Добровольно-принудительные механизмы создания новых рынков для МСП обсудили в рамках Петербургского экономического форума.
Уже второй год государство заставляет корпоративный сектор «дружить» с предпринимателями. У этой игры есть конкретные целевые показатели в рамках национального проекта: объем закупок госкомпаний у субъектов МСП по итогам 2021 года должен достигнуть 3,8 трлн рублей, а в 2024 году – 5 трлн рублей. Однако обладатели сверхприбылей не горят желанием расставаться с квази-государственными деньгами на внутреннем рынке страны. Правительству приходится изобретать особые правила воздействия: квоты и спецторги, в которых могут принимать участие только субъекты МСП. Так за первые 3,5 месяца текущего года благодаря спецторгам крупнейшие госкомпании заключили с субъектами МСП более 100 тыс. контрактов на общую сумму 880 млрд рублей, что на 12% больше аналогичного показателя 2020 года.
Для продвижения совокупных интересов предпринимателей придуман агрегатор «Корпорация МСП». Этот институт превращается в своеобразный «таран» для интересов бизнеса в корпоративном секторе.
Удастся ли пробить стену большого капитала без дополнительного регулирования законодательсва о закупках? Напомним, что для корпораций закон 223-ФЗ носит рамочный характер и предоставляет заказчикам практически неограниченную «свободу творчества». Они сами разрабатывают положение о закупках, куда имеют право внести дополнительные требования к поставщику. Информацию о закупках менее 100 000 рублей (для крупных корпораций – менее 500 000 рублей) могут не публиковать в ЕИС, а сразу размещать на ЭТП. Заказчик по 223-ФЗ имеет право отменить закупку на любом этапе, а также уменьшить объем поставок в процессе исполнения контракта.
Не удивительно, что для бизнеса участие в корпоративных закупках представляет огромный риск, с перспективой вообще не вернуться из «лотереи». Периодически озвучиваются факты подгонки требований под «своего» участника в рамках 223-ФЗ, особенно если речь идет о высокотехнологичной продукции или сроках ее поставки. Значительная доля опасений поставщиков связана с возможными штрафами и пенями, отказами платить по контракту; что в условиях фактической вседозволенности заказчика выглядит как весьма весомый аргумент.
На полях Петербургского экономического форума прозвучали рецепты, как сделать жизнь МСП в корпоративных закупках безопаснее.
Алексей Лавров, заместитель министра финансов:
– Чтобы подружить малый и крупный бизнес, ничего лучше не придумано, кроме как создать понятные, прозрачные правила закупок и их администрирования. Конструкция 223-ФЗ предполагает, что каждый заказчик в рамках своих полномочий и своего положения о закупках уже сейчас имеет все необходимое для закупок у МСП. Возникает естественный вопрос, почему ничего не делается в этом направлении или делается в недостаточной степени? В целом мы видим благоприятную динамику по цифрам, но эта динамика нас не вполне удовлетворяет.
Алексей Лавров обрисовал три варианта дальнейших действий правительства в сложившейся ситуации.
Первый вариант – особо не вмешиваться в полномочия заказчиков, а предоставить им право самим все регулировать, реализуя общую стратегию государства (как оно сейчас и происходит). Государство влияет на корпорации косвенными мерами. Второй вариант – вводить более жесткое прямое законодательное регулирование. Третий вариант подразумевает комбинацию регуляторного и стимулирующего воздействия.
– В последнее время государственная политика в области закупок склоняется ко второму варианту, – подчеркнул Лавров. – Перевод закупок у малого бизнеса на ограниченное количество площадок, с прямым регулированием, установлением квот. Почему государство вынуждено все это делать? Потому что мы видим недостаточное усилие заказчиков. То ли они не заинтересованы в работе с бизнесом, то ли не понимают преимуществ конкурентного рынка, а, может быть, не видят в малом бизнесе надежных поставщиков? Так или иначе, без прямого участия крупных заказчиков нам не обойтись.
Поэтому правительство пошло на ряд продуманных шагов: 1) введены единые требования к заявкам по 223-ФЗ; 2) на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект о единых требованиях к банковским гарантиям по фиксированному кругу банков; 3) потолок закупок у МСП увеличен до 800 млн рублей; 4) в работе правительства находится предложение увеличить квоту закупок у МСП до 30%.
Сейчас 223-ФЗ обязывает госкомпании закупать у субъектов МСП не менее 20% годового стоимостного объема договоров. Также министерство предлагает организовать электронный документооборот между “Корпорацией МСП” и госкомпаниями, которые подпадают под ее мониторинг в части закупок у субъектов МСП, посредством Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.
Последняя мера позволит вывести из тени хотя бы ту долю корпоративных закупок, которая касается МСП, сделает ее подотчетной и прозрачной для контролирующих органов.
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального Казначейства:
– Объемы расходов государства в рамках 223-ФЗ существенно выше, чем в рамках 44-ФЗ, и достигают порядка 20 трлн рублей ежегодно. При этом уровень конкуренции оставляет желать лучшего. Среднее число участников конкурентной закупки по 44 закону достигает трех и более, то по 223 – менее двух участников. Цифры 1,9 удалось достичь только благодаря введению специальных типовых процедур для закупок у МСП.
Следующим шагом развития системы, по словам Катамадзе, должно стать создание полноценных маркетплейсов и масштабный переход к закупкам в электронных магазинах. Площадки обладают высокоразвитой инфраструктурой для организации продаж продукции малого бизнеса (логистика, претензионные работы, склады). Подобные сервисы уже доступны у серьезных зарубежных электронных агрегаторов. Улучшение процедурной части может существенно расширить объем закупок у МСП, уверены в Казначействе.
В свою очередь работу над процедурной частью закупок ведут и в Корпорации МСП. Ее гендиректор Александр Исаевич сообщил, что корпорация планирует развивать сервисы, направленные на стандартизацию закупочной документации и сегмента закупок малого объема.
Огромный потенциал при низкой капитализации
В I квартале 2021 года объем сделок МСП в госзакупках находится на уровне 31,9%. За год пандемии малый бизнес показал рост не только в традиционных для него сферах, но и в некоторых стратегически важных наукоемких направлениях. Например в сфере поставок коммуникационного оборудования где присутствие МСП выросло в 1,6 раз, поставок медицинского оборудования и инструментов – в 2 раза.
Александр Лыбанев, генеральный директор компании «Закупщик.РФ» представил на форуме перспективный опыт строительства электронной системы, гарантирующий равный доступ МСП к региональным закупкам малого объема (до 600 тыс руб). Такая система была создана в республике Башкортостан. По сути был сформирован прозрачный и конкурентный (ранее «закрытый») рынок, на котором субъекты малого предпринимательства заключили контрактов на общую сумму более 1,5 млрд рублей за менее чем 6 месяцев работы цифровой платформы...
– Являясь субъектом МСП, наша компания занимается выращиванием региональных эко-систем для предпринимателей, – рассказал Лыбанев. – В Башкирии, компания создала электронный магазин для закупок малого объема. Используя в качестве драйвера государственные деньги, которые расторговываются через нашу площадку, мы вырастили из этого магазина региональный маркетплейс, в котором бизнес может работать с бизнесом. На следующем этапе осуществили интеграцию с опорной федеральной торговой площадкой. Благодаря платформе абсолютно все участники рынка получают доступ ко всей палитре федеральных и региональных информационных систем только посредством одной электронной подписи. Выгодоприобретателем оказалось и государство (получающее 8% экономии) и бизнес, который получил более широкий доступ к рынку закупок малого объема. Ранее этот сегмент был обременен устойчивыми связями, зачастую откровенно коррупционными. Государство предоставило нам карт-бланш, и бизнес создал продукт для бизнеса. В системе работает 5 тыс поставщиков.
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Александр Калинин, подчеркнул, что представленный опыт заслуживает экстраполяции во все другие регионы страны. При организации закупок объемом до 600 тыс., в РФ не предусмотрено никаких регламентов, что создает коррупционные опасности в данной области.
– Через малые закупки непрозрачным образом утекают миллиарды рублей; поэтому, я считаю, для Федеральной антимонопольной службы представленная практика также может быть интересна, – подчеркнул Калинин.
Точки роста МСП завязаны на государственную регуляторику, мы должны признать это как факт. Мы рады, что президент в Послании Федеральному собранию обозначил четкие сроки, что в течение месяца Правительством должен быть выработан дополнительный пакет по стимулированию развития малого и среднего бизнеса. Свои точки роста мы видим.
Автор: Светлана Четакова
Комментариев пока нет