Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Комплаенс: дань моде или потребность бизнеса?

ФАС разработан законопроект об антикоррупционном комплаенсе
Комплаенс: дань моде или потребность бизнеса?
Теги: #Антикартель #Антикоррупционный комплаенс #Комплаенс #ФАС

В последние годы особую актуальность приобретают процедуры комплаенса.

Если раньше процедуры комплаенса внедрялись в крупных компаниях, в большей степени в банках[1], то сейчас все чаще можно встретить организации, относящиеся к малым и средним, но принимающих подобные меры соразмерно масштабам их деятельности.

Согласно статистическим данным, 43% компаний ежегодно оценивают комплаенс-риски, из них 21% компаний проводят оценку ежеквартально, а 31% компаний оценивает риски по мере необходимости[2].

Таким образом, возникает вопрос о том, с чем связан всплеск интереса к процедурам комплаенса? Бизнес перенимает опыт зарубежных стран или это носит более осознанный характер, обусловленный потребностью в предупреждении совершения нарушений?

Для того, чтобы разобраться с указанными вопросами необходимо установить, что такое комплаенс, какие преимущества предоставляет его принятие и соотносятся ли они с затратами на его внедрение.

Комплаенс: эффективная система нивелирования правовыми рисками

Под комплаенсом понимают комплекс мер, которые направлены на создание условий для работы компании в соответствии с требованиями законодательства. Комплаенс позволяет выявлять потенциальные риски, а также работать с уже реализовавшимися рисками для минимизации последствий и недопущения повторения нарушений в будущем.

На практике можно выделить различные виды комплаенса в зависимости от сферы, на регулирование которой направлены меры. Среди наиболее актуальных для бизнеса можно выделить следующие: антикоррупционный, антимонопольный, уголовно-правовой, информационный, комплексный.

Антикоррупционный комплаенс стал привычным и достаточно распространенным явлением в деятельности большинства крупных компаний. Бизнес, осознавая степень опасности коррупционных рисков, стал принимать антикоррупционные политики и контролировать деятельность на предмет наличия таких рисков и управления ими.

В настоящее время значительно возрос интерес к антимонопольному комплаенсу.

Это обусловлено тем, что антимонопольные органы все активнее проводят работу не только по выявлению, но и по предупреждению нарушений. Согласно мониторингу Минфина, рост проверок возрастает ежеквартально. За первое полугодие 2019 года ФАС России было проведено 3 716 проверок закупок по Закону №44-ФЗ, а за 2 квартал 2019 года   количество таких проверок составило 7 597 процедур, в 32% из которых были выявлены нарушения[3].

ФАС был разработан законопроект об антикоррупционном комплаенсе, который направлен на стимулирование компаний к принятию реально действующих механизмов по предупреждению нарушений.

В качестве одного из стимулов для бизнеса было предложено внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые дополнили бы список смягчающих обстоятельства, включив в него принятие компанией комплаенс-процедур.

Однако в процессе работы над законопроектом данные изменения были исключены, но ФАС РФ неоднократно отмечала, что готова учитывать при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства наличие работающих механизмов комплаенса как смягчающее обстоятельство, которое в свою очередь позволит снизить размер оборотных штрафов.

Спрос рождает предложения, на юррынке появляются новые интегрированные услуги, направленные на комплексные решения вопросов предупреждения и управления рисками. Например, компании, участвующие в госзакупках, стараются не ограничиваться только внедрением антимонопольного комплаенса, они также особое внимание уделяют работе, связанной со снижением уголовных рисков.

Это обусловлено особым положением и пристальным вниманием к деятельности поставщиков со стороны антимонопольных и правоохранительных органов, что ведет к возникновению громких уголовных дел с параллельно рассматриваемыми делами в ФАС России. Ни для кого не секрет, что антимонопольная служба и управлением по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД активно сотрудничают.

Например, все мы знаем историю о картельном сговоре в отношении поставщиков лекарственных средств в медицинских учреждениях Якутии. Общая сумма госконтрактов, заключенных с представителями картеля и их аффилированными лицами, составила около 3 млрд рублей. Отметим, что дело было возбуждено по материалам проверки Якутского УФАС, проведенной совместно с региональной прокуратурой и управлением по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Саха.

Уголовно – правовой аудит позволяет определить «слабые места», которые в совокупности могут быть интерпретированы как свидетельство о нарушении уголовного законодательства.

После определения рисков разрабатывается индивидуальный набор средств по их минимизации: рекомендации по изменению схемы финансово-хозяйственной деятельности, создание внутренних процедур по контролю за деятельностью сотрудников, направленные на недопущение сговора с представителями заказчика. Таким образом, комплаенс процедуры помогают закрепить результаты уголовно-правового аудита.

После внедрения системы комплаенса руководители компании могут быть уверены в том, что ведут свой бизнес в рамках правового поля, это значит, что их не смогут привлечь к уголовной ответственности, а их бизнес не будет разрушен из-за наложения оборотных штрафов ФАС России

Выстраивание системы предупреждения рисков значительно повышает инвестиционную привлекательность и положительно сказывается на репутации компании.

Особое внимание надо обратить на то, что комплаенс должен быть не формальным набором документов, а работающим механизмом. Он должен стать часть корпоративной культуры компании.

Для этого необходимо приложить значительные усилия на этапе внедрения, предусмотрев такой механизм, который будет исполнимым и эффективным на протяжении долгих лет.

При внедрении комплаенса мы разделяем работу на следующие этапы:

  1. Анализ бизнес-процессов, сделок, контрактов компании (аудит деятельности организации).
  2. Выявление потенциальных рисков: определение признаков, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства.
  3. Оценка вероятности реализации риска, присвоение риску определённого уровня.
  4. Управление рисками, в т.ч. путем изменения схемы финансово-хозяйственной деятельности.
  5. Организация безопасного хранения и работы и с информацией.
  6. Предупреждение совершения преступлений и правонарушений в будущем: разработка кодекса деловой этики, договорной политики, внедрение коммерческой тайны, политики по защите персональных данных, разработка антимонопольной и антикоррупционной политики и сопутствующих документов.
  7. Информирование и обучение сотрудников: подготовка и проведение обучающих семинаров, подготовка статей, схем и инструкций.
  8. Разработка системы обращений о совершении нарушений и порядка реагирования на такие сообщения (создание «горячей линии»).
  9. Регламентация и сопровождение проведения внутренних расследований (форензик).
  10. Определение порядка взаимодействия с государственными органами: содействие в выявлении и пресечении нарушений, определение порядка предоставления ответов на запросы, подготовка к проведению проверок (полицейские проверки, «рейды на рассвете» и др.).
  11. Установление порядка ежегодного мониторинга и аудита рисков.

Исходя из этого в компании проводится глобальная работа, позволяющая определить наиболее уязвимые места для дальнейшего усовершенствования деятельности компании.

По итогу проделанной работы компания получает следующие результаты:

  • Выявление существующих рисков (уголовно-правовых, антимонопольных, административных, налоговых, информационных, гражданско-правовых и иных) и управление ими.
  • Организация бизнес-процессов в соответствии с требованиями законодательства и локальных актов.
  • Предотвращение будущих нарушений.
  • Снижение риска привлечения к уголовной, налоговой, административной, антимонопольной и иным видам ответственности.
  • Обучение сотрудников.
  • Снижение риска разглашения коммерческой тайны.
  • Организация договорной работы: снижение риска нарушения обязательств, упрощение процедуры взыскания задолженности с контрагентов.
  • Улучшение имиджа компании, вклад в деловую репутацию.
  • Рост доверия со стороны контрольных и надзорных органов.
  • Минимизация вероятности проведения проверок.
  • Снижение риска незаконных действий со стороны государственных органов, в том числе необоснованного вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность компании и частную жизнь лиц.
  • Повышение инвестиционной привлекательности компании.
  • Учет принятых мер в качестве смягчающего обстоятельства при выявлении нарушений.
  • Формировании культуры соблюдения законодательства, его понимания и признания сотрудниками компании.

Барьеры на пути внедрения комплаенса

Проанализировав тенденции и преимущества внедрения комплаенса в компаниях возникает вопрос, что же останавливает бизнес от перехода к внедрению и соблюдению комплаенс-процедур?

Бизнес нацелен на получение прибыли. Зачастую в погоне за финансовой выгодой собственники не готовы платить за профилактические меры, надеясь, что проблемы не коснутся их компании. Но так бывает не всегда, и наступает момент, когда риски реализованы, с компании взыскиваются оборотные штрафы, пени и неустойки по налогам, генерального директора, бухгалтера и иных лиц привлекают к уголовной ответственности.

Поверьте, в этом случае финансовые затраты на оплату штрафов и услуг адвокатов увеличиваются в десятки раз.

Аналогичная ситуация в случае нарушений законодательства сотрудниками. Например, если работник тайно передавал коммерческую тайну конкурентам, но выяснилось это поздно, то убытки могут достигать колоссальных размеров не сопоставимых с расходами на превентивные процедуры.

Помимо финансового вопроса к трудностям относится не желание что-то менять.

Принятие действующих механизмов комплаенса требует осознания важности и необходимости следовать установленным правилам, что не всегда удобно в силу отсутствия привычки.

Еще больше усложняет этот процесс то, что результат не сразу заметен. Многие привыкли получать все «здесь и сейчас» в то время, как комплаенс имеет накопительный эффект и позволяет защитить бизнес в том числе на будущую перспективу.

Очевидно, что для компаний, ориентированных на долгосрочный успех, преимущества внедрения комплаенса перевешивают имеющиеся сложности на этом пути.  Комплаенс становится для бизнеса не просто модным, но и необходимым инструментом управления антимонопольными, коррупционными и уголовными рисками.

Именно по этому компании все чаще планируют свою деятельность надолго вперед и внедряют процедуры комплаенса, позволяющие более уверенно и безопасно вести свою деятельность, не неся непредвиденных расходов, которые могут привести к разрушению достигнутых успехов.

[1] Для банков процедуры комплаенса являются обязательными: Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П “Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах”

[2] Исследование КПМГ «Комплаенс в СНГ: актуальные задачи и автоматизация», 2018 г.

[3] https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/

Автор: Екатерина Усачева

Правительство РФ одобрило законопроект ФАС об антимонопольном комплаенсе

2 октября 2019, 09:54
1 958
Теги: #Антикартель #Антикоррупционный комплаенс #Комплаенс #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.