Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Принцип «сделаю как для себя» в пространстве ФЗ-44: миф или нет?

Принцип «сделаю как для себя» в пространстве ФЗ-44: миф или нет?
Теги: #44-ФЗ

Часто в быту, в процессе общения со специалистами в разных сферах, с которыми мы хотим завязать те или иные товарно-денежные отношения, мы слышим фразу «сделаю как для себя». И это равносильно гарантии того, что работа будет сделана качественно, на славу, с душой. Это одинаково справедливо для ремонта квартиры, приготовления вкусного блюда в семейном кафе, технического обслуживания автомобиля. Но это только в нашей обычной жизни, когда мы сами распоряжаемся своими финансами, учитываем все факторы риска и доверяем контрагенту.

Интересно, а как обстоят дела в случае закупки товаров, работ или услуг в рамках законодательства о контрактной системе? Ведь в этом случае деньги берутся не из кармана, а из бюджета, да и закупщик представляет не себя лично или члена своей семьи, а государственную структуру? Неужели в этом случае нельзя купить по тому же принципу –  «как для себя»?

Забегая вперед скажу: практически нельзя! Давайте разберемся, почему? Во-первых, часто закупщик выбирает между двумя обстоятельствами: купить качественный продукт, с особыми характеристиками, то, что действительно подходит под конкретные условия или же просто выполнить все требования законодательства, а уж что купим, то купим. Практика показывает, что зачастую выбирают второй вариант. Это объяснимо и понятно, ведь дамоклов меч закупщика – штрафы, существенные для кармана, а также претензии контрольных органов и черное пятно на карьере.

И все равно –  есть желание посмотреть, а что именно мешает купить «то, что хочется», «то, к чему лежит душа», «то, что точно долго прослужит». Оставим за скобками те процедуры, которые как терновый куст «заботливо» обвивают процесс закупок – планирование, необходимость работы с информационными системами, отчетность и многое другое.

Основные правила, касающиеся описания того, что является объектом закупки, изложены в статье 33 закона о контрактной системе. Требований и ограничений достаточно, чтобы у неподготовленного человека опустились руки, но обо всем по порядку.

Итак, представьте себе, что вы пришли в магазин (в этом случае вы в рамках терминологии ФЗ-44 «заказчик», а магазин – «поставщик») и устанавливаете требования, которым должен соответствовать объект, который вы планируете приобрести.

Во-первых, вы должны указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости). Во-вторых, вы не должны включать требования или указания в отношении товарного знака (забудьте про «Danone» или «Чудо») и наименования страны происхождения товара. Более того, вам запрещено указывать требования к товарам, информации, работам, услугам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки. Тут вообще важно отметить, что данная формулировка в принципе вводит в ступор новичка, ведь практически любая информация ограничит каких-либо поставщиков в своем стремлении продать не то что вам надо, а то, что у них есть.

Нет, конечно не все так плохо и можно использовать товарный знак вместе со словосочетанием «или эквивалент». Но это уже отдельная история, ибо формулировка «йогурт «Danone» или эквивалент» вообще не понятно, что означает, ибо в товарном знаке «Danone», как и в любом другом товарном знаке, не «зашито» никаких параметров эквивалентности.

Справедливости ради надо отметить, что ФЗ-44 дает возможность купить товар с конкретным товарным знаком при условии его несовместимости с товаром, который уже приобретен, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию.

Даже если не брать во внимание необходимость учитывать при описании объекта закупки ГОСТов и технических регламентов, то нельзя не упомянуть запрет на установление требований к производителю и поставщику товара, в том числе требования к его квалификации, включая опыт работы, к деловой репутации, к наличию у него производственных мощностей, оборудования, трудовых и других ресурсов.

Таким образом,  мы видим, что абсолютно бесполезно сравнивать механизм закупок за счет средств «из кармана» с закупками в рамках ФЗ-44. Это абсолютно разные правила игры, требующие разного подхода. Но представляется целесообразным не сбрасывать со счетов то, что каждый закупщик вынужден существовать в двух ипостасях: «человек обычный» и «человек-контрактный управляющий», особенно, когда речь идет о контроле в сфере закупок. Одно дело, когда в основе закупок лежит банальная «коррупция» или «пофигизм», а другое дело, когда закупщик действительно хочет купить то, что удовлетворит инициатора закупки, пациента, ученика. И это должно быть учтено в законодательстве, чтобы все-таки можно было покупать «как для себя».

Автор: Павел Лисин

19 ноября 2020, 17:44
640
Теги: #44-ФЗ

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.