Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Атом-план» для промышленности

Росатом внедряет новую систему закупок и управления производством
«Атом-план» для промышленности
Теги: #223-ФЗ #Импортозамещение #Росатом #Цифровизация

На заседании Совета по повышению прозрачности деятельности госкорпорации «Росатом» была предложена система организации процесса планирования и импортозамещения «АТОМ-ПЛАН».

Она должна повысить экономическую устойчивость предприятий в условиях санкций. Для большинства предприятий в экосистеме Росатома доступ к рынку импортных комплектующих сегодня отсутствует, а рынок отечественных изготовителей сильно ограничен; но самое главное –  приходится работать в ситуации постоянного изменение цен, при аномальном курсе рубля. Промедление приведет к критическим рискам: невосполнению потребностей отрасли и потере заказов.

В этих условиях предлагается оперативно формировать новые отраслевые производства для организации поставок по дефицитным позициям и контролируемые совместные предприятия (через вхождение в контрольный пакет акций новых компаний). При этом в обязательном порядке будет вводиться: точный расчет среднесрочной и долгосрочной потребности предприятий-заказчиков (нормирование), контроль ценообразования, качества продукции и сроков поставки. Новая стратегия будет осуществляться в условиях непрерывного жесткого ценового и технического аудита. По сути, речь идет о функциях госплана в границах одной корпорации.

Современные средства цифровизации делают процесс планирования, нормирования, стандартизации, приемки и контроля качества сверхпродуктивным. В прошедшие годы «Росатом» не стоял на месте, разработал и внедрил две передовых цифровых системы управления закупками и управления качеством «Бриф» и «Логос».

Атом-план будет реализован на платформе «Отраслевой автоматизированной системы для проведения закупок «Бриф».

«Сегодня проект «Бриф» активно реализуется для внутриотраслевого использования среди взаимозависимых лиц для закупок продукции, производимой в отрасли. Но в дальнейшем «Бриф» будет применяться и для закупок за пределами отрасли», — рассказал Роман Зимонас, — директор по закупкам, МТО и управлению качеством госкорпорации «Росатом».

Концепция цифрового пространства «Бриф» изменяет алгоритм проведения закупки. Проект позволяет минимизировать процедурные этапы закупки за счет создания базы предложений поставщиков, которые изъявили желание сотрудничать, зарегистрировались в системе и ввели подробную информацию о своей продукции и ее цене. Благодаря этому у заказчика, работающего в системе, появляется база предложений, которые, в случае соответствия потребности, заказчик может использовать в качестве заявки на закупку от потенциального поставщика. А после выбора продукции заказчику остается лишь уточнить цену предлагаемой в системе продукции и получить актуальное предложение от поставщика.

В сущности, своей системой закупок Росатом развил и усовершенствовал до автономной промышленной системы хорошо забытый, но от этого не ставший бесполезным, инструмент запроса предложений. Под рукой всегда есть пул поставщиков, способных предложить продукцию с заранее известными характеристиками и стандартами качества, по прогнозируемой цене. При этом, в случае форс-мажора или не соответствия этим стандартам, поставщика можно заменить.

Алексей Лихачев, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

– Отраслевая автоматизированная система для проведения закупок «Бриф» позволяет сократить с месяцев до часов закупочную процедуру по широкому кругу продукции, производимой в отрасли. Но мы не можем останавливаться на достигнутом, данную IT-систему необходимо развивать, чтобы в дальнейшем переходить от закупок типизированной продукции к технологическим решениям при осуществлении уникальных закупок.

В целях повышения эффективности использования денежных средств заказчика, и гибкости в коммерческой деятельности госкомпаний (в том числе ради ускорения процессов, сокращения сроков и трудозатрат на закупки) в Росатоме предлагают отказаться от регулирования по 223-ФЗ закупок у взаимозависимых лиц, вернувшись к предыдущей редакции этой нормы и расширив этот круг на ВЗЛ госкомпаний. Это предложение Росатома выглядит спорным, учитывая стремление государства взять под контроль эту непрозрачную сферу экономической деятельности госкорпораций и госкомпаний.

Как бы то ни было, опыт по-настоящему системного импортозамещения в Росатоме можно назвать самым успешным и самым реальным в России. Динамика роста доли закупок отечественного оборудования в отрасли, управляемой Росатомом, доказывает это лучше всего. Присутствие импорта удалось снизить с 25% в 2014 году до 12% в 2022 году.

К сожалению, многие госкомпании и государственные заказчики в последние годы занимались имитацией этих процессов. В Росатоме действительно ставились структурные задачи по освоению новых технологий и новых компетенций: то, что сегодня принято называть производством полного цикла. От проектирования до выхода конечного изделия на основе собственной сырьевой и материальной базы. Конкретный пример – композитные материалы и углеволокно. Росатомом за счет собственных ресурсов  освоен весь производственный контур вплоть до выпуска композитного крыла или хоккейной клюшки. При этом сейчас спрос на данную продукцию в десятки раз превышает возможности имеющихся промышленных мощностей.

Важно пояснить, что Росатом обладает уникальной корпоративной и научной культурой, которую унаследовал от Министерства среднего машиностроения СССР (Минсредмаш) и сохранил в первозданном виде. В отличие от других корпораций страны здесь не была демонтирована наукоемкая и наукоцентричная иерархия. Во главе всех процессов, включая экономические стоит головная научная организация Курчатовский институт. Еще в Минсредмаше был сделан большой задел в части освоения новых технологий на смежных направлениях промышленности. Тогда были положены основы по направлениям: математическое моделирование, обращение с отходами, работа с редкими и редкоземельными металлами, углеволоконное производство, системы безопасности. А в XXI веке корпорация совершила колоссальный технологический рывок и преумножила спектр дополнительных направлений до полусотни. Сегодня Росатом – это автономная и самодостаточная промышленная империя, в которой помимо основной профильной деятельности есть целая система технологических ответвлений: от композитных материалов и нефтегазосервиса до ядерной медицины, электроники и умного города.

Эта многозадачность отразилась на административной структуре корпорации. К двум традиционным отраслям «гособоронзаказ» и «энергетика» добавилась третья – «новые продукты».

– Все это позволило сначала создать корпоративную программу под названием «Новые продукты» затем заняться системной работой по импортозамещению, а теперь практически по всем технологическим направлениям добиваться полной импортонезависимости и суверенитета, – рассказывает директор Росатома Алексей Лихачев.

Корпорация развивает дополнительные направления за счет собственных инвестиций. При этом, по словам А. Лихачева, есть потребность, что вопросы НИОКР решались в рамках государственного софинансирования. КНТП (Комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла (КНТП) подразумевает промышленный цикл, за который отвечает корпорация. Но здесь же присутствует стартовый ниокровский аспект. Это та зона риска, в которой целесообразно разделить бремя финансирования с государством. Это касается не только «Росатома», но и в целом, любого освоения новых технологий в России.

Атом-план и система «Бриф» – не единственный проект «Росатома» с общенациональным потенциалом. Ранее госкорпорация вышла к российской промышленности с не менее амбициозным структурным продуктом – системой «Логос», которая по своему потенциалу претендует на роль универсальной национальной системы для цифровизации и виртуализации производства. Есть возможность адаптации функций программы под конкретные нужды предприятия. На наш взгляд, это один из самых мощных и проработанных «внешних» продуктов Росатома, адресованных предприятиям, научным организациям и производственному бизнесу.

Справка

  • Объем и доля новых бизнесов в выручке Росатома в 2021 году составил 23% (0,33 трлн рублей); к 2030 году этот показатель планируется увеличить до 40% (1,6 трлн рублей). Это говорит о том, что Росатом реализует осознанную стратегию промышленной экспансии в отрасли за пределами обороны и энергетики. В 2021 году Росатом поставлял высокотехнологичную продукцию российского производства более чем 2,6 тыс.  компаний.

Автор: Андрей Троянский

30 июня 2022, 18:35
504
Теги: #223-ФЗ #Импортозамещение #Росатом #Цифровизация
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.