Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Пример Москвы — другим наука. В закупках тоже

Евгений Данчиков, Министр правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы: о новациях «оптимизационного» законопроекта и об опыте столицы в сфере регулирования закупок по 223-ФЗ
Пример Москвы — другим наука. В закупках тоже
Теги: #Москва #Оптимизационный пакет #ФЗ-223 #Цифровизация

Евгений Данчиков, Министр правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы в беседе с главным редактором сетевого издания «Цифровые Закупки» Павлом Лисиным ответил на вопросы о новациях «оптимизационного» законопроекта и рассказал об опыте столицы в сфере регулирования закупок по 223-ФЗ

300 страниц поправок и дополнений 

— Евгений Александрович, Вы традиционно принимаете участие в Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Этот год не стал исключением.  Ваше впечатление от мероприятия? Как Вы оцениваете его итоги?

—  Одно то, что форум состоялся после вынужденного перерыва, уже событие. Мероприятие затрагивает интересы всех участников рынка – регуляторов, контролеров, экспертов, заказчиков, поставщиков и охватывает широкую палитру задач, стоящих перед профессиональным сообществом. В этом заключается его ценность. Ежегодное проведение форума, безусловно, актуально и полезно, особенно учитывая то, что в 2020 году рынок закупок по 44 и 223 законам уже составлял 29 трлн рублей, а это 27% всего ВВП России – чуть более четверти экономики страны.

— Вот уже два года идет большая работа по реформированию контрактной системы с целью ее упрощения. Площадка форума стала эпицентром активного обсуждения «оптимизационного» законопроекта. Сегодня все с нетерпением ждут принятия этого документа в Госдуме. Поделитесь, пожалуйста, что самое важное, на Ваш взгляд, в данном проекте?

— Прежде всего, хочу отметить, что «оптимизационный» законопроект не только своевременный, но и долгожданный. Участвуя в разработке, подготовке этих поправок, мы видели, что сам текст, основные его новации были выработаны на основе тех пожеланий и проблем, которые звучали от всех участников этого процесса – регуляторов, заказчиков и поставщиков. Не секрет, что отдельные нормы 44-ФЗ с учетом технологического развития системы закупок, тормозят работу государственных заказчиков. Что, в свою очередь, мешает развитию нашей экономики. Собственно, с таким посылом и готовились эти изменения.

Сейчас законопроект представляет собой многостраничный документ поправок и дополнений, позволяющих сократить количество способов закупки, сделать взаимодействие заказчика и поставщика более удобным. Переводятся в цифровой вид почти все формы взаимодействия заказчиков, участников и регуляторов – исполнение контрактов, квалификационный отбор участников закупок, обжалование в ФАС, а также по-настоящему цифровой становится и сама документация о закупке.

— Что же, по-Вашему, требует скорейшего принятия?

— Конечно, универсальная предквалификация. Это, наверное, номер один из того, что сегодня нужно принимать, поскольку мы постоянно сталкиваемся с проблемой фирм-однодневок. Вчера она была образована, зарегистрирована, а сегодня у нее уже контракт на 100-200 миллионов. Ни опыта, ни персонала, никакой квалификации нет. Такие фирмы создают серьезные проблемы квалифицированным компаниям, которые годами нарабатывали свой опыт, участвовали в государственном заказе, честно боролись, исполняли контракт. Теряют от таких фирм-однодневок государство, бюджет, добросовестные заказчики. Допускать этого нельзя.

Следующая важная новация – электронное исполнение контрактов. Мы серьезно продвинулись с точки зрения автоматизации процедуры торгов. Однако вопросов по приемке товаров, их оплаты остается много. Ни для кого не секрет, что сейчас очень просто принять и оплатить товар, работу, услугу. Делается акт, где написано: «услуги оказаны», «товары приняты», «претензий нет» и больше ничего. Из этого документа невозможно понять: что конкретно приняли, какого качества, есть ли там какие-то проблемы, ведется ли претензионная работа или нет, есть ли оплата.

У нас в столице заказчики уже в электронном виде исполняют контракт. Это очень прогрессивный и современный механизм, который позволяет заказчикам и контролерам четко видеть, что именно было принято заказчиком –  какая конкретно модель товара с конкретными характеристиками и стоимостью каждой позиции. А поставщики в рамках такой четкой, прозрачной системы приемки, где оплачивается каждый этап и видна вся история взаимодействия, защищены от нерасторопного или недобросовестного заказчика.

Еще один важный аспект – работа с электронным обжалованием.  Теперь и заказчикам, и поставщикам можно будет в более понятной, прозрачной форме взаимодействовать с ФАС –  без бумаг, с пониманием каждого шага и этапа действий. И, что очень важно, с четким разграничением ответственности в рамках этой процедуры. Мы получаем прозрачную систему и сразу видим, кто и на что жалуется, имеет ли он на это полномочия. А самое главное – теперь для этой процедуры не потребуется такое неоправданно долгое время.

Хотел бы еще остановиться на рейтинге деловой репутации поставщиков. Этот инструмент может стать следующим эволюционным шагом в развитии оценки квалификации поставщиков и качества их продукции. Но к нему надо подойти взвешенно, оценить все «за» и «против» –  как считать этот рейтинг деловой репутации, как его применять, как выстроить систему мотивации, чтобы получилась не просто декларативная норма, а действительно работающий инструмент, позволяющий выигрывать квалифицированным поставщикам.

Удобные сервисы для городских заказчиков

Москва разительно отличается от других регионов. Здесь создана эффективная система закупок. Для профессионалов было бы интересно узнать об опыте столицы в сфере регулирования закупок по 223 федеральному закону.

— Напомню: Министерство финансов (до этого – Министерство экономики) Российской Федерации до 2015 года в своих ежегодных аналитических докладах постоянно отмечало, что в 223-м законе, к сожалению, в отличие от 44-ФЗ, с точки зрения прозрачности и эффективности закупок, все обстоит, скажем так, не очень хорошо. В 2015 году был сделан первый шаг в усовершенствовании этих процедур, и начались серьезные корректировки 223-ФЗ. Что было предпринято в Москве?  У нас закрытый перечень способов закупок. Никаких других, кроме обозначенных нашими регулятивными документами, невозможно вводить. Мы прописали для каждого вида этих способов конкретный порядок, этапы, сроки, процедуры. Сделали типовое положение, которое, по сути, является бизнес-процессом проведения закупок конкретного хозяйствующего субъекта, и все процедуры полностью перевели в электронный вид.

Предложили нашим компаниям, фондам, которые не обязаны размещаться по 223-ФЗ, использовать данный механизм. Руководители этих предприятий сами с удовольствием согласились воспользоваться им, увидев полученный эффект –  доля конкурентных закупок у нас выросла с 22 до 83 процентов. То есть, у нас сегодня 83 процента закупок осуществляется в корпоративном секторе на конкурентной основе. Остальные – это разрешенный единственный поставщик или естественные монополии, которые итак по законодательству могут без конкурентных процедур участвовать в закупках. Соответственно, количество участников и количество уникальных поставщиков у нас растет.

Самое главное, на чем мы делали упор, кроме регулирования –  предложение нашим заказчикам удобных сервисов. Например, сервис стандартизации предоставляет нашим заказчикам доступ к типовой документации, которая была адаптирована под нормы 223-ФЗ. Сегодня у нас в системе более 316 комплектов типовой документации для конкурентных процедур закупок и 3 комплекта для закупок «малого объема».

И там, где пока невозможно на текущий момент полностью типизировать комплект документации, сделали типовые элементы. Получился такой конструктор, который позволяет собирать комплект документации из типовых блоков технического задания, договоров, критериев оценки. Это значительно сокращает трудозатраты тех специалистов, которые формируют закупку, дает возможность сразу на старте исключить какие-то технические ошибки и неточности. Участники теперь сами могут формировать документацию или просто ее подтягивать одним кликом из банка документов. Причем, документацию, уже проверенную и верифицированную экономическим блоком и специалистами из контролирующих органов.

Еще один полезный сервис — централизации, позволяющий заказчику, если необходимо, выставлять объявление о проведении совместной закупки, чтобы заказчики других хозяйствующих субъектов могли к нему присоединяться. Что это дало? Вместо единичной закупки, на бумажных носителях, при которой, у заказчика было максимум три заявки, а снижение стоимости на 2%, сегодняшний цифровой автоматизированный сервис централизации обеспечивает заказчику минимум 5 заявок. От начала и до конца процедуры он тратит 25 дней, и получает снижение стоимости на 30%. Как видите, эффект здесь значительный.

Не менее важный сервис —  электронного согласования. Мы его создали для снижения трудозатрат, связанных с процедурой согласования, когда наши заказчики, компании вынуждены были по три месяца согласовывать бумажные комплекты документов с учредителем, собственником, контролерами. Это, конечно же, было крайне неэффективно. Поэтому процесс был полностью автоматизирован и сегодня электронное согласование у нас занимает менее 30 дней.

Все торги – в электронную форму

— В Москве также успешно действует такой удобный ресурс как Портал поставщиков. Как он развивается?

—  Мы считаем Портал поставщиков очень эффективным инструментом для закупок и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Сегодня на портале работают 220 тысяч поставщиков из всех регионов Российской Федерации, 90% из них — представители малого и среднего бизнеса. Каталог уникальных товаров, работ и услуг уже превышает 1,1 млн наименований. Это, наверное, будущее всей контрактной системы, когда мы будем закупать в один клик.

Портал поставщиков развивается комплексно – внедряются новые и совершенствуются уже существующие сервисы, расширяются возможности личного кабинета. Для эффективного развития портала учитывается специфика и интересы различных групп предпринимателей, участвующих в закупках и подключенных к Порталу регионов Российской Федерации.

Сегодня через Портал хозяйствующим субъектам, компаниям разрешили проводить 24-часовые отборы поставщиков до 3 млн руб. В 1 квартале 2021 года в Москве проведено таких закупок на сумму более 2 млрд руб., среднее снижение составило 22,5%.

— Евгений Александрович, пожалуйста, несколько слов об изменениях и новациях, которые позволили бы улучшить работу в рамках корпоративных закупок.  

— Первая задача, стоящая перед нами – это исключение избыточной отчетности. Например, до сих пор заказчики должны формировать большое количество отчетов о закупках у субъектов малого предпринимательства. Это связано с тем, что еще много закупок проходит не в электронном виде. Невозможно понять, что же в конечном итоге закупили наши коллеги по 223-ФЗ, есть ли выполнение установленных законодательством требований? Данная проблема решается переводом этих закупок в электронный вид.

Следующая задача связана с реализацией агрегированного лота, то, что уже в 44-ФЗ есть и работает. По 223-ФЗ сегодня необходимо формировать множество отдельных маленьких закупок, нести огромные трудозатраты. А по-хорошему, обеспечивая удобный доступ, например, к электронным магазинам и делая агрегированные лоты, мы бы эту работу серьезно упростили.

Последнее, о чем хотелось бы сказать, это технические противоречия, которые остались в законодательстве. Например, сегодня закупка финансового аудита осуществляется следующим образом – ее нужно планировать по 223-ФЗ, проводить по нормам 44-ФЗ, а договор регистрировать по нормам 223-ФЗ. Конкретному исполнителю нужно иметь две электронных подписи и очень глубоко разбираться в самой процедуре. Поэтому, когда такие закупки осуществляются, происходит очень много технических ошибок.

Это лишь небольшой обзор ключевых моментов – их, на мой взгляд, необходимо обсуждать и решать в ближайшей перспективе.

— Кстати, к вопросу об обсуждении. Стало известно, что в конце мая в Москве начал работу открытый дискуссионный клуб «mos.эксперт», который запустило Главное контрольное управление города Москвы. Как организатор Вы остались довольны первым заседанием клуба?

— Да, первое заседание Клуба прошло, на наш взгляд, успешно – цели, которые мы ставили перед собой при разработке концепции этой площадки, были достигнуты.  Создание такого дискуссионного клуба обусловлено тем, что у представителей предпринимательского сообщества, а также у поставщиков города Москвы постоянно возникает много вопросов и к государственным структурам, и к городским заказчикам. Это вопросы, связанные с функционированием контрактной системы, работой профильных цифровых сервисов и деятельностью контрольных органов. Понятно, что предпринимательскому сообществу хочется, чтобы всё было проще, быстрее, эффективнее. Дискуссионный клуб позволит установить прямой и оперативный диалог между контрольными органами, городскими организациями, регуляторами и представителями бизнеса.

Задача площадки – обсуждать наиболее актуальные темы, конкретные кейсы и находить пути решения. Также здесь могут решаться вопросы технологические – связанные с автоматизацией, с оптимизацией бизнес-процессов. Либо законодательные – и тогда мы вместе с участниками будем прорабатывать предложения по совершенствованию нормативно-правового поля.

К слову, первое заседание у нас было посвящено «оптимизационному» законопроекту. Обсуждение прошло в очень конструктивном ключе, поступило много вопросов от участников – их собралось более 300 человек. Периодичность дальнейших встреч будет определена позже исходя из повестки и проблематики, которую мы будем выносить на эту площадку.

От редакции: на момент подготовки интервью к публикации депутаты Государственной Думы в третьем чтении приняли «оптимизационный» законопроект

18 июня 2021, 16:32
786
Теги: #Москва #Оптимизационный пакет #ФЗ-223 #Цифровизация
Ещё по данной теме