максимальную цену договора. (№1046332-7). Рассмотреть поправку планируется 15 декабря.

Если поправка пройдет, то позиции государства в системе закупок станут более весомыми. Не секрет, что 223 Федеральный закон остается слабо регулируемой областью, в своем роде, «слепой зоной» для правительства РФ. Однако цифры говорят о том, что именно в сфере действия этого закона пролегает экономический фарватер страны. Согласно статистике Федерального казначейства, в рамках 223-ФЗ в России осуществляется вдвое больший объем закупок, чем в пределах хорошо отрегулированного 44-ФЗ. Например, в 2019 году он составил 19,9 трлн рублей против 8,0 трлн.  Причем, в 1455 случаях цена договора по 223-ФЗ начиналась от 1 млрд рублей. Периодически высказываются идеи –  отрегулировать 223 закон или задействовать в нем те же правила, что в 44-ФЗ. В прошлом году такую попытку предприняли в ФАС.

В интервью «Цифровым Закупкам»  заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе рассказала, что унификация 44 и 223 законов вряд ли возможна по целому ряду причин.

– Казначейство скорее видит потребность менять Закон № 223-ФЗ, унифицировать процедуры, сделать их более прозрачными, перевести в цифру и регламентировать по аналогии с усовершенствованиями в законе по типовым процедурам для субъектов малого бизнеса, – считает Анна Катамадзе.

Типовые процедуры обоснования НМЦК, безусловно, стоят в этом ряду. К тому же, вопросы цены имеют решающее значение для диверсификации оборонных предприятий с их переходом в сферу гражданского сбыта. Большинство представителей ОПК указывает именно ценообразование – как одну из ключевых проблем диверсификации. Продукция военного конвейера обладает более высокой себестоимостью в сравнении с гражданскими аналогами. Нужны четкие типовые механизмы расчета рыночной цены, которые помогут обеспечить продукции ОПК рентабельность на внутреннем рынке. Для оборонки наличие таких механизмов является, в буквальном смысле, – началом предметного разговора о выходе в гражданский сектор. Вот почему попытка государства сделать обоснование НМЦК обязательным и подконтрольным в сфере действия 223-ФЗ обладает далеко идущими последствиями.

Что нового в законе?

Нельзя не заметить, что работа по обоснованию НМЦК уже достаточно давно осуществляется заказчиками, работающими по 223-ФЗ, и без легализации этого требования. Теперь же обоснование НМЦК нужно будет еще и размещать в электронной системе закупок.

Будет дополнена часть 2 статьи 2, регламентирующая обязанность заказчика в своем Положении о закупках предусматривать порядок определения НМЦК (алгоритм расчета). Также в пункт 7 часть 10 будет внесено дополнение о том, что в размещаемой документации о закупке вместо порядка формирования цены должно указываться обоснование НМЦК договора. В связи с этим возникает ряд вопросов практического содержания.

В законопроекте также сказано, что заказчики обязаны будут внести изменения в свои Положения о закупках в течение 90 дней со дня принятия Закона. Важно не пропустить данный срок. Подробности о глубине и полноте размещаемой информации не сообщаются, что вероятно заставит понервничать многих специалистов.

Дмитрий Исютин-Федотков, специалист в области корпоративных закупок:

– С момента введения в действие ФЗ-223 многие заказчики достаточно серьезно проработали вопросы обоснования и расчета начальной максимальной цены договора. Во многих отраслях приняты локальные нормативные акты и документы, определяющие методики расчета. Порядок формирования и обоснования цены, а также подбора источников достаточно полно прописан в этих документах. Возникает вопрос, обязан ли заказчик размещать весь пакет методических документов, которыми он пользуется при расчете. Зачастую у крупных заказчиков – эти документы относятся к скрытому, внутреннему документообороту. Обоснование, Расчет, Источники ценовой информации – это по сути, три вида документации. Следует ли их размещать в ЕИС? В законопроекте ответа на этот вопрос нет. Большинство корпоративных заказчиков не показывает поступившие к ним ценовые предложения. Насколько обоснованным является раскрытие такой информации? Должна ли она содержать коммерческие данные и указание коммерческих контрагентов? Ответов на эти вопросы пока нет…

Практика применения подобных норм в 223 законе уже существует, однако ее нельзя признать полной. К примеру, уже сегодня те закупки, которые связаны со сметами, предполагают их размещение. Это достаточно узкая сфера закупочной деятельности, как правило, связанная со строительством и ремонтом. И она является мало информативной для других видов хозяйственной деятельности. Существует также уникальная категория заказчиков, относящихся к подведомственным предприятиям Минкомсвязи. Для них создано типовое положение, обязывающее размещать обоснование НМЦ: при этом, заказчики обходятся достаточно поверхностной методикой. Позволит ли закон всем остальным действовать аналогичным образом?

Не очевидна позиция контролирующих и судебных органов по отношению к детальности и качеству размещаемых документов. Есть два серьезных вопроса:

– насколько правильными являются уже применяемые методики расчета и не возникнет ли у контролирующих органов претензий к этим методикам?

– надо ли делить обоснование НМЦ на публикуемую и не публикуемую часть (ведь публикуемые данные могут содержать коммерческую тайну)?

В качестве примера можно рассмотреть стандартный вид расчетов при комплексной закупке «Декомпозиция». Если закупается одновременно работа, услуга и товар, то при обосновании и расчете НМЦ закупщик должен раскрывать определенные ценовые направления: сколько стоит работа, услуга, товар; сколько стоит его доставка, распаковка, монтаж, страховые услуги. Обязан ли будет заказчик делать декомпозицию публичной?

Если ранее обоснование, расчет НМЦ а также все прилагаемые документы хранились определенное время (3-5-10 лет), а затем они уничтожались, то теперь, с размещением этой информации в ЕИС или на электронных торговых площадках – она, по сути, передается на вечное хранение, что также может вызывать обоснованное беспокойство у пользователей контрактной системы.

Ценовая политика – как стратегия развития

В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что новые правила приведут к снижению коррупционных рисков и повышению эффективности закупок в целом. Однако опыт крупнейших экономик мира показывает, что борьба с коррупцией и снижение издержек – далеко не единственный эффект, который можно извлечь от осмысленного воздействия государства на цены.

Особого внимания заслуживает ценовая политика в КНР, где рыночная либерализация цен,  осуществляемая с 1978 года, не стала тотальной. Остаются зоны, где цены может диктовать государство, которое эффективно пользуется данным инструментом. Также осуществляется косвенное регулирование цен: через субсидии, к примеру,  субсидируется цена на энергоносители для производителей конкретной категории товаров, их себестоимость падает за счет снижения издержек; через налоги и акцизы – государство устанавливает тот или иной вид налога и ставку по нему; через пошлины государство может влиять на цены товаров и услуг, в себестоимости которых заложено что-то импортное.

Свою осознанную стратегию ценового регулирования предлагают и в России. В частности, с такой концепцией выступает Бывший советник президента России Сергей Глазьев, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Наряду с активизацией применения ее стандартных мер по пресечению ценовых сговоров необходимо проведение системной политики регулирования цен, считает Глазьев:

– Должно быть юридически закреплено понятие нормальной рентабельности, включающей в себя расходы на инновации, повышение качества и снижение издержек выпускаемой продукции, а также предусматривающей прогрессивное налогообложение сверхнормативной прибыли. Для выравнивания рентабельности разных отраслей экономики необходимо проведение ограничительной ценовой политики в отношении естественных монополий, вплоть до замораживания тарифов на их услуги на период реализации антикризисной стратегии, введение мер по снижению ставки процента в составе затрат на производство. Необходимо также принятие федерального закона, устанавливающего формы, пределы и процедуры регулирования цен.

Автор: Андрей Троянский

9 декабря 2020, 13:09
905
Теги: #Законотворчество #НМЦК #Ценообразование
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.