Важнейший проект поправок в 223-ФЗ вынесен недавно на рассмотрение Комитетом Госдумы по промышленности и торговле. Предлагают лечить самое главное и самое опасное в национальной экономике: впервые в постсоветской истории могут появиться рамочные правила национального режима для госкомпаний и госкорпораций.
На сегодняшний день в России не существует ни одного нормативного акта, который бы всерьез обязывал их приобретать отечественное оборудование, программы, технику, использовать российские техпроцессы. Таких правил нет даже для проектов, где корпорации зарабатывают сверхдоходы на вливаниях из национального бюджета. 223 закон устроен таким образом, что правила закупок госмонополии редактируют под свои нужды, как им удобно. В этом порядке есть свои безусловные плюсы, однако нет конкретной «легализованной пользы» для экономики страны. Именно через 223-ФЗ проходит основной объем промышленных закупок России.
Законопроектом предлагается ужесточить порядок выполнения госкомпаниями квот закупок у отечественных поставщиков. В сопроводительном письме поясняется, что действующие механизмы поддержки российских производителей неэффективны: так, для выполнения обязательств по «российским» закупкам госкомпании, в частности, применяют механизм ценовой преференции (он дает преимущество отечественным поставщикам в сравнении с заявками иностранцев), но происхождение товара не подтверждается, а лишь декларируется, что дает возможность закупать импортные товары под видом отечественных и формально отчитываться о выполнении квот.
Важно! Предлагается ввести в закон 223-ФЗ обязанность заказчика проводить закупки, исходя из их минимальной доли и перечня товаров, установленных правительством.
Логичное развитие нормативной концепции национальных квот. Напомним, правило о квотах на закупку российской высокотехнологичной продукции было принято больше года назад по инициативе прежнего вице-премьера Юрия Борисова. К сожалению, не было реализовано самое главное условие – обязательные квоты не стали обязательными для исполнения. Они сих пор действуют в добровольном режиме. Нет никаких дисциплинарных мер в адрес заказчика за невыполненный объем закупок по квоте.
Поправки, предлагаемые сейчас через Госдуму, не о механизме принуждения в квотах. Они затрагивают чисто техническую, процедурную сторону, связанную с определением страны происхождения продукции. Однако даже в таком виде они вызывают страх и неприятие у адептов бесконтрольного рынка.
Годами никто не смел вытащить закупки госмонополий на свет и разобраться, какую конкретно выгоду стране приносит 223-ФЗ? Сколько через него на самом деле проходит товаров, работ и услуг отечественного происхождения? Такой достоверной статистики не существует в природе. А в отчетах самих корпораций все замечательно. Если так, то бояться нечего. Однако нервная реакция карманных либеральных СМИ и отрицательные отклики Минфина на законопроект говорят об обратном.
Заметим, что в правительстве инициативу Комитета ГД по промышленности одобрили Минюст и Минпромторг. Последним подготовлен положительный отзыв за подписью замглавы Алексея Ученова и разослан 31 октября на согласование в другие заинтересованные ведомства. Минэк и ФАС пока не прояснили свои позиции. Срок рассмотрения продлен со 2 до 18 ноября.
«Минфин не видит и рисков злоупотреблений со стороны заказчиков в части обхода квот», – говорится в отклике на законопроект. А между тем, сигналы о таких злоупотреблениях поступали неоднократно. К примеру, об этом предметно говорилось на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле 2022 года.
В частности, в Минпромторге отмечают, что в рамках применения 223-ФЗ, есть проблема с прослеживаемостью импортозамещенных позиций. Если в 44-ФЗ есть хотя бы привязка к КТРУ, которая не позволяет проводить закупку иностранной продукции под видом отечественной. То в 223 законе такой привязки нет, что позволяет госкомпаниям обходить квоты с преднамеренным использованием неточного кода. Условно говоря, вместо позиции «нефтегазовый насос», корпоративный заказчик выбирает «иное промышленное оборудование». В Минпромторге отмечали, что зафиксировать такие действия пока не представляется возможным, в связи с недостаточной прозрачностью закона.
Кроме того, ставились под сомнение популистские цифры из годовых отчетов госкомпаний и корпораций, которые они приводят в доказательство импортозамещения. И сомнение в достоверности таких данных высказывали не только в Минпромторге, но и в других уважаемых контролирующих органах. Так по 223-ФЗ приводилась феерическая цифра в 83% российской продукции, закупленной российскими заказчиками за прошлый год. Более чем очевидно, что эти данные не соответствуют реальности.
Раз национальные квоты все равно добровольные – то чего так боятся госмонополии? Что с них спросят за потемкинскую деревню?
Пора заканчивать с полным отсутствием рамочных правил и ответственности по линии импортозамещения в 223-ФЗ. Для страны в текущих геополитических условиях – это равноценно самоубийству.
К сожалению, такие простые вещи понятны не всем. К примеру, аналитики «Коммерсанта» утверждают, будто в условиях санкций, национальные квоты не актуальны, поскольку заказчики, дескать, «и сами стремятся закупать доступные отечественные товары». Весьма спорное утверждение. По нашим данным, заказчики делают все возможное, чтобы остаться на импорте по серым схемам. Также пишут, что ужесточение правил может снизить эффективность работы госАО и даже заблокировать поставки необходимых товаров. Ау! Какие блокировки? Пока что речь идет о том, чтобы элементарно не врать о выполнении национальных квот. Не выдавать китайское за российское. От правды, ведь, конвейер ни у кого не остановится. И за неприятную правду никакой дисциплинарной ответственности в законе не предусмотрено. Профанация процессов на всех уровнях управления – уже стала общенациональной патологией.
Вероятно, дело в том, что липовые данные по импортозамещению приносят госкорпорациям и госкомпаниям не только аплодисменты и улыбки на публичных мероприятиях. Они приносят и льготы с многомилионными субсидиями от государства и возможность заработать в различных госпрограммах.
Поэтому систему паритетного умалчивания и вранья кому-то хочется сохранить в первозданном удобном виде. А попытки Госдумы внести хоть какую-то прозрачность в 223-ФЗ встречаются в штыки.
Также рыночные аналитики в СМИ для критики законопроекта включают заезженную тему неконкурентоспособности российской продукции и комплектующих. Дескать, поправки в пользу национальных квот приведут к снижению качества работы госкомпаний. Это очевидная манипуляция смыслами.
Успешная промышленная политика даже не первых по экономической мощи государств (Турция, Иран, Бразилия) доказывает обратное: ставка на собственную продукцию всегда приносит лучший результат, чем примитивная и деградационная по своей сути ставка на импорт через официальных дилеров. При этом, не важно, как получена эта собственная продукция: путем самостоятельной разработки или путем промышленного копирования иностранных образцов – ее качественные характеристики будут как минимум не хуже оригинала. Просто потому, что заказчик вникает в техпроцесс и потому, что он подгоняет продукцию под свои технические требования. Потому что эти технические требования, в принципе есть, и над ними кто-то серьезно думает, а не просто прожигает национальные ресурсы по готовым импортным схемам заморских умников, ради получения частной прибыли.
Тема рамочной реформы 223-ФЗ каждый год попадает в повестку крупнейшего отраслевого мероприятия в сфере закупок – Всероссийского Форума-выставки “ГОСЗАКАЗ”. Изменения давно назрели. Надеемся, что в 2023 году поводом для дискуссии на Форуме будут уже не проекты изменений закона, а принятые поправки, работающие на пользу новой индустриализации страны.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет