“Крупнейшие не прошедшие отбор (правительства РФ для работы в сегменте госзакупок и закупок госкомпаний у субъектов МСП, т.н. универсальные площадки – ИФ) ЭТП окончательно переориентировались на обслуживание нерегулируемых (коммерческих) корпоративных закупок: в среднем их доля в совокупном обороте закупок, проведенных на таких площадках, в 2020 году выросла до 97% по сравнению с 74% в 2018 году”, – говорится в исследовании.
То есть доля регулируемых закупок (речь идет о закупках госкомпаний – ИФ) на “коммерческих” ЭТП сократилась до 3% в 2020 году с 26% в 2018 году.
Это, в частности, подтвердил в ходе организованной RAEX конференции “ЭТП в России – 2021” коммерческий директор ЭТП B2B-Center Андрей Бойко. По его словам, площадка приняла решение пойти по пути ее превращения в облачную систему управления закупками. В то же время коммерческий и регулируемый сегменты корпоративных закупок отдаляются друг от друга в части проведения электронных закупок и использования дополнительных сервисов ЭТП. Это связано с тем, что государство определяет правила работы в сегментах госзакупок и закупок госкомпаний. Соответственно, последние ограничены в выборе инструментов для организации своей закупочной деятельности.
Впрочем, конкуренция между “коммерческими” и универсальными ЭТП сохранилась – но уже в сегменте коммерческих закупок. По данным RAEX, доля коммерческих закупок в общем объеме закупок, проведенных на универсальных ЭТП, в 2020 году выросла до 30% с 12% в 2018 году.
В исследовании отмечается также, что в прошлом году рынок корпоративных закупок, по предварительным данным, в целом вырос на 3-7%, тогда как по итогам 2019 года он демонстрировал рост на уровне 25%. При этом исследователи подчеркивают, что в сегменте закупок госкомпаний произошло снижение объемов закупок на 3-5% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, тогда как в сегменте коммерческих закупок отмечен рост на 20-25%.
По мнению экспертов, такое расхождения в динамике сегментов корпоративных закупок никак не связано ни с пандемией новой коронавирусной инфекции, ни с локдауном, ни с преодолением их последствий. Основной причиной расхождения динамики этих сегментов назван, в частности, эффект высокой базы в сегменте госкомпаний, у крупнейших из которых на 2019 год пришелся пик расходов по финансированию капитальных вложений. Кроме того, уровень проникновения электронных закупок в этом сегменте в 2020 году составил около 98%, тогда как в коммерческом сегменте уровень электронизации закупок только у крупнейших компаний достиг 81%.
Стоит отметить, что данные RAEX о снижении объема закупок госкомпаний отчасти коррелируют с предварительными оценками Минфина объема закупок субъектов 223-ФЗ. Так, по словам руководителя департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяны Демидовой, в прошлом году госкомпании объявили о проведении 1,8 млн закупок (на 16% меньше аналогичного показателя 2019 года) на 11,5 трлн рублей (на 18% меньше, чем в 2019 году). Впрочем, по итогам года компании заключили 1,5 млн контрактов (на уровне 2019 года) на 19,9 трлн рублей (снижение на 6%). При этом Демидова подчеркнула, что в данном случае не учитываются закупки малого объема и часть “закрытых” закупок, информация о которых не размещается в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.
Источник: Интерфакс
Комментариев пока нет