Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Экономика доросла до сервисных контрактов

Министерство промышленности и торговли презентует практику комплексного обслуживания оборудования на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ»
Экономика доросла до сервисных контрактов
Теги: #Импортозамещение #Контракты жизненного цикла

Антироссийские санкции подтолкнули российский рынок к развитию сервисного сегмента.  Многие зарубежные компании отказались от обслуживания поставленного оборудования и ПО, либо выставили заоблачные цены на эти услуги.

Российским разработчикам пришлось искать собственные решения. За два года на внутреннем рынке сформировался пул компаний, способных оказывать техническую поддержку и осуществлять ремонт, в том числе, по продукции крупнейших недружественных вендоров. Это касается разных отраслей: телеком-оборудования, медтехники, станков.

Вместе с развитием нового сегмента рынка меняется и восприятие самого контракта. Заказчиком по-новому воспринимаются критерии эффективности закупки.

Яркое мнение вице-президента Тогово-промышленной палаты РФ Елены Дыбовой:

– В современном высокотехнологичном мире у любого заказчика появилась возможность купить продукцию за условные 10 рублей, однако обслуживание и сопутствующие расходы в процессе эксплуатации могут обойтись ему в тысячу.  

Таким образом, сама конъюнктура закупок и сформировавшийся в стране хозяйственный уклад подталкивают к легализации сервисных контрактов и к их масштабированию на все отрасли. Пока такой опыт является точечным. Он есть у отдельных высокоразвитых регионов и госкорпораций, но должен стать общепринятой правоприменительной практикой.

20 ноября вышло соответствующее правительственное распоряжение в адрес Минпромторга. В плане-графике подготовки к XIX Всероссийскому Форуму-выставке «ГОСЗАКАЗ» будет предусмотрено проведение специального демонстрационного мероприятия. Участникам и гостям Форума покажут практику осуществления закупок по комплексному обслуживанию оборудования и информационной инфраструктуры.

В крупнейшей аудитории профессионалов закупок будут обсуждать контракты полного цикла и контракты типа «Сервисная модель». Они уже реализуются в Москве: это когда, например, печать или обслуживание IT-инфраструктуры покупаются как услуга.

Как, в свою очередь, пояснял вице-премьер, Министр промышленности и торговли Денис Мантуров: «на балансе у субъекта не находятся основные фонды, они находятся у IT-компаний: они сами берут кредит, покупают оборудование, но предоставляют услугу. То есть ты одномоментно из бюджета платишь меньше денег».

Важность сервисных контрактов понимают на самом высоком уровне.

Напомним, что еще в августе, на встрече с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности Владимир Путин дал поручение Минпромторгу продумать механизмы стимуляции заказчиков к выбору таких поставщиков услуг, которые готовы предоставлять их с приоритетным использованием отечественных товаров и программного обеспечения.

А в ноябре Минпромторг представил такую практику в виде Доклада

  • Поручение Президента Российской Федерации, предусмотренное частью второй подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 сентября 2023 г. № Пр-1733, доклад Президенту Российской Федерации В.В. Путину от 14 ноября 2023 г. № 15405-П9-МД.

Сервисные контракты особенно остро востребованы во всех отраслях, где закупка оборудования и машин осуществляются по лизинговым схемам. Антироссийские санкции сразу же привели к проблемам в поставках расходников для тех, кто закупает станочное оборудование. Станкостроителям приходится перестраивать цепочки поставок, больше локализировать производство в стране. Но полный переход только на отечественные комплектующие займет годы. Наличие специальных сервисных компаний и их включение в производственный цикл позволит выстроить более гибкую схему снабжения комплектующими. По сервисному контракту, такая компания может заниматься обратным инжинирингом отдельных узлов, их промышленным восстановлением, их параллельным импортом, созданием специальных резервных хранилищ расходных материалов. При этом, в рамках сервисного контракта все это перестает быть головной болью заказчика. Сервисные услуги априори включаются в рыночную стоимость оборудования.

Еще не изученной и крайне перспективной темой является сочетание сервисных контрактов с офсетными.

Соответствующий перспективный опыт намечается в сфере коммунального хозяйства Москвы. Где в 2023 году есть опыт заключения офсетного контракта на оказание услуг по сервисному обслуживанию городской коммунальной техники. На территории столицы должны появиться четыре сервисных центра для обслуживания коммунальной техники, включая машины для мойки дорожных ограждений, самосвалы, тягачи, автовышки, автокраны, пожарные автомобили, мусоровозы и другие. Общий объем инвестиций в создание сервисной инфраструктуры не менее одного миллиарда рублей.

Ранее на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в 2021 году столичный департамент здравоохранения демонстрировал аналогичный сервисный опыт в отношении медицинской техники.

Сервисные контракты являются обыденной практикой для топливно-энергетического комплекса. В сервисный контракт ТЭК обычно входят удаленный мониторинг, консультирование, проверки с привлечением иностранных инженеров, ремонт и замена запчастей. В большинстве случаев весь этот функционал уже научились выполнять российские компании после ухода из России GE, Siemens, Fortum. В свою очередь развитие автономной сервисной модели подтолкнуло государство к правильному регулированию наукоемкого сектора закупок. В частности, Минпромторг признал, что узкое место по сервису турбин в РФ — создание отечественных материалов для изготовления запчастей. Это способствовало формированию целевого заказа и гарантированного спроса на соответствующие компетенции. Корпорации открыли доступ к необходимым техническим параметрам. Появилась возможность оценить потребность в высокоточном литье лопаток.

Подчеркнем, что именно отсутствие доступа к необходимой критической информации о востребованных компонентах является препятствием для импортозамещения. Чтобы производить отечественные аналоги комплектующих, нужно понимать, что именно нужно заказчику. Предложение не возникнет, пока нет соответствующей детализации. Детализации не будет, пока импортное оборудование не разберут на составляющие и не изучат в лаборатории. Сервисный контракт – это, прежде всего способ раскрытия технических данных. За контрактами такого типа естественным образом подтягивается обратный инжиниринг. Таким образом, развивая сервисные контракты государство дает импульс промышленной кооперации.

С финансовой точки зрения, у сервисной модели тоже есть ряд преимуществ. Во-первых, долгосрочные контракты с крупными потребителями выглядят гораздо более привлекательными для кредитных организаций и частных инвесторов. Во-вторых, такие контракты являются гораздо более взвешенными с точки зрения реальной рыночной стоимости продукции и себестоимости производства.

Автор: Андрей Троянский

30 ноября 2023, 15:34
404
Теги: #Импортозамещение #Контракты жизненного цикла

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.