Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Как заказчикам решать проблемы импортозамещения в государственных и муниципальных закупках

Как заказчикам решать проблемы импортозамещения в государственных и муниципальных закупках
Теги: #Импортозамещение

Светлана Попова, эксперт в сфере закупок Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Академия контрактных отношений», специалист АНО «Прикаспийский центр судебных экспертиз, исследований и правовой помощи «ИСТИНА»
Об авторе

Окончила Московский финансово-юридический университет по специальности «Юриспруденция». Также окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе «Контрактный управляющий в сфере закупок товаров, работ, услуг». Прошла повышение квалификации в Высшей школе экономики по программе «Управление государственными и муниципальными заказами». Получила диплом по квалификации «Эксперт в сфере закупок». Входит в экспертный совет при Государственной Думе по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Является действующим экспертом Бюро расследований Общероссийского народного фронта в области теории и практики применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 
О компании

Академия Контрактных Отношений

Создана в 2014 году и стала специализированным образовательным проектом, объединившим преподавателей-практиков и экспертов с целью обучения правилам закупочной деятельности и медиации. В 2015 году получила статус федеральной инновационной площадки. В Академии прошло обучение более 7000 специалистов из 620 организаций. Партнеры: Министерство финансов РФ, ФАС России, Федеральное казначейство, ОПОРА России, Московская ассоциация предпринимателей и др. 

Официальный сайт – www.ako-goszakaz.ru

Когда в результате санкций и наложенных ограничений товарный рынок госзакупок, как может показаться, опустел, многие заказчики «растерялись». Основной вопрос, который задают экспертам и регуляторам закупщики, сформулирован так: «Что делать, если с рынка исчезли импортные товары, а российских аналогов пока нет?»

Как показывает практика, проблема не в том, что нет аналогов, а в том, что заказчики не знают о существовании товаров российского производства, способных в полной мере заменить уже привычные импортные.

Итак, какие инструменты в настоящее время доступны для заказчиков при подборе аналогов ранее закупаемым товарам импортного производства расскажу в статье. 

Какие площадки помогут найти аналоги 

Для проведения анализа рынка товаров российского производства необходимо определить функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики требуемых товаров работ или услуг.

В качестве инструментов такого анализа можно использовать Единую информационную систему в сфере закупок, порталы поставщиков, такие как «Березка», «Портал поставщиков Москвы» и т.п. Там с помощью кода ОКПД2 выбрать интересующую группу товаров, работ или услуг, знакомиться с техническими характеристиками, сопоставить и подбирать товары (работы, услуги) российского производства, аналогичные ранее закупаемым импортным.

На таких площадках содержится информация о товаре, о производителе и о поставщике.

Как поможет обоснование цены

По сложившейся практике, при обосновании цены контракта методом анализа рынка, заказчики используют предложения, содержащие информацию об идентичных товарах. Как правило, органы контроля заказчика тоже акцентируют на этом внимание и требуют 100% совпадения характеристик.

Однако, если принять во внимание возможность сопоставления однородных товаров, это существенно увеличит круг участников закупки, и варианты выбора товара.

При обосновании цены важно обращать внимание не только на идентичные, но и на однородные товары.

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке и страна происхождения (ч.2, 14 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Идентичным стоит считать товары, работу или услуги с одинаковыми основными характеристиками. Если речь идет о товаре, то можете учесть такие характеристики, как страна его происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде, например, в цвете, можно в расчет не брать. 

Чем поможет регулярный мониторинг ГИСП Минпромторга

Государственная информационная система промышленности – это единое цифровое пространство, где собрана и структурирована полезная информация для производителей и заказчиков. Здесь можно найти перечень видов продукции, сведения об объемах выпуска российскими предприятиями основных видов промышленной продукции, о государственных программах и приоритетных проектах, о текущем состоянии промышленности и прогнозах её развития.

В ГИСП также включен электронный Каталог промышленной продукции, который ведется в разрезе регионов, отраслей применения, производителей. С помощью этого инструмента предприниматели могут представить продукцию для широкой аудитории страны, а также найти для себя необходимый товар напрямую от производителя, без посредников.

Сейчас только в разделе «Медицинская промышленность» Каталога ГИСП (ОКПД2 – 26.6, 32.50) содержится информация о более чем 33 912 товаров российского производства.

По данным Минпромторга, на конец 2022 года в ГИСП зарегистрировано более 14 тысяч пользователей – промышленных предприятий.

Учитывая постоянную регистрацию новых пользователей, добавление новых товаров, работ, услуг, рекомендуем проводить мониторинг ГИСП еженедельно.

Что делать, если закупку провели, а доставка невозможна 

Нередки случаи, когда закупку провели, контракт заключили, но исполнитель товар поставить не может, так как поставка товара на территорию России прекращена. 

При исполнении контрактов можно рассмотреть возможность вносить изменения в части замены товаров импортного производства на аналогичные российские товары с улучшенными характеристиками. Так, в ч. 7. ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено:

«При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком».

При этом в законе отсутствует указание на то, какие характеристики можно считать улучшенными. Это решение заказчик принимает самостоятельно.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России в Письме Минфина России от 05.11.2020 N 24-03-07/96264 указывает что «товары, работы, услуги, обладающие улучшенными параметрами, качествами, техническими и функциональными характеристиками (потребительскими свойствами), должны быть не хуже установленных в документации о закупке, контракте характеристик».

Вы можете договориться с Исполнителем о поставке товара, выполнении работ или оказании услуг, характеристики которых являются улучшенными по сравнению с теми, что указаны в контракте, когда соблюдаются два условия:

– это не запрещено Правительством РФ или Минфином России на основании ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. На сегодняшний день такой запрет существует, например, для закупки программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российского или реестр евразийского программного обеспечения (п. 5 Постановления N 1236);

– улучшение характеристик согласовано сторонами, то есть заключено дополнительное соглашение.

Чтобы снять вопросы контролеров, которые обязательно зададут заказчику, рекомендуем перед заключением такого дополнительного соглашения, составить сопоставительную таблицу, из которой будут очевидны преимущества товара, работы или услуги, то есть улучшенные характеристики.

Отдельно стоит обратить внимание, что в соответствии с Письмом Минфина России от 19.09.2022 N 24-06-07/90550 страна происхождения товара либо его производитель не являются показателем его качества, технических и функциональных характеристик. То есть сама по себе замена страны происхождения улучшающей характеристикой не является.

24 ноября 2023, 14:59
543
Теги: #Импортозамещение

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.