Тезисы открытого заседания Комиссии государственного совета РФ по направлению «технологическое лидерство». Мероприятие состоялось на площадке ХХ Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» в городе Санкт-Петербурге.
Одна главных дискуссионных тем – принципы разверстки новой технологической политики на регионы. Мысль, которая прозвучала в докладах большинства экспертов – нельзя равнять всех под одну гребенку. КРI субъектов и способы измерения успеха/неуспеха региона в реализации НПТЛ не могут быть общими из-за колоссальной разницы потенциалов, бюджетных, кадровых, ресурсных. По этой причине бессмысленно подходить к региону с клишированной линейкой требований.
Ирина Мануйлова, заместитель Губернатора Новосибирской области:
– Когда мы формировали программы научно-технологического развития, пришло понимание, насколько субъекты РФ неравноценны по своему потенциалу. Проектируя участие регионов в реализации НПТЛ, нужно руководствоваться именно объективными возможностями субъекта. Где-то потенциал достаточно высок (нарисовалась двадцатка лидеров), есть львиная доля середняков, а у некоторых субъектов автономные заделы в науке отсутствуют вовсе.
По словам Мануйловой, механизм принятия решений в закупках высокотеха не всегда должен оставаться на уровне региона. Чтобы технологическая политика была сбалансированной и ответственной, требуется сложить кооперационные цепочки организаций и промышленные мощности, которые зачастую находятся на разных территориях и в разных юрисдикциях. Скоординировать это под силу федеральному центру с учетом приоритетов государства и государственных хозяйственных интересов. У региональных властей подобных рычагов влияния и стимулов априори не хватает.
Наконец, в законодательстве действуют императивы рыночной конкуренции, которые никто не отменял, и в силу которых региональный уполномоченный орган закупок не может собрать субподрядную цепочку, опираясь на возможности собственных предприятий. Даже если подобные решения напрашиваются и выглядят очевидными.
– Я в регионе не могу дать заказ таким серьезным научным организациям как Институт прикладной и теоретической механики. Они уникальны, однако нет соответствующих производств, и обеспечить их заказом невозможно. Таких примеров много. В определенный момент, мы стали недооценивать роль прикладной науки. А всегда ли мы правильно формулируем заказ? Не забываем ли мы учесть те потенциальные возможности, которые есть на уровне локальных научных организаций?
На региональные власти ложится ответственность за кадровое обеспечение. Из нацпроектов технологического лидерства можно сделать вывод, что количественный запрос на кадры СПО выше, чем на кадры университетов.
– Однако и в СПО мы теперь должны готовить совсем не тех специалистов, что требовались десять лет назад, – говорит Ирина Мануйлова. – Уровень компетенций далеко ушел от шаблона. А значит работу над профориентацией надо начинать со школы. Прежде всего – с повышения качества математического образования.
Людмила Огородова, заместитель Губернатора Томской области:
– На регионы возлагается особая миссия достижении технологического лидерства через исполнение нацпроектов. НПТЛ это набор механизмов, которые вроде бы должны обеспечить региону выход на новую специализацию. К примеру, для Томской области – это «Новая атомная энергетика». У нас как раз завершается НИОКР по данному направлению. И вышло распоряжение Правительства по реализации самой программы. Томск становится хабом, который готовит и управленческие кадры для новых энергоблоков, и кадры, и оборудование.
Однако, вместе с открывающимися возможностями новая технологическая политика несет региону и новые трудностями. – Мы не понимаем роль и конкретный функционал региона в реализации НПТЛ. Потому что все мероприятия по реализации являются конкурсными. Нет никакой уверенности в том, что научные организации, университеты и НИИ, действующие на территории субъекта, будут привлечены к реализации проектов.
В нацпроектах технологического лидерства достаточно сложно найти университеты. Они представлены в нацпроекте Молодежь и дети. В программе «Приоритет 2030». Однако университетская наука пока слабо представлена в прошивке НПТЛ.
Должна меняться модель подготовки кадров, считает ректор Национального исследовательского университета ИТМО Владимир Васильев. Ключевая модель – подготовка кадров на основе научных исследований: – Требуется прямая взаимоувязка НПТЛ с университетами и вопросами подготовки кадров.
По словам эксперта, проблема даже не в количестве востребованных вакансий, которое заявляется на основе достаточно сомнительной и ежегодно публикуемой аналитики рынка труда. Вопрос в качестве этих кадров. Сегодня гораздо важнее получить от потенциального работодателя характеристики нужной специальности, чем номинальное и ни к чему не обязывающее число вакансий.
«Ключевая задача региона в рамках проектов технологического лидерства – это формирование команд», – подытожил губернатор Красноярского края Михаил Котюков. Подготовка кадров, создание условий для того, чтобы исследователей было физически больше, чтобы их уровень соответствовал запросам реальной экономики. Однако, в силу различия в экономических потенциалах от каждого субъекта требуется фокусировка, исходя из промышленной специализации субъекта, доступной научной инфраструктуры, нормативов бюджетного обеспечения.
Для закупок в высокотехе одним из тонких мест является формирование технического задания на эту закупку. Как правило, формируя ТЗ, заказчик опирается на собственный практический опыт и знание нюансов своего дела. Говоря о новых разработках, такого опыта нет ни у кого. Проектируемую продукцию еще никто в руках не держал. В связи с этим правительство внедряет в закупки такой нормативный сюжет как «право на риск», соответствующие корректировки возможны по линии Минэка и Минфина.
Михаил Котюков, губернатор Красноярского края, председатель Комиссии Госсовета РФ по направлению «Технологическое лидерство»:
– Несколько лет назад государство поддержало малый и средний бизнес, через инструмент квотирование в госзакупках, чтобы поддержать продукцию МСП гарантированным спросом. Имеет смысл распространить аналогичную квоту на малые технологические компании, чтобы МТК и МСП пользовались общим ресурсом поддержки. Технологическому бизнесу нужно дать возможность продать государству то, что пока еще клиент плохо знает.
Справка
В июле 2025 года РСПП опубликовал свежий опрос бизнес-сообщества о качестве и глубине импортозамещения. Отдельный блок вопросов касается проектов технологического лидерства. По данным опроса, 37,7% опрошенных компаний участвуют в настоящее время в реализации Национальных проектов РФ; 6,9% организаций принимали участие в их реализации в прошлом. В то же время, только 17,7% предприятий сообщили, что они участвуют в национальных проектах по обеспечению технологического лидерства (НПТЛ). 30,8% организаций осведомлены о нацпроектах и планируют в будущем принять участие в их реализации. Чуть больше – 34,6% компаний – осведомлены о НПТЛ, понимают их цели и задачи, и в перспективе собираются участвовать в реализации НПТЛ. Четверть респондентов сообщила, что их компании не обладают достаточной информацией и пониманием своей роли в реализации национальных проектов. «Половина опрошенных выбрала этот ответ, оценивая НПТЛ», – пояснили в РСПП.
Автор: Андрей Троянский


Комментариев пока нет