В отличии от Российской Федерации, ведущие государства мира не испытывают никаких комплексов по поводу госплана, и смело применяют методы финансовой «продразверстки» при моделировании экономических отношений для своих стран на десятилетия вперед. Нет наивных мечтателей, полагающихся только на хаотичный спрос и мифическую самоорганизацию бизнеса. Есть понимание, что и спрос, и сбыт, и ресурсное обеспечение, и даже цена сами себя не сделают: их необходимо организовывать.
Пожалуй, самый яркий пример умной организации – это американское агентство DARPA, структура, формально приписанная к министерству обороны США, но на самом деле, занимающаяся глобальными вопросами прогнозирования для всей Ост-Индской платформы.
В 2025 году DARPA разработает систему геоэкономического моделирования со следующим функционалом:
- Выявление и характеристика изменений в глобальной финсистеме, таких как пути движения капитала и валют.
- Прогнозирование переломных моментов в экономике, ведущих к вооруженным конфликтам.
- Расчет влияния конкретных экономических и технологических санкций на потоки капитала и торговли. Выявление и количественная оценка их причинно-следственных связей санкций.
- Выявление значительных перемещений в производстве и связанных с ним торговых потоков.
США стремятся повторить советскую матрицу под названием АСПР («Автоматизированная система плановых расчетов»), созданную в 1985 и ликвидированную в 1994 году. В основе этого выдающегося памятника человеческой эволюции лежали принципы межотраслевого баланса.
Александр Галушка, заместитель секретаря Общественной палаты России, президент Фонда «Кристалл роста»:
– Когда мы разобрались в ее содержании, то выяснилось, что там применялась самая продвинутая математика. Автоматизированные расчеты для 150 тысяч строек, всех капитальных объектов страны… Хочу напомнить, Леонид Канторович, один из выдающихся математиков и экономистов мира (создатель линейного программирования и лауреат Нобелевской премии), весь Канторович был в этой АСПР. Автоматический расчет любых сценариев экономического развития проводился! Спустя 30 лет американцы хотят сделать то же самое. В 1994 году эта система у нас была выброшена на помойку. Утилизировали.
Фонд «Кристалл роста» совместно с Совбезом РФ сейчас работают над формированием новой системы государственного стратегического планирования. *Основой для этой работы является Указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования».
В качестве пилотных практик рассматриваются целевая модель развития стройкомплекса и целевая модель развития судостроительной отрасли.
Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики:
– Нет ни одной страны, в числе крупных экономик Азии, которая бы быстро росла, но при этом не строила многочисленные планы в разных государственных уровнях и в разных временных горизонтах. Начиная от традиционной пятилетки (самый короткий производственный цикл в бизнес-модели от момента принятия инвестиционного решения до момента, когда можно оценить окупаемость) и заканчивая по-настоящему длинными планами на десятилетия.
По словам эксперта – ключевыми слагаемыми в формуле эффективного планирования являются: кадры, ресурсы, технологии и стоимость капитала.
В системе Минвостокразвития есть элемент госплана, действующий на базе официального подведомственного института Востокгосплан (Восточный центр государственного планирования). На текущий момент его штат насчитывает порядка 100 человек с филиалами в Хабаровске и Москве.
Удлинение срока выплаты заемных средств
В условиях жесткой ДКП, реализуемой Центральным Банком РФ, адекватным способом смягчения банковских издержек и доставки инвестиций в производство является удлинение срока выплаты заемных средств. Именно в таком формате действует Дальневосточная концессия. Объекты для промышленности и социальной сферы создаются сегодня, а расплачиваться за них можно с лагом в 10-15 лет. Это позволяет сделать среднюю стоимость капитала для инвесторов приемлемой.
Одновременно, концессия – один из немногих форматов развития экономических отношений, который позволяет сделать прозрачными цепочки добавленной стоимости. Логика применения данного инструмента – это разумное распределение производительных сил по всему Дальнему Востоку и Арктике на основе больших данных (долгосрочного прогнозирования: спроса, доступных кадровых ресурсов, бюджетных поступлений и технологической оснащенности. Условно говоря, концессия – это ответ на вопрос: где нам выгоднее производить что-то, чтобы получить максимально выверенный эффект? Но не в парадигме традиционного двухлетнего бюджетного планирования, а в стратегии на 10-20 лет. Такие расчеты физически не возможны без гарантий государства и без научного обоснования. Над каждым проектом должны поработать компетентные отраслевые институты.
Минвостокразвития создает во Владивостоке амбициозный проект, который должен обеспечить механизм дальневосточной концессии необходимыми кадрами и знаниями. Это Инновационный научно-технологический центр. Планируется, что это будет научный кластер масштаба новосибирского академгородка, который соберет ученых, технологов и инженеров. Порядка 30 млрд рублей уже составили вложения в строительство кампуса на острове Русский.
Как разъясняют в Минвостокразвития, чтобы на практике реализовать концессионные задачи нового макрорегиона, (в энергетике, инфраструктуре, судостроении, авиапроме) требуются мегапроекты – программы производства и сбыта, рассчитанные на десятилетия вперед. Правильно спланированные программы должны дать мультипликативный эффект, сопоставимый например, с эффектом создания Ханты-Мансийского нефтегазохимического комплекса в СССР, со строительством каскада волжских ГЭС. Среди эффектных зарубежных примеров такого же масштаба можно привести американскую программу добычи и переработки сланцевого углеводородного сырья.
Механизм дальневосточной концессии обеспечит приток частного капитала, и коммерческой инициативы в новые формирующиеся рынки.
– Поэтому мы выступаем за создание стратегических планов и межотраслевых балансов на основе планирования, – рассказал Алексей Чекунков на недавнем форуме «Кристалл Роста». – И за разумное управление четырьмя факторами: предпринимательские команды, активная разработка природных ресурсов, разумное использование инструмента госдолга через ГЧП и концессии, управление технологическим портфелем.
Стройкомплекс – источник «долгоиграющих» идей и практик
Целевая модель развития строительной отрасли может рассматриваться как источник передовых практик не только для стройки, но для системы закупок и планирования экономических процессов в других отраслях.
Речь идет о новейших методах, основанных на нормировании потребностей, биржевом ценообразовании, универсализации выпускаемого оборудования и материалов, а также и централизации технических требований.
К числу самых перспективных методов такого рода относятся:
- Поточно-конвейерное проектирование (типовые проекты расходных узлов), библиотека типовых сертифицированных решений.
- Модульное строительство (конвейерное строительство производственных помещений и домов с финальной сборкой на месте).
- Параметрический подход к организации производственного процесса (вместо предписывающего).
- Рыночное ценообразование всего жизненного цикла вместо условного сметного расчета.
- Сквозное страхование ответственности (с внедрением персональной ответственности инженеров через выдачу личных лицензий).
– Мы должны формировать национальную библиотеку типовых решений. Даже не типовых проектов, а решений. Которая позволит, пользуясь узлами и агрегатами, как из детского конструктора очень быстро собирать здания. И фактически, мы выходим на необходимость принятия нового федерального закона «О строительстве». У нас такого документа сейчас нет. Есть Градостроительный кодекс, у которого иной предмет регулирования, – поясняет замсекретаря ОП РФ, президент Фонда «Кристалл роста» Александр Галушка.
Такая модель, по мнению эксперта, приведет к кардинальному снижению потребности в дешевой рабочей силе мигрантов, основной запрос на которую формирует сегодня стройкомплекс.
Комментариев пока нет