Проблема насыщения внутреннего рынка квалифицированными кадрами раскрывается в новой практической плоскости, когда ее рассматривают сквозь призму закупок. С одной стороны, важно научить российских заказчиков нормировать их кадровые потребности, закладывая их в долгосрочные стратегии развития. С другой создать адекватную образовательную инфраструктуру, способную обеспечивать эти потребности квалифицированными специалистами.
Наталья Стреблянская, врио заместителя директора департамента Минобрнауки:
– Важные методы для повышения эффективности работы вузов и привлечения туда молодежи – это развитие передовых инженерных школ, программа «Приоритет» и студенческие конструкторские бюро при вузах.
В ходе мероприятия министерство рассказало о структурной реформе системы образования, запущенной в позапрошлом году – в основании которой лежит практико-ориентированная подготовка молодых специалистов. По словам модератора дискуссии, заместителя премьер-министра Республики Татарстан Романа Шайхутдинова, российской экономике потребуется профессионал нового типа универсальный инженер, способный переключаться на разные проектные задачи, работать с массивами больших данных, анализировать и оперативно считывать чужие разработки, пользуясь машинным интеллектом. Это требует как обновления стандартов базового инженерного образования, так и включенности основных заказчиков кадров в образовательный процесс, с участием потенциального работодателя в разработке и реализации образовательных программ в прохождении обязательной производственной практики, своеобразной «промышленной интернатуры».
Александр Смекалин, директор Ассоциации инновационных регионов России:
– За прошлый год на 19% вырос спрос в стране на специалистов в сфере STEM (модель образование, объединяющая естественные науки и инженерные предметы). Было бы правильным решением ввести льготную ипотеку для молодых ученых региональных вузов.
Роман Шайхутдинов, заместитель Премьер-Министра Республики Татарстан:
– Технологическое лидерство – это комплексный показатель, который отражает способность страны разрабатывать, внедрять и использовать новейшие технологии. Экономика страны на 60% состоит из государственных инвестиций.
Представители министерства сообщили о том, что с 2023 года в соответствии с Указом Президента РФ №343, шесть вузов России стали пилотными площадками для адаптации новой национальной системы подготовки кадров. (МИСИС, Горный университет, Балтийский университет им. Канта, МАИ, Томский госуниверситет, МПГУ).
Максим Французов, директор Научно-исследовательского института «Энергетического Машиностроения» им. Н.Э. Баумана:
– Хотелось бы рассмотреть вопрос с профильными структурами о возможности субсидировать школу главных и генеральных конструкторов. Это позволило бы придать толчок развитию технологического лидерства.
Станислав Кудж, ректор МИРЭА Российский технологический университет:
– Мы работаем со школьниками, начиная с 10 класса. У нас действует детский тенхопарк, в котором обучается около 10 тыс. человек в год.
В ходе мероприятия ведущие специалисты бизнес-партнеров вузов рассказали о том, как участвуют в формировании учебного контента, вместе с вузом организуют практики и стажировки на производстве. В экспертной дискуссии приняла участие большая делегация университетов из разных регионов России и Санкт-Петербурга (как принимающей строны). Они поделились своими передовыми наработками в области прикладного образования и взаимодействия с крупнейшими корпоративными заказчиками страны, а также самыми продуктивными форматами использования государственной поддержки на целевые научные исследования с одновременной подготовкой кадров для промышленности. За три года проделана действительно огромная полезная работа.
Практики и стажировки на предприятиях стали нормой. Есть тенденция к росту доли практической подготовки в образовательной программе вузов. Объем целевой практики варьируется от 16 до 36 недель. Некоторые университеты даже начали присваивать своим студентам промежуточные рабочие специальности прямо во время прохождения курса.
В целях оборонной промышленности запущена целевая система выращивания специалистов от Минпромторга России «Федеральный кадровый центр ОПК».
Представители корпоративных заказчиков, присутствовавших в зале поделились собственными наработками в сфере целевого обучения (когда отдельно взятое предприятия доверяет вузу обучение молодого специалиста под конкретные задачи с дальнейшим обязательным трудоустройством). Системных успехов в «целевке» за короткое время достиг «Ростех». Идет набор молодых специалистов для локальных программ: «Крылья Ростеха», «Код Ростеха» (подготовка специалистов в сфере радио- и микроэлектронной промышленности, IT и информационной безопасности), «Биотехмед Ростеха» (первая ступень для будущих инженеров в области оптико-электронной и биомедицинской техники). Аналогичные программы имеются у «Росатома», Объединенной авиастроительной корпорации, МИСИС сотрудничает в таком формате с компаниями горно-металлургического комплекса – «Норильский никель», «Металлоинвест», «Ростехнологии».
Комментариев пока нет