Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ОКПД и КТРУ – правила применения

Без каталога нельзя создавать позиции планов, описывать товары, размещать извещения
ОКПД и КТРУ – правила применения
Теги: #44-ФЗ

В соответствии с нормами,  регламентируемыми ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ), применение каталога товаров, работ, услуг (ТРУ) обязательно для всех заказчиков и по всем закупкам.

Как следует из норм, регламентируемых 44-ФЗ, без каталога нельзя создавать позиции планов, описывать товары, размещать извещения.

Формирование и ведение в Единой информационной системе (ЕИС) каталога ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с нормами, регламентируемыми Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, можно сказать что КТРУ вытекает из ОКПД2.

Если в каталоге нет ТРУ необходимого Заказчику, описание объекта закупки осуществляется в соответствии с требованиями ст.33 44-ФЗ.

В этом случае для закупаемого ТРУ, указывается код ОКПД2.

Возможно ли применение национального режима на основании позиции КТРУ?

Да, возможно! Заказчик выбирает или код ОКПД2 или позицию КТРУ. Выбор осуществляется при формировании плановых документов в ЕИС.

Когда пользоваться каталогом?

Когда описываете объект закупки, наименование, технические, функциональные, эксплуатационные характеристики – возьмите их из каталога.

Чтобы составить грамотное техническое задание, необходимо воспользоваться справочной и дополнительной информацией о закупаемой продукции из каталога. Если в каталоге нет товаров, работ, услуг, которые планируете купить, то опишите объект закупки по требованиям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Код позиции каталога.

Код позиции каталога формируют на каждую позицию каталога. Код представляет собой уникальный цифровой код, сформированный на основе кодов ОКПД2. Если каталог не содержит закупаемые товар, работы, услуги, то в качестве кода каталога укажите код ОКПД2. 30–33-й разряды.

Это информация о коде объекта закупки по каталогу товаров, работ, который Минэкономразвития и Федеральное казначейство формируют на основе классификатора ОКПД2. Код объекта закупки в ИКЗ отвечает коду в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности с детализацией до группы товаров, работ, услуг:

30-31-й разряды – класс;

32-й разряд – подкласс;

33-й разряд – группа.

В 30–33-м разрядах указывают нули в трех случаях.

Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены в большей степени непониманием заказчиками правил его использования.

Они установлены постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145, которое постоянно претерпевает отдельные изменения.

КТРУ НЕ применяется при планировании закупок.

Это связано с тем, что план-график закупок с 2020 года не содержит информацию о конкретных закупках, проводимых заказчиком.

Для лучшего понимания порядка применения КТРУ предлагаем вспомнить основные из Правил, которые установлены вышеназванным постановлением.

1.Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

  1. Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования

Однако, заказчики с 1 июля 2020 года не могут дополнять характеристики, указанные в КТРУ, при составлении технического задания в следующих 2 случаях:

– осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878;

– если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример:

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 указывает только на перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. То есть, сам факт совпадение кодов ОКПД 2 закупаемой заказчиком продукции с кодами, указанными в перечне, делает невозможным указание каких-либо дополнительных характеристик без учета того, применяется ли заказчиком само Постановление  Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и включена ли закупаемая им продукция в реестр российской радиоэлектронной продукции. Однако запрет на указание дополнительных характеристик должен применяться только в случае применения заказчиком постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

При отсутствии необходимой заказчику продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции заказчик не вправе применять Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (п. 4 данного постановления). В указанном случае он обязан составить и разместить в ЕИС обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (см. п. 5 того же постановления). Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не исключает возможность заказчика на составление указанного обоснования, соответственно заказчик по-прежнему вправе отступать от соблюдения названного ограничения.

Если ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не установлено, то нельзя говорить о том, что перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, действует. Соответственно нельзя считать, что закупаемая заказчиком продукция включена в такой перечень и установленный Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 запрет, применяется. Иной подход будет вести к полной невозможности заказчика купить необходимую радиоэлектронную продукцию.

К примеру, заказчику необходима радиоэлектронная продукция, которая отсутствует в реестре российской радиоэлектронной продукции. В частности, она может отсутствовать в таком реестре именно потому, что заказчик предъявляет к ней повышенные требования, которых нет и в КТРУ. Делает это он не потому, что желает ограничить круг участников и осуществить «заточку» технического задания под конкретного производителя, а потому, что, не указав дополнительные требования в техническом задании он приобретет совершенно иную продукцию, не удовлетворяющую его потребностям. Указание дополнительных характеристик и отступление от установленного ограничения заказчик готов письменно обосновать.

В связи с вышеизложенным, мы полагаем, что решение вопроса о применении или о неприменении запрета на указании дополнительных характеристик, установленного постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, должно решаться контролирующими органами исходя из конкретных обстоятельств дела и содержания подготовленного заказчиком обоснования.

Автор: Светлана Попова

9 марта 2021, 17:38
1 180
Теги: #44-ФЗ

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.