Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Детализация – кооперация – экспертиза: три основных функции индустриального маркетплейса

Смарт-контракты на службе промышленности
Детализация – кооперация – экспертиза: три основных функции индустриального маркетплейса
Теги: #Маркетплейсы

На фоне внешних санкций и разогрева промышленности в России зародилась такая сверхпродуктивная форма экономики как индустриальный электронный магазин. Изюм в том, что подобный маркетплейс делает возможной закупку не в один, а в несколько этапов.

То есть на электронной полке можно разместить всю цепочку производственной кооперации.

Причем выборка поставщиков и исполнителей будет формироваться в режиме смарт-контракта: по заранее заданным параметрам ценовых, качественных и временных характеристик. Более того, электронная полка способна просчитывать использование простаивающих производственных мощностей поставщиков, их дозагрузку в пользу заказчика.

Это просто космос по сравнению с ручным управлением и сделками «по телефону». К огромному сожалению, эти методы работы пока доступны только в сегменте коммерческих закупок B2B. Там где заказчик работает с государственными деньгами, вся процедура закупки зарегулирована 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Однако тот факт, что Минпромторг России глубоко заинтересован методиками электронного маркетплейса, внушает надежду на скорый прорыв в этой отрасли.  

О чем речь? Министерство взяло на вооружение MaaS-платформу «ВИРТУАЛЬНАЯ ФАБРИКА» Минпромторг наделил эту платформу статусом сервис-провайдера промышленной кооперации ГИСП (Государственной информационной системы промышленности).

В «Виртуальной фабрике» доступно размещение заказа на штучное либо серийное производство комплектующих, деталей, запчастей, опытных партий и образцов, прототипов. Огромное преимущество в том, что вся сделка осуществляется в одном окне в обход традиционных процедур закупки. Искусственный интеллект берет на себя самые трудоемкие функции: поиск, квалификацию и актуализацию сети производственных партнеров, учет и финансовые расчеты, организацию логистики. Заказчик получает среду доверенного взаимодействия.

Образцовым решением индустриального магазина в сегменте B2B является Маркетплейс «Северсталь Маркет».

В функционал площадки зашита дополнительная возможность обратного инжиниринга комплектующих. Позволяет заказчику в безлимитном режиме подбирать только те номенклатурные позиции, которые есть на складах. Есть сервис контрактного центра, а также приложение по работе с претензиями Checksteel. Для клиентов, у которых сформировалось системное потребление (то есть для тех, кто понимает свой ассортимент на год и на два вперед), предусмотрены годовые соглашения, которые гарантируют поставку в нужном объеме. Это удобно, поскольку на рынке нередки ситуации с дефицитом металлопроката. Весь документооборот электронный. Маркетплейс предлагает услуги сервисных металлоцентров. Предлагают варианты по резке металла с более жесткими допусками по размерам, по упаковке, по весу (малотоннажные партии с весом, который необходим клиенту). Также маркетплейс предлагает сервис склада ЗМК.

Задатки кооперационной платформы есть у «Биржи импортозамещения» от Минпромторга, которая учреждена в 2022 году на базе электронной торговой площадки Газпромбанка «ЭТП ГПБ».

Позволяет быстро находить аналоги импортной продукции через каталог. Однако пользователи отмечают, что приходится выполнять ручной поиск по ОКВЭДам. В числе минусов также называют невозможность сделать выборку поставщиков из конкретного субъекта или ограниченной географической группы субъектов РФ.

Эффективное отраслевое решение в виде товарной биржи создали на ростеховской площадке ETPRF.RU.

Преимущественно для закупок строительных материалов и продовольствия. Данные по товарным позициям детализированы глубже, чем в федеральных базах данных. Если по федеральному каталогу может быть заявлена просто «арматура», то на бирже ETPRF.RU – это арматура с данными по конкретным учетным параметрам (длина, марка металла, диаметр и т. д. ). Не общие сведения о продукции, а информация, которую можно применить в смете. И наоборот взять номенклатуру прямо из сметы или комплектовочной ведомости для осуществления закупки.

Поисковая подсистема судового комплектующего оборудования (*СКО) (https://ecs-sko.ru/) создана Центром импортозамещения и локализации судового оборудования (институт, учрежденных Минпромторгом с одноименной целью). В их инфо-ресурсе реализована функция, которой крайне не хватает в ГИСПе: можно воспользоваться специальным фильтром (выставив галочку соответствия ПП №719). На основании запросов заказчиков сфомирован перечень СКО, которое считается критически востребованным. И за которое начисляются баллы по 719 постановлению с сопутствующей выкладкой о производственных возможностях 550 судостроительных предприятий страны. Сейчас в перечне свыше 8.4 тыс. единиц российского оборудования. Еще из интересного: рекомендуют сразу на этапе проектирования будущего корабля рассчитать проектный план по начислению баллов локализации. Не надо быть пророком, чтобы утверждать, что подобная детализация (хотя бы по 719 постановлению) сегодня как воздух нужна заказчикам абсолютно во всех отраслях. Но ее нет.

Как видим, концепцию индустриального маркетплейса можно описать одной формулой: это информационно-сбытовой сервис промышленной кооперации.

Причем первое слово в этой формуле – обладает принципиальным значением. Нужна детализированная информация о материалах и комплектующих конечного изделия, которой остро не хватает, и которую платформа помогает добыть.

За рубежом существуют огромные сайты-каталогизаторы, которые предлагают отраслевому заказчику детализированную выборку компонентов под конкретный узел и запчасть. При этом они объединяют объединяют данные от пула производителей. Лучше всего эта система представлена в электронике и индустрии автокомплектов (все раскладывается до последней шайбы и полупроводника).

В России ничего подобного нет, однако Минпромторг намерен решить эту проблему через внедрение паспортов промышленной продукции. Очевидно, чтобы проделать эту титаническую работу, Минпромторгу России могут потребоваться годы. Предполагаем, что коммерческие индустриальные маркетплейсы, создаваемые под нужды отдельно взятых оперативных направлений в промышленности, могли бы взять часть нагрузки по детализации компонентов на себя. Дело в том, что они могут осуществлять сбор и анализ этих данных под нужды заказчика, а не с абстрактной инструкции к устройству.

Крайне важный момент – сверка данных по реальным производственным возможностям поставщиков. Линейка импортозамещающих товаров должна быть актуальной на момент поступающего запроса (Что заявлено в витрине, не должно расходиться с тем, что конкретный производитель способен продать на конкретный момент времени: поставить серию, дать реальную возможность оценки соответствия и проведения экспертизы качества товара.

Прикол в том, что каждой отрасли есть группа заказчиков, желающих честно закупить или, как минимум, протестировать отечественную версию.

Однако сложность нормативной системы закупок отбивает мотивацию и взаимный интерес работать над импортозамещающими решения. Для заказчика – это лишние трудозатраты и бюрократический квест. Для поставщика – это риск неокупаемых инвестиций. А под рукой всегда есть сверхдоступная китайская версия требуемого изделия, или вариант поставки по параллельному импорту.

Нужно упрощение всей закупочной процедуры до смарт-контракта. Индустриальный маркетплейс в этой схеме выполняет следующие функции:

  • автоматически подтягивает базу данных с раскладкой на комплектующие и материалы,
  • сверяет данные по этим комплектующим с объективными возможностями поставщиков,
  • создает возможности для экспертизы и сертификации этих компонентов и конечных изделий.
  • Позволяет в онлайн-режиме выстроить цепочку взаимодействий с производителями и инженерными командами, которые их обеспечивают.

Автор: Андрей Троянский

21 февраля 2025, 17:40
247
Теги: #Маркетплейсы

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.