Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Гособоронзаказ: переход в режим кооперации

Закупки для фронта дают ценный опыт строительства мобилизационной экономики
Гособоронзаказ: переход в режим кооперации
Теги: #ГОЗ #Федеральное казначейство

В этом году Федеральное казначейство на системной основе занимается проверкой расходов Минобороны России на поставки для армии.

Впервые такая задача была поставлена Михаилом Мишустиным в январе на заседании Координационного совета по вопросам обеспечения Вооруженных Сил: проверить финансово-экономическую обоснованность (ценообразование) госконтрактов, которые заключает Минобороны.

А уже в начале марта глава казначейства Роман Артюхин доложил главе правительства, что под проверку подпадают расходы на поставку бронежилетов и касок, на средства связи, топливо, ГСМ и отдельно на ремонт и производство вооружения и военной техники.

В СМИ предполагают, что столь высокое доверие, оказанное Казначейству, является не разовой акцией, а далеко идущим сигналом, адресованным не только оборонке, но и промышленности гражданского назначения. Дело в том, что цифровая и нормативная инфраструктура Федерального казначейства позволяет ввести расчетное ценообразование общественно необходимых затрат в монопольно-базовых отраслях экономики страны. Новая модель может прийти на смену формированию «конкурентных» цен по так называемой рыночной методике «Гайдара-Кудрина».

Это стало возможным благодаря непрерывному развитию цифровых сервисов казначейства в последние годы. Проделана колоссальная работа, которая кратно улучшила аналитические возможности ведомства и государства в целом. Развитие технических средств естественным образом открывает перед экономикой страны следующий этап – переход к нормированию затрат и к оценке их целесообразности. Вне всяких сомнений это одно из лучших достижений в развитии государственного аппарата за истекшие 30 лет.

К переходу на новую ступень экономического мышления вынуждает и общая геополитическая конъюнктура вокруг России,  неотложные вызовы, вставшие перед страной.

Принципы госзакупок, адекватные для мирного времени, оказываются не такими эффективными при приобретении оружия в рамках спецоперации – нужно закупать самое эффективное вооружение, а не самое дешевое, – такой консолидированной точки зрения придерживается большинство профессионалов, которые сегодня активно занимаются вопросами снабжения армии на добровольных коммерческих началах.  

Подчеркнем, что эта точка зрения сегодня является не единственной. В профессиональном сообществе назрел серьезный запрос на перемены в гособоронзаказе. Его транслирует и законодательный блок, и крупнейшие отраслевые общественные организации бизнеса.

В феврале Депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов (член Комитета Государственной Думы по обороне) отправил коллективное предложение по переводу экономики России на военные рельсы. Соответствующий блок предложений был направлен секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву и председателю правительства Михаилу Мишустину. Концепция экономической мобилизации родилась по итогам резолюции прошедшего накануне круглого стола. За идеей экономической мобилизации стоит консолидированное мнение экспертов разного уровня: от героя России Апти Алаудинова до губернатора Севастополя Михаила Развожаева. В понимании авторов инициативы «перевод на военные рельсы» – это точно не «пушки вместо масла» и не отказ от гражданских функций экономики. Речь идет о регулировках некоторых условий взаимодействия оборонки с гражданским бизнесом и регионами.

Кузнецов подчеркивает возросшую роль губернаторов и органов региональной власти в обеспечении армии всем необходимым:

– По моей теме поддержки мобилизованных: анализировал эффективность решения проблем в рамках нашего mobmonitor.ru. Некоторые губернаторы с октября прошли путь от, в некотором смысле, имитации деятельности до эффективнейшей работы по обеспечению своих мобилизованных земляков.

Инициативой предлагается увеличить объемы инвестиций в высокотехнологичное производство и диверсифицировать состав исполнителей ГОЗ за счет привлечения перспективных компаний малого и среднего бизнеса.

Адресная поддержка инноваций, поступающих от гражданского бизнеса, от перспективных небольших компаний – это принципиальная часть предлагаемой стратегии.

Кузнецов привел конкретный пример, показывающий где, когда, и почему это требовалось сделать уже давно:

– Хотя гражданская отрасль предложила Министерству множество вариантов экономичных и быстровозводимых защитных сооружений. Но главный начальник инженерных войск даже не ответил на мой депутатский запрос на эту тему, – рассказал Дмитрий Кузнецов.

– Мобилизация подразумевает перевод всего экономического процесса в режим общефедерального государственного заказа, – поясняет депутат Государственной думы, доктор экономических наук Николай Новиков. – Только этот заказ должен подразумевать удовлетворение не только непосредственно государственных нужд, а призван отражать производство всех необходимых в стране товаров и услуг. Если ради этого необходимо сформировать Госплан 2.0 на современных технологических платформах. Необходим переход внутри страны в режим «от конкуренции — к кооперации».

Еще одной важной позицией предложений является «Новая кадровая политика» – построенная на продвижении молодых специалистов на руководящие должности.

Важнейшим сигналом для заказчиков и исполнителей ГОЗ является подписанный в марте Президентом России Владимиром Путиным указ о введении внешнего управления на предприятиях, «срывающих гособоронзаказ» в условиях военного положения.

В случае срыва обязательств по ГОЗ государство будет приостанавливать полномочия акционеров, а на их место придет Управляющая организация, которую предложит Минпромторг. Некоторые обозреватели трактуют данный указ как пролог к возможному возвращению в госсобственность военных активов.

Однако у данного инструмента есть и более прозаичная функция, которая выглядит гораздо более реалистичной: дисциплинировать товарно-денежные отношения в сфере гособоронзаказа. У корпораций, которые владеют производственной инфраструктурой в ГОЗ, есть избыточные финансовые ресурсы. Их нужно оперативно направить и в обновление/расширение конвейера, и в НИОКР, и в оборотные кредиты для оборонных предприятий. Хорошо известно, что ГОЗ является слишком консервативной отраслью, медленно реагирующей на инновации. Во главу угла ставится принцип максимальной экономии. Это полезно для мирного и стабильного времени, однако является тормозящим фактором в периоды испытаний.

Недавно российский военкор Андрей Филатов описал характерные проблемы снабжения армии, связанные с бюрократическими барьерами гособоронзаказа на примере обеспечения воюющих частей новейшей оптикой. Как он рассказывает, демонстрация опытных образцов одним из представителей инновационного бизнеса была проведена на военном полигоне, осенью. Оборудование прошло все тесты, но соответствующий приказ был подписан уполномоченным закупочным ведомством спустя целых 4 месяца. А подразделение, ответственное за заключение договора поставки вышло на контакт только в феврале. Затем разработчик инновационной продукции получил рапорт об отказе из-за высокого размера авансирования. На том основании, что предоставить более 30% аванса в текущем году невозможно. Весь парадокс в том, что если разработчик согласен на новые условия с тридцатипроцентным авансированием, – то ему  придется пройти всю процедуру заново (!) начиная с заказчика. Это огромные потери времени и ресурсов, неприемлемые в условиях проведения СВО.

Именно по этой причине, некоторые бюрократические механизмы ГОЗ предлагается изменить в пользу оперативной работы с инновационным средним бизнесом.

Свои соображения о том, как это сделать, есть у крупнейшего отраслевого объединения Союза машиностроителей России. Недавно они были внесены в Госдуму в качестве законопроектных инициатив:

  • Предлагается предоставить исполнителю гособоронзаказа право использовать единый счет для расчетов по всем контрактам по ГОЗ;
  • Минимум на 10% выше среднерегиональной оплаты труда повысить заработную плату сотрудникам предприятий, выпускающих продукцию по ГОЗ.
  • Предусмотреть отдельные механизмы, создающие преференции для производителей высокотехнологичной продукции в закупках.

Касательно первой инициативы: сейчас по каждому контракту открываются отдельные счета, финансовые средства, с которых можно расходовать только на исполнение конкретного отдельно взятого контракта. Собственно, это и становится причиной затруднений у заказчика, которые приводят к такого рода проблемам, которые описаны выше Филатовым.

Введение единого счета предприятиям ОПК позволит более свободно оперировать имеющимися в наличии средствами, направляя их на закрытие оперативных нужд. Снизится зависимость от авансов и жестких требований кредитных организаций. Следовательно, это будет способствовать и сокращению сроков производства и поставки продукции военного назначения фронту.

Перспективы участия среднего промышленного бизнеса в гособоронзаказе станут одной из актуальных тем XVIII Всероссийского Форума-выставки “ГОСЗАКАЗ”, который пройдет 19-21 апреля в «Сколково». На Форуме прошлого года крупнейшей профессиональной аудитории закупщиков и поставщиков был презентован сверхпродуктивный опыт сотрудничества инновационного бизнеса и военных предприятий: в сфере аренды станочного оборудования, а также в области реверсивного инжиниринга. За год новые методы кооперации шагнули далеко вперед. Появилось много интересного и в проектах, и в форматах государственной поддержки.

Автор: Андрей Троянский

10 марта 2023, 18:10
487
Теги: #ГОЗ #Федеральное казначейство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.