Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Вызов номер один – финансовая устойчивость оборонки

Государство ужесточает контроль за ценообразованием ГОЗ
Вызов номер один – финансовая устойчивость оборонки
Теги: #ГОЗ #Гособоронзаказ

Стоимость процентов промышленного кредита предложили включать в конечную цену продукции по ГОЗ. Идея обсуждалась на расширенном заседании Бюро СоюзМаш России и Лиги содействия оборонным предприятиям.

Таким образом можно повысить рентабельность гособоронзаказа, смягчить проблему низкой маржинальности ГОЗ. Зачастую, работая в жестких рамках государственного регулирования, предприятия уходят в минус.

Член Бюро Лиги, гендиректор АО «Объединенная приборостроительная корпорация» Сергей Сахненко:

– В условиях недостаточного авансирования по ГОЗ для обеспечения финансовой устойчивости и маневренности предприятий назрел пересмотр порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа. Расходы на уплату процентов за обслуживание целевых кредитов для обслуживания контрактов по ГОЗ, нужно включать в конечную цену продукции без дополнительных согласований с заказчиком, при условии, что объем кредита не может превышать 80% от цены госконтракта.

В конце прошлого года правительством были скорректированы принципы  ценообразования на военную продукцию (Приказ ФАС России от 16.12.2022 № 995/22). С 10 января текущего года они приобрели силу закона для всех участников оборонзаказа. Исполнителей ГОЗ обязали отдельно учитывать приобретаемые для использования в производстве: сырье,  комплектующие, и иные материалы. Новый порядок закупок ограничивает тех, кто хотел бы получать прибыль на посреднических услугах. Механизм принуждения к экономии работает за счет типовых документов. Заказчик обязан действовать по утвержденным формам; их мало, но они делают весь процесс прозрачным.

  • запрос о представлении предложений о прогнозной цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям госзаказчика (направляет он сам, или отраслевой орган);
  • заключение о прогнозной цене на продукцию (готовит отраслевой орган).;
  • заключение о прогнозной цене единицы продукции, от ФАС России;
  • запрос о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям госзаказчика;
  • запрос о цене единицы продукции.

В марте 2022 года была разработана форма заключения военного представительства о цене на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. Документ утвержден Приказом министра обороны РФ и  согласован с ФАС России.

Еще одной профильной новостью весны является создание специальной комиссии по оценке оборонных контрактов в Правительстве РФ. Основной задачей рабочей группы заявлено как раз-таки разрешение разногласий по ценам на продукцию гособоронзаказа. Под особый прицел Комиссия будут попадать краткосрочные контракты сроком менее трех лет, заключенные по цене, установленной выше изначальной. Новый орган будет иметь право запрашивать подтверждающую документацию и оценивать использование бюджета.

  • В январе правительство внесло в Госдуму законопроект, который позволит Генпрокуратуре получать доступ к расчетам по гособоронзаказу. Все это должно ударить по коррупции при гособоронзаказах и заставить ВПК работать во всю силу.

Низкие прибыли оборонных предприятий, даже при их колоссальной загрузке – это хроническая, системная проблема, которая объясняется устройством механизмов ценообразования в отрасли.

Кстати, об этом прямым  текстом говорится в законопроекте о повышении уровня оплаты труда работникам ГОЗ. Сейчас его обсуждают в Госдуме. Законопроект № 220655-8 был внесен по инициативе Союза машиностроителей России депутатами Владимиром Гутенев, Максимом Топилиным. Хотя акцент в нем сделан именно на заработной плате сотрудников оборонки, он вскрывает особенности финансового насыщения отрасли.

Процитируем текст Пояснительной записки:

Повышение производительности труда возможно только при условии мотивации работников. Однако, применяемый механизм расчета цены контракта, в котором затраты на оплату труда принимаются исходя из установленных средних величин, не позволяет уменьшить трудоемкость работ с одновременным увеличением уровня оплаты труда. Практика уменьшения со стороны государственных заказчиков заработной платы работников предприятий оборонно-​промышленного комплекса и в целом и так крайне низкой прибыли по государственному оборонному заказу приводит к снижению инвестиционной привлекательности предприятий ОПК, кадровому голоду, что отражается как на создании новых вооружений и военной техники, так и гражданской продукции в рамках диверсификации.

Характерная история: Завод им. Дзержинского в Перми, производитель радиовзрывателей и комплектующих для ракет (например, для ЗРК  «Тор» находится в процедуре банкротства с 2005 года. Его основным кредитором является ФНС. Сумма задолженности составляет около 400 млн рублей. Таких примеров в оборонной отрасли хватает. Государство явно и последовательно поддерживает военные предприятия бюджетными финансовыми вливаниями, регулярно рассчитывается по их долгам перед коммерческой банковской системой. Однако общей картины финансового дефицита в оборонке это не меняет. Существует профессиональное мнение, что для повышения рентабельности ГОЗ необходимо создавать второй финансовый контур специально для наукоемких проектов и новейших разработок военной техники, для экспериментальных предприятий НИР и НИОКР.

Происходит ужесточение правил исполнения ГОЗ, которое призвано повысить эффективность использование каждого вложенного заказчиком рубля. Так на заседании коллегии Генпрокуратуры, Владимир Путин поручил надзорным органам жестче контролировать своевременное выполнение поставок по гособоронзаказу. По указанию генпрокурора Игоря Краснова надзорное ведомство выступит в роли координатора и поможет найти общий язык заказчикам и производителям оружия. Президент также подчеркнул, что эти меры должны обеспечить развитие оборонно-промышленного комплекса России и способствовать наращиванию объемов производства.

К срыву ГОЗ зачастую ведет не только человеческий фактор, ситуация с санкциями, сбой логистических цепочек также сказываются на производстве.

Вопрос повышения уровня оплаты сотрудникам оборонных предприятий также лежит в плоскости низкой прибыльности производства. Тут уместно процитировать любопытное высказывание Сергея Чемезова, генерального директора корпорации «Ростех», председателя общественной организации «Союз машиностроителей России», которое он сделал в октябре 2022 года:

– Хотел бы остановиться на одной из важнейших проблем предприятий ОПК – кадровой. Прошу правительство повторно рассмотреть инициативу Союза машиностроителей России по установлению уровня оплаты труда в организациях ОПК, которые выпускают продукцию по ГОЗ, минимум на 10% выше средней по регионам их присутствия. В настоящее время военные представительства Минобороны России с целью снижения себестоимости поставляемой продукции отказываются согласовывать увеличение заработной платы на предприятиях. Так быть не должно.

Если предприятия ОПК стремятся снижать себестоимость продукции за счет зарплат высококлассных специалистов технического профиля, значит требуются альтернативные модели финансового обеспечения отрасли. Возможно, дело не только в ужесточении контроля за ценообразованием (хотя и в нем тоже).

Механизм, который предлагает Союз Машиностроителей России для борьбы с дефицитом кадров на предприятиях ОПК. Подразумевает пересмотр увеличение плановой рентабельности производства продукции, поставляемой по ГОЗ, изменение структуры цены «с 20%+1% на 23%+3%». Также Союзмаш предлагает повышение уровня оплаты труда работников предприятий промышленности, выпускающих продукцию по ГОЗ на 10% выше от средней в субъекте, где размещено производство.

Справка

Фундаментальной нормой, регулирующей ценообразование в оборонке, является Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465. с абз 5 п. 37.1

Автор: Андрей Троянский

30 марта 2023, 10:41
462
Теги: #ГОЗ #Гособоронзаказ

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.