В «Росатоме» выстроена собственная система разрешения и урегулирования споров . Госкорпорация разработала и внедрила уникальный механизм рассмотрения жалоб по аналогии с ФАС России, только применительно к 223-ФЗ. Оператором системы является служба внутреннего контроля и аудита. Закупки в атомной отрасли в общей сложности составляют порядка 100 тысяч ежегодно, на сумму более 8 трлн рублей.
Презентация системы с детальным разбором ее логики и механики состоялась на XIX Всероссийском Форуме «ГОСЗАКЗАЗ», который проходил недавно в Москве.
По результатам национального рейтинга прозрачности закупок Закупочная система атомной отрасли на регулярной основе занимает первое место по стране с показателем гарантированной прозрачности закупок 99,2%. Объективная оценка Минфина и Счетной палаты РФ.
Герман Гонсо, председатель Центрального арбитражного комитета Госкорпорации «Росатом»:
– Это классическая схема контроля в любом бизнес-процессе. Единственный инструмент, который нами добавлен (и он апробирован уже пятнадцатилетней практикой) – это «контроль заинтересованных сторон». Отцы-основатели данного механизма, когда встала проблема о необходимости контроля в атомной отрасли, посчитали возможным обратиться к опыту, который применялся в СССР – так называемый народный контроль. Кто может лучше, чем сами поставщики оценить закупочную процедуру и зафиксировать, где произошло нарушение или ущемление их прав? При создании системы мы исходили из той логики, что поставщики будут обращаться к нам для защиты своих прав. У истоков данной системы контроля закупок стоял Павел Анатольевич Тихомиров (нынешний генеральный директор Союза закупщиков России).
«Росатом» создал систему арбитражных комитетов, в которую входят: «Центральный комитет» (ЦАК) плюс три арбитражных комитета дивизионов по отраслям: «Энергетический», «Топливный», «Атомэнергострой».
На диаграмме показано развитие системы по годам. Рывком в ее росте стал 2017 год, когда был создан внутренний рейтинг деловой репутации поставщиков. Центральный арбитражный комитет стал рассматривать жалобы на включение в этот рейтинг.
В 2021 году госкорпорация упростила возможность подачи поставщиками жалоб (не только посредством электронной почты, но и напрямую с электронных торговых площадок, а также через сайт закупок госкорпорации «Росатом».
Значительным шагом повышения прозрачности системы стала публикация в открытом доступе электронной базы всех решений арбитражных комитетов дивизионов (с возможностью поиска как по контексту, т.е. по словам, – так и по номерам статей единого отраслевого стандарта закупок).
– Таким образом, у нас теперь поставщики могут в полном объеме владеть той базой знаний, которая есть у наших заказчиков, – поясняет Герман Гонсо.
В 2024 году, была введена новая функция – направление жалоб на верификацию в эксклюзивной цифровой системе закупок в атомной отрасли «Бриф». Это одна из передовых корпоративных экосистем планирования и стандартизации закупок в мире, которая также позволяет автоматически проводить предварительную верификацию возможного поставщика. Что существенно сокращает сроки проведения закупок и помогает организациям размещать для атомной отрасли готовые предложения.
На слайде показаны приоритеты в работе Арбитражного комитета «Росатома» и арбитражных комитетов дивизионов, которые пропагандирует и распространяет госкорпорация.
– Высшая квалификация аудитора – это «консультант», – прокомментировал Герман Гонсо. – Мы проводим огромное количество консультаций для наших заказчиков. При наличии любых спорных моментов, будь то размещение закупочной документации или процессуальные моменты, они обращаются к нам за быстрым и квалифицированным разъяснением их дальнейших действий. Рассмотрение жалоб в рамках нашего центрального арбитражного комитета – это не медиация в чистом виде. Это использование ее отдельных элементов в нашей деятельности.
Важно! Согласно статистике, до 50% поступивших в Росатом жалоб либо отзываются самими поставщиками, либо признаются арбитражным комитетом необоснованными. Так происходит, поскольку заказчики действуют на упреждение: понимая, что центр признает жалобу обоснованной, устраняют все нарушения самостоятельно. При этом, срок рассмотрения достаточно короткий – он составляет 3-5 дней. В этот же срок публикуется официальное решение.
– Здесь мы немножко впереди ФАС России. В отличие от Антимонопольной службы мы не ограничены доводами жалобы. Мы рассматриваем ее от начала до конца с использованием и с обязательным привлечением профильных экспертов отрасли. То есть, имеем возможность досконально разобраться в проблеме.
Несколько слов о рейтинге деловой репутации поставщиков, разработанном, опубликованном и применяемом в отрасли.
Есть внятные критерии, по которым поставщики вносятся в штрафной список. Самым распространенным является «несвоевременное исполнение договора». Пребывание организации в рейтинге ограничено строго определенным сроком, который ежедневно уменьшается. В конечном итоге, по прошествии определенного срока компания из него исключается. Данной практике более 5 лет. В общей сложности рейтинг охватывает более 5 тысяч организаций атомной отрасли. Рейтинг применяется при оценке заявки участника при проведении закупочной процедуры. Попадание в красную зону снижает оценку организации на пять баллов. Методика расчета является открытой.
Росатом не ограничился только узко-отраслевым рейтингом. Меморандум о взаимодействии в данной области был подписан с «Почтой России».
– Мы посчитали и обнаружили удивительное совпадение 60% ОКВЭД не по ключевым позициям, а по второстепенным, после чего доработали методологию рейтинга деловой репутации поставщиков, назвав его «Общероссийским». Поскольку хотим применять его и с другими организациями. Принято решение дополнить рейтинг не только отрицательным, но и положительным функционалом.
Важный нюанс – на сегодняшний день рейтинг (относящийся к атомной отрасли) уже частично формируется автоматически. То есть, данные берутся из имеющихся информационных баз без участия людей и посредников. Таким образом, устраняется человеческий фактор.
Главный контролер госкорпорации «Росатом» (директор по внутреннему контролю и аудиту) в 2023 году на форуме «Атомэкспо» заявил, что компания готова применять технологию медиации для решения проблем взаимодействия сторон. В том числе внешних сторон (например, поставщиков и общества) при реализации значимых проектов.
Исходя из этого Служба внутреннего контроля начала действовать научным путем, приступив к подготовки для отрасли квалифицированных специалистов, которые имеют специальные дипломы медиаторов и конфликтологов и соответствующую квалификацию. Они обучились на курсах дополнительного образования (например, в Академии правосудия при Минюсте, в РЭУ им. Плеханова).
– На сегодняшний день, мы предлагаем «медиацию по спорам по проектам» и «медиацию споров по текущим договорам между отраслевыми субъектами». Эти механизмы мы хотим апробировать и обкатать в отрасли. А затем предложить внешним поставщикам, – рассказал Герман Гонсо.
В рамках дискуссии представителю «Росатома» были заданы вопросы о качестве работы системы внутреннего арбитража.
1) Почему участнику закупки имеет смысл обращаться с жалобой во внутренний орган контроля (Центральный арбитражный комитет)? 2) Какие полномочия имеет внутренний орган контроля? 3) Насколько решения, принимаемые органом внутреннего контроля обязательны для исполнения заказчиком? И каковы последствия, если нарушение повторяется?
Ответы:
- Существует обязательность исполнения решений центрального арбитражного комитета в организациях атомной отрасли. И центральный комитет, и арбитражные комитеты дивизионов в обязательном порядке отслеживают исполнение своего решения.
- Неисполнение решения арбитражного комитета влечет дисциплинарную персональную ответственность для соответствующих руководителей (лишение премий, снижение окладов, лишение индивидуальной стимулирующей надбавки вплоть до увольнения).
- Арбитражная система «Росатома» принимает решения быстрее, чем ФАС России; логика этих решений даже выходит за доводы жалобщика. Поскольку не всегда подающий жалобу субъект может указать на те нарушения, которые выявит экспертиза при рассмотрении жалобы. Арбитражная система может отказать в удовлетворении жалобы, но, вместе с тем, принять меры по внесению изменений в закупочную процедуру.
Благодаря внедрению внутрикорпоративной системы арбитражного урегулирования судебная нагрузка на юридическую службу госкорпорации Росатом, а также на аналогичные органы ее контрагентов существенно снизилась. Недовольные решением арбитражных комитетов тоже есть. Однако, за последние пять лет ни одно решение Центрального арбитражного комитета, либо комитетов дивизионов не было отменено ни одним судебным органом. При том, что в год рассматривается до шестисот жалоб. Это является одним из показателей высокой эффективности и гибкости выстроенной системы.
Комментариев пока нет