В свете жесткой кредитной политики финансового регулятора у среднего промышленного бизнеса остался единственный союзник в лице местного органа власти, ответственного за поддержку производства.
В начале апреля в Минэкономразвития России пересчитали стоимость кредитов для малых технологических компаний (МТК) с учетом повышенной ключевой ставки ЦБ РФ.
Обновленная формула заемного финансирования для МТК – это «ключ» минус 7%. Если когда-нибудь ключевая ставка вернется к значениям ниже 10%, то кредиты для МТК будут выдавать по фиксированным 3%. Эта идея запротоколирована в документах правительства и очень важна для будущего.
Однако промышленному бизнесу необходимо выживать не в будущем, а сейчас. При актуальном раскладе заем под 14% годовых для любого высокорискового наукоемкого проекта – это самоубийственные условия. Тем более, что эти деньги даются не под результат реализованного проекта, а под операционные расходы. Возвращать заем придется раньше, чем бизнес выйдет на стадию серийного производства и сбыта (3-5 лет). Есть общеизвестная статистика, согласно которой выживаемость стартапов составляет, в среднем, менее 10%. В РФ крайне консервативная промышленная политика: государство и банки всячески избегают венчурных проектов, ни один чиновник не хочет иметь дело с прокуратурой в случае неудачи. Наконец, весь бюджет программы льготного кредитования МТК выглядит слишком скромно: всего лишь 7 млрд рублей. В такую сумму финансовый регулятор оценивает технологическое лидерство России.
К чести отдельных регионов они умудрились вымучить приемлемую среду для местных стартапов даже в условиях кредитного голода и финансовой блокады промышленности.
Если сочетать льготные кредиты для малых технологических компаний с местными налоговыми преференциями и мерами господдержки, то в сборе получается достаточно жизнеспособная деловая среда даже для МТК.
К примеру, в Пермском крае создан свой Реестр МТК, в котором числятся уже 94 компании. Они смогут воспользоваться пониженными налоговыми ставками по налогу на прибыль организаций в региональный бюджет в зависимости от объемов выручки и вида деятельности. Также для таких компаний введут пониженные налоговые ставки по УСН в размере 1% по объекту налогообложения «доходы» и 5% по объекту налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (это решение сейчас находится в работе Правительства региона).
Статус «Приоритетного инвестпроекта» позволяет предпринимателям Прикамья снизить налог на прибыль, воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом, получением земли на льготных условиях.
В Новгородской области также введены налоговые льготы для МТК: ставка на прибыль теперь всего 10% вместо 17. Действует налоговый вычет на инвестиции, модернизацию и программное обеспечение – до 150 млн рублей.
Дальше еще интереснее: в регионах появляются особые финансовые институты, заточенные на денежное обеспечение промкооперации. К примеру, Агентство по развитию МСП Пермского края работает в паре со специально созданной под эти цели «Микрофинансовой компанией Пермского края». За несколько лет благодаря этому симбиозу созданы различные продукты и виды заемного финансирования, в том числе с 2024 года заработал новый механизм поддержки: предоставление финансовой аренды (лизинга) на приобретение оборудования и спецтехники. У промышленного лизинга огромный еще даже в половину не раскрытый потенциал.
На этом недавно делал акцент президент ОПОРЫ РОССИИ Александр Калинин:
– Это можно решить с участием ВЭБа. Необходимо серьезное переформатирование лизинга в Российской Федерации: под 6-8%. Этот механизм нужно существенно расширить. С такой идеей Калинин выступил на VII финансовом форуме «Просто капитал».
В индустриально развитых регионах лизингополучатели промышленного оборудования также могут самостоятельно обращаться за субсидией в местные институты развития в целях возмещения части затрат на платежи.
Хороший пример Санкт-Петербурга, где специально ради предпринимательской индустриализации запущена программа «ФРП Лизинговые проекты». На территории региона создан централизованный оператор таких проектов – компания «Балтийский лизинг». Небольшие предприятия среднего бизнеса могут рассчитывать на льготное финансирование в размере до 45% стоимости оборудования на оплату аванса по договорам лизинга, что способствует ускоренной модернизации производственных мощностей.
Минпромторг России активно работает над развитием лизингового направления по отдельно взятым отраслям. Так, например, с 1 апреля 2025 года стартовала совместная программа министерства и госкомпании ДОМ.РФ. 50 млрд рублей до 2030 года выделено на льготный лизинг строительно-дорожной и коммунальной техники по ставке не более 10% годовых на срок 3-7 лет с возможностью нулевого авансового платежа.
- *Условия распространяются на финансовую аренду погрузчиков, гусеничных тракторов, самоходных грейдеров, снегоочистителей, бульдозеров, асфальтоукладчиков и прочей самоходной техники. Это существенно смягчает для промбизнеса последствия высокой ключевой ставки и дает косвенную альтернативу классическому банковскому кредиту.
В программу активно включился один из крупнейших опорных кредитных институтов страны «Газпромбанк Лизинг».
По словам Вячеслава Спирова, вице-президента Банка ГПБ (АО), гендиректора группы «Газпромбанк Лизинг», за 2024 год группа профинансировала поставки строительно-дорожной и коммунальной техники стоимостью 167 млрд руб. с НДС, потребность по-прежнему высока в силу высокой степени износа.
К сожалению, ситуация в сфере лизинга сельскохозяйственной спецтехники резко ухудшилась после того, как была вздернута ключевая ставка и были подвергнуты секвестру льготные кредиты Минсельхоза РФ под 5% на приобретение сельхозмашин.
Одним из самых быстрорастущих направлений остается лизинг оборудования в сфере пищевого машиностроения. Благодаря льготной форме сбыта и условиям поставки через лизинг у отечественных компаний пищевого машиностроения за 2024 год есть рост почти на 55%. Большую роль в этом сыграли заводы по выпуску холодильного оборудования и оборудования для переработки сельхозпродукции.
Финансово-кооперационная среда нового типа
Итак, решением проблемы может стать создание особой финансово-кооперационной среды в регионах России. Появление такой среды – означает и наступление нового административно-хозяйственного уклада, сближающего российскую региональную экономику с корейскими чеболями, японским муниципальным корпорациями, китайским «технодеревнями».
Такой уклад закупочных отношений формировался в Азии в конце XX начале XXI века. В отдельном промышленном макрорегионе, субъекте или даже муниципалитете выстраивается полигональная экосистема вокруг административно-финансового союза из местной власти с банком или иным кредитным институтом. Отличительной чертой таких экосистем является доверенный круг поставщиков (объединенных в цепочки под конкретную индустриальную задачу, например, взятую из нацпроекта или сгенерированную местным институтом развития уровня НОЦ (научно-образовательный центр).
Бизнесу приходится бороться за попадание в доверенный круг субподрядчиков (малых технологических компаний). Возможно, это не самый конкурентный путь развития в контексте методичек МВФ и рафинированных учебников по экономике. Но такой путь все равно лучше рыночного хаоса, в котором вообще не ставится никаких задач, а доля собственных инженерных изделий – (то есть товаров сложной, двух-, трехступенчатой переработки) не превышает 2−3% даже на внутреннем рынке.
Приглашаем обсудить трансформацию финансовой поддержки бизнеса на XX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в Санкт-Петербурге 23-25 апреля. Теме будет посвящена специальная экспертная дискуссия Форума «Малые игроки, большие цели: кто создает будущее технологий?»
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет