Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Корпорации заказывают кадры

Человеческий капитал русской индустриализации
Корпорации заказывают кадры
Теги: #Кадры #Образование #Технологии

На наших глазах происходит стихийная трансформация российского образования, ведущую роль в системе приобретает профессионалитет. Парадокс, но концепция ремесленных учебных заведений императора Николая I переживает уже третье рождение в истории страны.  

В общих чертах идея состоит в создании условных «кафедр» на базе университетов, причем инициатором этого процесса выступают сами промышленники и предприниматели. При этом выстраиваются схемы бесшовного образования, когда специалист готовится для компании начиная со школьной скамьи. В XXI веке такие кафедры назвали «Передовыми инженерными школами» (ПИШ). Но сути дела это не меняет.

Михаил Мишустин, председатель Правительства РФ:

– Значимая задача, которую решаем, – опережающая подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности. Для этого передовые инженерные школы были открыты на базе 30 университетов. А до конца текущего года их количество должно вырасти до 50. И конечно, одновременно обновляем образовательные программы. Внедряются новые форматы практик, стажировок. Самое главное – стараемся, чтобы ребята заинтересовались техническими профессиями уже со школьной скамьи.

Задача государства в этом раскладе, не просто помочь финансово, но и правильно спрогнозировать кадровые потребности технического рынка. Об этом шла речь на оперативном совещании главы правительства РФ Михаила Мишустина с вице-премьерами 26 февраля. Бюджетные места для подготовки инженерных специалистов верстаются по заявкам региональных властей. Каждый регион обладает своей научно-производственной спецификой, объемом индустриальных мощностей, финансовой обеспеченностью.

  • По данным Минобрнауки, на 2024/25 учебный год на инженерные направления по программам высшего образования установлено 254 081 место по всем уровням образования, что на 2 263 места больше, чем в 2023/24 учебном году.

Министерство прогнозирует, что портфель образовательных программ высшего и дополнительного образования будет расширяться в соответствии с запросами высокотехнологичных компаний, в том числе под конкретные стратегические проекты развития каждой из отраслей.

Нельзя не заметить, что разрыв между реальными возможностями системы образования и потребностями рынка, сейчас просто огромный. Так, для понимания картины, кадровые потребности одной только госкорпорации Росатом составляют более 300 тысяч (!) новых сотрудников, которые должны быть подготовлены и набраны до 2030 года. Из них треть – для новых направлений, около 70 тысяч – для зарубежных проектов.

К счастью, Россия подошла к этому испытанию на гребне демографической волны. То есть поступать в университеты и средне-специальные учебные заведения в ближайшие годы будут дети из растущего отрезка синусоиды. Большой вопрос, хватит ли этого роста, чтобы перекрыть потребности всех корпораций. Потому, что затем молодое трудоспособное население в России начнет резко сокращаться, и передовые инженерные школы будут испытывать физический дефицит в новых поколениях.

  • Из 50 передовых инженерных школ 10 работают по проектам Росатома: от традиционной атомной отрасли до реализации проектов по Севморпути, ядерной медицине, переработке отходов первого, второго классов опасности.

По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, на сегодняшний день в проекте ПИШ участвует свыше 160 технологических компаний, но к концу 2024 года их число увеличится до 290. За прошлый год софинансирование проекта со стороны реального сектора составило ₽13,5 млрд, это более чем в два раза превышает сумму частных инвестиций 2022 года.

В настоящий момент инженерные школы распределены на три группы, в которых происходит ротация – в зависимости от достигнутого КПД. От положения в группе зависит финансирование вуза. Так, институты первой группы в этом году получат бюджетное финансирование в размере ₽634,5 млн для каждой школы. Во второй группе – по ₽427,7 млн, а в третьей – по ₽220,9 млн.

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

– Первое, что важно отметить — это, конечно, совершенно другой уровень вовлеченности бизнеса. Сейчас в проекте более 160 технологических компаний, и, уверен, их количество будет только расти. За прошлый год софинансирование со стороны реального сектора составило 13,5 миллиардов рублей, это более чем в два раза превышает сумму вложений 2022. Увеличивается и финансирование со стороны государства, на этот год школам первой волны выделено 12,6 млрд — на 2,5 млрд больше, чем в прошлом году. Все это говорит о заинтересованности и высочайшем доверии со стороны государства и бизнеса…

Университет 4.0 – вузы новой формации

В Бауманке, как и двести лет назад, воплощается прорывной подход к развитию национального технического образования «Университет 4.0». Вуз, который стремится соответствовать данному стандарту, отличает очень плотная вовлеченность в решение научно-технологических задач государства. Образовательный процесс неразрывно связан с разработками в интересах промышленности.

Это реализуется через  модель университета полного инновационного цикла, которая была презентована на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в рамках специальной экспертной  панели «Стимулирование технологического развития», организованной Министерством промышленности и торговли РФ.

Университет полного инновационного цикла состоит из четырех ступеней:

  1. Подготовка инженерных команд по стандартам «Передовой инженерной школы». Ключевую роль здесь играет наличие индустриального партнера (промышленной компании с оборудованием, возможностями лицензирования и сертификации инновационных изделий). ПИШи, своеобразные студенческие проектные команды организуются либо на площадке университета, либо на «территории» промышленных партнеров.

Один из ярких примеров – это ПИШ Бауманки, работающий в интересах «КАМАЗа». Еще один ПИШ создан вместе с «Трансмашхолдингом» в Коломне (занимается разработкой высокооборотных дизельных двигателей). Во втором случае оборудование и преподаватели предоставляются университетом, а инфраструктура и наставники – промышленным бизнесом.

Павел Дроговоз, проректор по науке и цифровому развитию Московского Государственного Технического Университета им. Н.Э. Баумана:

– Наша задумка состоит в том, что надо осуществлять подготовку не одиночных специалистов, а инженерных команд. Будучи включенными в процессе обучения в производственные задачи они затем «бесшовно» переходят в кадровый костяк промышленного бизнеса, без раскачки включаются в производственный процесс.

  1. Участие в НИОКР, технологический инжиниринг. Существуют два пути реализации данного сценария: а) контрактные работы; б) поставки и интеграция. В первом случае речь идет о комплектующих, опытные образцы которых производятся в периметре университета. Во втором – о поставке готовых продуктовых решений. Пример: командой Бауманского университета осуществляется мелкосерийное производство AC/DC-преобразователей. Следующий шаг – это масштабирование производства в промышленных масштабах.

Таким образом, образовательный процесс не ограничивается только исследованиями и разработкой, внедрение продуктовых решений в промышленную практику – это тоже одна из функций Университета 4.0

  1. Бизнес-инкубация, технологическое предпринимательство. То есть, это коммерциализация результатов НИОКР, которые были созданы внутри университета через технологические спин-офф компании. Капитализация идей, авторами которых являются преподаватели и студенты.

На данном направлении также имеется достойный опыт. В частности, по первичному финансированию при поддержке «Фонда перспективных исследований» на базе Бауманки разрабатывались маскировочные материалы, перспективная экипировка. Теперь эти продуктовые решения выводятся на рынки, в том числе по целевым заказам от Минобороны, МЧС и других силовых ведомств.

  1. Научно-техническая экспертиза. Университет становится центром анализа и верификации передовых идей и технологий (федерального или регионального масштаба). Это может быть аналитика для госорганов и промышленных ведомств; стандартизация в сфере сквозных технологий; и даже формирование проектов и программ (для государства или для госкомпаний).

– Мы проводим значительный объем экспертиз: для военных, для таможенных органов. Видим в этом одну из важных функций университета, – рассказал Павел Дроговоз.

Таким образом, современный технический университет в XXI веке снова возвращает себе статус эпицентра прогресса. Как и в средние века он превращается в генератор развития. В системообразующую организацию, которая взаимодействует со всеми активными субъектами экономики через кадровое обеспечение и науку.

Другим многообещающим проектом симбиоза научного сектора, промышленности и региональных властей выступает Тольяттинский госуниверситет. В этом году на его базе откроется передовая инженерная школа. А индустриальным спутником по проекту выступает концерн АВТОВАЗ. Уже известно, что инвестиции предприятия в новые разработки составят ₽1,4 млрд, а из федерального бюджета будет ежегодно выделяться ₽230,4 млн.

В заключение заметим, что кадровый заказ промышленного бизнеса – это в значительной степени инициатива снизу. Об этом говорит тот факт, что некоторые компании начали сотрудничество с вузами и колледжами задолго до того, как это стало мейнстримом.

Так, есть пример бесшовной программы образования от компании «ФосАгро» под названием «Школа — колледж/вуз — предприятие». Помогает воспитывать кадры для промышленности уже 10 лет. За три последних года по программе получили квалификацию и трудоустроены более 1 тысячи учеников. В масштабах огромной России это мало. Но если представить, что каждая высокоразвитая компания будет вести такую же осмысленную кадровую политику, то счет пойдет на миллионы рабочих мест (высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых).

Автор: Андрей Троянский

27 февраля 2024, 23:40
447
Теги: #Кадры #Образование #Технологии

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.