Эксперты Аналитического центра при правительстве (АЦ) усомнились в целесообразности реестра недобросовестных поставщиков как дисциплинирующего механизма в госзакупках. Попадание в реестр и, соответственно, отстранение от рынка госзаказа, по их мнению, часто неоправданно, тогда как реальные нарушители продолжают получать контракты. Альтернативу эксперты видят в развитии рейтинга деловой репутации с погружением в него факторов не только положительного, но и негативного поведения контрагентов. Заказчики и поставщики в оценке инициативы ожидаемо разошлись.
Эксперты АЦ предложили пересмотреть механизм включения исполнителей госконтрактов в рейтинг недобросовестных поставщиков (РНП), отказавшись от карательного подхода в пользу дисциплинирующего. Мониторинг закупок показал, что требование об отсутствии поставщика в РНП содержится в 100% извещений по закупкам государства (ФЗ-44) и в 99% — госкомпаний (ФЗ-223).
При этом механизм констатирует факт нарушения вне зависимости от степени ущерба и наличия вины поставщика, указывает глава управления корпоративных реформ и закупок АЦ Павел Тихомиров.
Так, в 2019 году в реестр попала Первая областная энергетическая компания: в 2018 году компания без претензий исполнила контракты на 62,5 млн руб., но из-за уклонения от заключения контракта на 0,2 млн руб. попала в РНП (0,4% от суммы контрактов). Причины уклонения от заключения контракта могут быть вполне оправданны, указывают эксперты: например, некорректное описание закупки заказчиком на этапе извещения. «Компания добросовестно сообщает, что не сможет выполнить условия заказчика, но помимо потери обеспечения заявки попадает в реестр и теряет доступ к госзаказу на два года»,— поясняет господин Тихомиров. Компании же, которые не отказываются от исполнения контракта, но выполняют его недобросовестно, в РНП не включены: в отдельных случаях такие поставщики могут иметь до 90% контрактов с претензиями.
В качестве альтернативы реестру недобросовестных поставщиков эксперты предлагают внедрять рейтинг деловой репутации (РДР) — оценку прошлого поведения контрагента при исполнении договорных обязательств.
Напомним, рейтинг уже применяется отдельными госкомпаниями, ввести практику в ФЗ-44 в этом году предложила ФАС. Ранее в службе поясняли, что механизм должен стать критерием положительного опыта поставщиков в противовес РНП. Эксперты же предлагают учитывать в рейтинге и негативное поведение, его факторами могут быть неустойки и штрафы, уклонение от заключения контракта и рекламация по качеству.
Как пояснил “Ъ” замглавы ФАС Михаил Евраев, включение в РНП за фальсификацию и контрафакт уже возможно в связи с расторжением контракта по этим основаниям. «Отказ же от включения в РНП при уклонении от заключения контракта во многих случаях может привести к срыву торгов и негативно отразиться на работе заказчиков»,— заключил он.
Репутация против черных списков
Эксперты предложили пересмотреть подход к недобросовестным поставщикам
3 августа 2020,
15:08
25
Ещё по данной теме
8 августа 2022,
19:08
23 мая 2019,
12:18
Комментариев пока нет