Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

От конкурентных условий закупки к управляемым рынкам: останется ли место для бизнеса?

На конференции ФАС в Сочи обсудили самую актуальную правовую коллизию контрактной системы
От конкурентных условий закупки к управляемым рынкам: останется ли место для бизнеса?
Теги: #44-ФЗ #Алексей Лавров #Конкуренция #Минфин #МСП #ФАС

Структура национальной экономики меняется под воздействием внешних условий. Появляются элементы государственного планирования, нормирования затрат, возрастает роль госзаказа во всех процессах. Приоритетные направления бюджетных вливаний – это военные и административные расходы. Очевидно, что в русле неизбежной централизации будет дальше развиваться и контрактная система, а также закупки корпораций и госкомпаний.

На конференции ФАС России, проходящей в Сочи, замглавы Минфина Алексей Лавров дал трезвую и взвешенную оценку происходящему, основанную на данных объективного контроля.

Лавров отметил, что, по факту, закупки, осуществляемые в рамках 44-ФЗ, составляют всего лишь 5% национального ВВП; а регулируемые закупки в рамках 223-ФЗ – 27%.

Во-первых, эти цифры говорят, что на виду у контролирующих органов явно неполная картина происходящего. А во-вторых, что конкуренция – это двигатель и стимул экономики, но далеко не единственный.

Конкурентные условия закупки – это желательная, но не всегда исполнимая цель. Многие рынки в стране являются полигональными по своей природе.

– Например, если у нас в стране 3 производителя трамваев, а трамваи покупают только муниципальные и государственные заказчики, то что бы мы не изобретали, рынок всегда будет разделен между этими тремя поставщиками. Во многих других случаях ситуация аналогичная (строительство мостов, дорог…), – отметил Лавров.

В Минфине считают, что имеет смысл разделить внутренний сбыт по основным видам закупок, чтобы было понятно, какие рынки являются более или менее конкурентными, либо не конкурентными вовсе. Это даст объективные основания судить об эффективности закупочной системы на отдельно взятых участках.

Российская экономика априори сильно монополизирована по сравнению с другими государствами. Такова структура собственности в нашей стране, особенность корпоративной культуры и хозяйственного уклада. – В законодательстве о закупках придется всегда учитывать этот фактор внешней среды, – считает Алексей Лавров.

Это важное признание объективной реальности. Если у правительства появилось такое понимание, значит есть шансы построить сильную «мобилизационную экономику с рыночным инструментарием», пойдя по китайскому пути развития. В данном случае мы процитировали терминологию сторонника такого сценария Сергея Глазьева, члена Коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике ЕЭК.

Об усилении доли государства и неизбежном внедрении плановых механизмов в экономику страны на фоне больших геополитических перемен сейчас говорят и пишут многие авторитетные эксперты.

Spydell_finance: «В чем правы власти? В поиске баланса между рыночной экономикой и ползучим усилением роли государства так, как это происходит сейчас, когда создается пространство маневра для частного капитала, перспектива инноваций, но при этом государство контролирует ключевые процессы и замыкает на себя основные денежные потоки».

Это объективные исторические процессы, у которых, к сожалению, есть и побочный эффект.

При таком стратегическом раскладе наибольшие опасения вызывает судьба предпринимательства, малого и, в особенности, среднего производственного бизнеса.

Государство должно сохранить за МСП место в системе закупок. Опыт крупнейшей китайской экономики показывает, что в условиях государственных олигополий сделать это можно сугубо административными методами «огораживанием», пробиванием бюрократических барьеров. В КНР государство целенаправленно расчищает для среднего производственного бизнеса «лакуны» и каналы сбыта, защищает и гарантирует его участие в контрактах крупных заказчиков, по возможности искусственно встраивает небольшие компании в цепочки производственной кооперации. Аналогичным путем пытаются пойти и в РФ (по крайней мере – такие намерения были обозначены правительством страны).

Позитивной новостью для 44-ФЗ является рост доли закупок у малого бизнеса – за 8 месяцев она выросла с 45% до 48%. При этом, по данным Минфина, доля МСП во внутреннем валовом продукте составляет 20%. – Таким образом, получается, что сфера 44-ФЗ это особо охраняемая территория для бизнеса, где все хорошо, по крайней мере, судя по цифрам, – прокомментировал Алексей Лавров.

Доля контрактов с единственным поставщиком в России выросла с 17% до 23% за 8 месяцев с прошлого года.

– Согласно нашей статистике, около 8% случаев таких контрактов заключено по решениям региональных властей, – отметил замминистра финансов.

Напомним, что исключительные полномочия заключать контракты с единственным поставщиком, были переданы главам регионов в рамках пакета мер поддержки российской экономики весной текущего года. Эту меру поддержки вместе с правом менять существенные условия контракта под воздействием санкций, правительство решило продлить на 2023 год. При этом  подчеркивается, что должен быть сохранен принцип твердой цены.

Если смотреть по отраслям, то наибольший рост закупок у единственного поставщика наблюдается в строительстве. До февраля здесь фиксировали 7%, а теперь – 20%.

В Минфине считают, что нет ничего особо критичного в росте данных показателей.

– Оснований делать выводы, что это негативный инструмент – никаких нет. Тем более, что многие регионы проводят на федеральном уровне, по сути, процедуру коллективного решения по выбору единственного поставщика. Через комиссии, – говорит Алексей Лавров.

Однако в бизнес-сообществе и в общественных отраслевых объединениях видят определенную угрозу конкуренции, в том случае, если данный инструмент не получит должного контроля со стороны государства.

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ:

– Весь бизнес в зоне турбулентности. И такое чувство, что по пути часть пассажиров будет эвакуирована из самолета. У нас крайне серьезные опасения за наше будущее в закупках. Когда только появилась новация закупок у единственного поставщика для поддержки российской экономики, это уже стало тревожным звонком. За быстрыми решениями по прошествии какого-то времени должно появляться адекватное регулирование. В некоторых случаях закупка у едпоставщика – это объективная необходимость, а в некоторых – это вообще не должно быть в формате таких закупок.

По информации Федерального казначейства, особое внимание уделяется строительному комплексу, где наблюдается ухудшение конкурентной среды.

Понятные правила гарантируют конкуренцию

Евгений Данчиков, министр Правительства Москвы, начальник Главного Контрольного Управления Москвы:

– Конечно, норма расширения возможностей у единственного поставщика была вынужденной. Была продиктована обстоятельствами внешнего санкционного давления и необходимостью быстро реагировать на ситуацию. В основном, по нашим данным, главы регионов не злоупотребляют этим правом. Вероятно, есть отдельные частные случаи нарушений. Но в целом, этот инструмент оказался полезным. Позволил без остановки и задержки процессов, оперативно отреагировать на ситуацию в части колебаний валютных курсов, ограничений поставок отдельных импортных товаров и компонентов.

Что касается конкретных цифр, то в Москве доля закупок у единственного поставщика (даже с учетом решений, принятых по 46-ФЗ) кардинально не изменилась. Показатель остался в пределах 22% как в 2020, так и в 2021 году. Объем контрактов, заключенных по 46-ФЗ, при этом составляет порядка 9% в текущем году. А если считать по количеству контрактов, то не превышает даже 1% от всех закупок Москвы в рамках 44 Федерального закона. Этого удалось добиться за счет высокоразвитых контрольных функций цифровой системы закупок Москвы. Заказчику предъявляется набор критериев, по которому он должен аргументированно обосновать, почему необходимо заключить контракт по полномочиям в рамках 46-ФЗ. Это обязательные критерии, с обязательным обоснованием формирования цены договора, и повышенными требованиями к контролю за исполнением контракта.

Участники конференции отметили общую для всей закупочной системы страны негативную тенденцию – увеличение числа несостоявшихся торгов. Это свидетельствует о сжатии рынка. Количество крупных профессиональных компаний, способных выполнять сложные работы, сокращается. Это отражается на торгах – особенно если речь идет о крупных закупках. В Москве также падает данный показатель: к примеру, в сфере строительства – 1,5-2 участника на одну закупку.

Автор: Андрей Троянский

22 сентября 2022, 18:52
500
Теги: #44-ФЗ #Алексей Лавров #Конкуренция #Минфин #МСП #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.