Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Универсальные инженеры – выход из кадрового тупика

По заказу промышленности в России начнут выращивать мультитмодальных технических специалистов нового типа
Универсальные инженеры – выход из кадрового тупика
Теги: #Кадры

В России добились реабилитации производственной практики, «промышленной интернатуры» и интеграции НИОКР в работу предприятий за бюджетные деньги.  

В начале 2023 года под требования индустриализации в России стартовала реформа высшего образования. Курс обучения в университете разбили на: «базовый» (от 4 до 6 лет), специализированный (от 1 до 3 лет), плюс аспирантура. Специализированное высшее отныне включает магистратуру, ординатуру и ассисентуру-стажировки.

По данным Союза машиностроителей России, запрос на технарей на производстве просто необъятный. На данный момент в обрабатывающей промышленности занято 10 млн человек, а дополнительная потребность в кадрах до 2030 года составляет 870 000 специалистов, из которых 248 000 – с высшим образованием.

В конце 2023 года Правительство затеяло интересную многоходовочку на внутреннем рынке, которая поможет «десантировать» молодых перспективных ученых в критически важные отрасли экономики. Это история с десятью прорывными мегапроектами, которые в октябре утвердил премьер Михаил Мишустин. На первый взгляд было не очень понятно, зачем стране мегапроекты, если уже есть нацпроекты. Однако, весь изюм в деталях. Мегапроекты – это точечные научные программы индустриализации, выраженные в конкретных наукоемких изделиях критической важности, с объемом госинвестиций не менее 10 млрд рублей каждый. Дело в том, что у каждой отрасли есть такой насущный безотлагательный запрос, технологическая ступенька, без преодоления которой, невозможно двигаться дальше, конкурировать с иностранными поставщиками, а тем более добиваться лидерства.

Владимир Гутенев, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле:

– Для реализации 10 ключевых мегапроектов в технических вузах должны быть трансформированы как образовательные программы, так и принципы организации научных изысканий.

  • Экспериментальными площадками для внедрения новых мер Правительством определены учебные заведения, входящие в Союз машиностроителей России и выступающие лидерами в подготовке кадров для промышленности. В авиационной отрасли – это МАИ, станкоинструментальной – Станкин, атомной – МИФИ, сельскохозяйственной – Тимирязевская академия.

На стратегической сессии под председательством главы Правительства, которая прошла в начале января, было принято решение адаптировать учебные программы вышеуказанных университетов под задачи мегапроектов и новые вызовы, с которыми сталкивается национальная экономика. Также Михаил Мишустин выступил с инициативой об увеличении зарплат на фундаментальных кафедрах технических вузов. Это мотивирует перспективных преподавателей оставаться в науке и поможет сохранить преемственность научных школ.
Дефицит технических кадров, по словам Владимира Гутенева, является одним из самых трудных испытаний для российской промышленности:

– Мы видим, как наша техника, в том числе военная, пользуется растущим спросом. Открываются новые рынки, уникальные возможности. Нам нужны специалисты высокого качества. Нужен большой объем инженеров, нужна профориентационная работа, реформа системы образования, внедрение профстандартов, центры оценки квалификации.

Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле в тесном взаимодействии с Минобрнауки, Союзом машиностроителей России выступает одним из первых инициаторов реформы технического образования. На протяжение последних лет именно комитет Гутенева продвигает программы ранней профориентации, проекты выявления и развития потенциала к естественно-научному блоку у «высокобалльников», настаивает на трансформации системы подготовки кадров под запросы производств, на применении бонусов для удержания специалистов в машиностроительных отраслях.

  • К слову, некоторые представители частного бизнеса России начали системную кадровую работу с вузами задолго до того, как это стало мейнстримом. В частности, Ассоциация «Росспецмаш» и ее флагман завод Ростсельмаш активно работают с Донским университетом — вплоть до внедрения в учебную программу собственной отраслевой специфики и профильных проектов, по которым студенты защищают дипломные работы.

Опыт ТМХ: как мегапроект формирует кадры

Откровение от первого зама гендиректора АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Александра Морозова:

Нам нужны мультикомпетентные специалисты: чтобы это был не просто инженер, а инженер-конструктор, технолог и одновременно наладчик станков с ЧПУ. Мы ищем такие кадры, но наши вузы их не готовят. Более того, мы обратили внимание, что образовательные стандарты и программы очень сильно отстают от категорически быстро меняющихся условий производства и ведения бизнеса. Мы для себя решили, что главным индикатором требований к персоналу станет наш корпоративный стандарт нашего корпоративного университета – мы его называем «дополнительное профессиональное образование».

Трансмашхолдинг уже начал применять новый подход к подготовке и выращиванию и набору специалистов через мегапроект.

В частности, ТМХ включился в мегапроект «Дизельные двигатели», моторы мощностью в диапазоне от 0,8-7,5 мВт, дизель-генераторы 18-9ДГМ, регуляторы частоты вращения и пусковые преобразователи. Это оборудование для маневровых и магистральных тепловозов, судовой техники, предприятий атомной и малой энергетики. Уже идет наладка производства на базе Коломенского машиностроительного кластера, а запуск в серию намечен на конец 2024 года.

Под новую задачу создается инжиниринговый центр, в который вошли: МГТУ имени Баумана, петроградский Университет путей сообщения. Строятся новые испытательные мощности и обновленные производственные комплексы, лаборатории перспективных исследований вузов будут размещены непосредственно на производстве в Коломне. Там же будущие инженеры будут проходить производственную практику, превращаясь в мультикомпетентных специалистов, совмещая учебу с производственной практикой. Особенно востребованы такие инженерные супертехники на стыке программирования, тяжелого энергетического машиностроения. В Трансмашхолдинге подчеркивают, что полученные результаты научной деятельности (РНД) рассматриваются компанией как объект инвестиций.

Голос отрасли: что с кадрами?

ОАК применяет стратегию зарплатных бонусов для особо ценных специалистов.

Алексей Демидов, заместитель генерального директора ОАК:

– Зарплата является одним из факторов удержания и привлечения персонала. Также есть различные социальные программы, которые мы реализуем совместно с Ростехом: по жилью, по медицинскому обслуживанию. Особое внимание выращиванию кадров через программы взаимодействия с МАИ, с Казанским авиационным институтом, МГТУ им. Баумана, МХТИ, Санкт-Петербургским политехом. Мы ведем студентов по специальным программам, а также заказываем университетам НИОКРы.

Михаил Ремизов, заместитель генерального директора по стратегии и организационному развитию АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»:

– К сожалению, существенно снизилась доля и укомплектованность конструкторских бюро. При нашем напряженном портфеле разработок мы считаем это одним из главных вызовов. Если говорить о профессии ближайшего будущего – то это сочетание компетенций. На вес золота люди, которые понимают инженерную составляющую дела и экономическую, административную, маркетинговую.  

Мы фокусируемся на ускорении НИОКР, в том числе за счет методологии цифрового проектирования, за счет обмена лучшими практиками и опытом КБ. Кадровую проблему намерены решать за счет развития центров специализации в периметре ОДК: это большая инвестиционная программа. Она затрагивает и обучение, и мотивацию сотрудников. Мы провели кадровую стратегическую сессию в конце года. С учетом демографических особенностей нас ждет очень тяжелый период проседания, сокращения людей трудоспособного возраста. ЕГЭ по физике идут сдавать отнюдь не лучшие. Над этим должна серьезно работать школа. На уровне нашей корпоративной системы для раскрытия кадрового потенциала будет реализовываться политика внутренней мобильности, чтобы люди всегда чувствовали, что могут найти место и расти внутри корпорации. 

Автор: Андрей Троянский

22 января 2024, 21:24
529
Теги: #Кадры

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.