Закупки муниципальных и унитарных предприятий составляют важную и уникальную в своем роде часть региональной экономики. Особенно интересную тем, что эта часть работает в режиме 223 Федерального закона.
В популярной экономической теории данный пласт хозяйственной деятельности, вроде как, объявлен non grata, то есть: неэффективным, низкомаржинальным и даже неконкурентным. До сих пор действуют нормы закона, которые подразумевают постепенное и поэтапное сокращение унитарных предприятий вплоть до отказа от данной формы собственности.
Однако эта программа, принятая по инициативе ФАС России, была оформлена задолго до санкций. Закон от 27.12.2019 №485.
Во-первых, закон ориентировался на абсолютно иные условия рынка. Т.е. это закон из другой эпохи, в которой были другие ограничения, риски, полномочия регионов в закупках.
А во-вторых, уже после принятого государственного курса на ликвидацию унитарных предприятий в системе закупок появился целый пласт новейших технических решений и возможностей. В контексте этих решений и возможностей унитарная форма собственности способна выступать вовсе не анахронизмом, а наоборот – продвинутой платформой интенсивного развития региона. Причем развития, построенного на конкурентных принципах. Госсобственность может быть эффективной в рыночных условиях. Более того – она способна создавать благоприятную среду для развития малого и среднего предпринимательства.
Эффективность ГУПов и МУПов доказывает сама жизнь. Согласно требованиям закона они уже должны быть преобразованы в акционерные общества до 1 января 2025 года, после чего их ликвидация будет проведена в принудительном порядке. То есть, нам осталось ждать меньше месяца. Однако унитарных предприятий в стране по-прежнему насчитываются тысячи, а на их работе держится структура региональной экономки. Они обеспечивают значительную долю национального ВВП, а самое главное – жизнеспособность критически важной инфраструктуры. Без которой потеряет всякий смысл и бизнес, и ВВП.
За пять лет действия закона 485 предпринимались неоднократные попытки его отменить или поставить на паузу, признать запрет на деятельность ГУПов и МУПов экономически необоснованным и даже угрожающим стабильности экономики и социальной среды.
- Например, законопроект, внесенный весной 2023 года сенаторами Матвиенко и Кутеповым, предполагает отложить действие программы до 2030 года.
Наконец, спустя пять лет практического применения программы нет никаких оснований утверждать, что благодаря этому конкуренция на локальном товарном рынке выросла. (Хотя число ГУПов и МУПов сокращалось примерно на 20% в год. Уж какой-нибудь минимальный позитивный эффект уловить за это время можно было. Но его нет).
Напротив, за истекший период мы увидели сверхпродуктивные примеры строительства локальной «унитарной экономики» в рамках процессов централизации корпоративных закупок по 223-ФЗ во многих субъектах РФ. Эта закупочная практика доказала свою пользу на деле.
Подмосковье стало одним из первых субъектов РФ, где региональные власти начали выстраивать централизованные и оцифрованные механизмы закупок в рамках 223-ФЗ. При этом, мониторинг применяется не только в качестве средства контроля, но и в качестве повышения эффективности закупочных процедур.
В регионе проведена огромная методическая работа в сфере систематизации корпоративных закупок и нормирования потребностей региона.
Регулирование корпоративных закупок в МО опирается на несколько локальных нормативных актов:
- Постановление Правительства МО от 19.08.2014 №666/31 («О мерах по реализации 223-ФЗ в Московской области»).
- Типовое Положение о закупке (утверждено распоряжением Комитета по конкурентной политике МО от 11.06.2021 №29-01-23/21).
Проще говоря, правительством региона установлен уполномоченный орган закупок, который призван следить за методологией, разъяснением правил работы, а также утверждать и развивать типовое положение о закупке.
Все действия корпоративных заказчиков и поставщиков (от планирования до исполнения) осуществляются в электронной системе закупок региона и фиксируются в портале исполнения контрактов ЕАСУЗ. Применяется двухуровневое согласование позиций плана закупок и допсоглашений (подписанных ЭЦП) с курирующим ведомством и с Комитетом по конкурентной политике.
Для корпоративных заказчиков региона в системе реализован следующий функционал:
- Сценарий совместной закупки.
- Фиксация использования антисанкционных мер.
- Заключение договоров со встречными инвестиционными обязательствами (по 223-ФЗ они также возможны).
- Новый способ закупок – тендер в электронной форме (до 30 млн рублей).
- Закупки в Электронном магазине (до 2 млн рублей).
- Закупки в Электронном магазине с субъектами малого и среднего предпринимательства.
- Возможность заключения договора со вторым и последующим участниками.
Все эти решения выстроены на платформе ЕАСУЗ 223-ФЗ с максимальной автоматизацией всех действий и шагов за счет использования типовой документации, настройкой реестров под нужды заказчика. От планирования до заключения договора. Есть интеграция с федеральной Единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС), а также с электронными площадками.
Управление сопровождения закупок ГКУ Московской области «Региональный центр торгов» предоставляет следующие данные.
Всего в работу системы ЕАСУЗ 223-ФЗ вовлечено 687 заказчиков: их костяк составляют муниципальные и государственные учреждения МУПы и ГУПы. К категории «иных юридических лиц» относится лишь 44 заказчика от общего числа.
Именно поэтому статистика закупок Подмосковья по 223-ФЗ представляет интерес. Может ли быть эффективным сегмент региональной унитарной экономики?
За прошлый год из всего объема закупок 143,11 млрд рублей 62% конкурентные, и 38% – у единственного поставщика. Это лучше чем общий показатель по Российской Федерации. И доказывает, что унитарные предприятия вполне способны функционировать на рыночных принципах, если оставлять их сферу деятельности на самотек, а всерьез заниматься ее цифровым оснащением и регулированием на уровне регионального правительства.
Если анализировать структуру Подмосковных закупок у единственного поставщика, то здесь также раскрывается ряд закономерных нюансов.
Подавляющую долю таких закупок – 49% занимают коммунальные услуги (то есть самая низкомаржинальная и ресурсозатратная сфера экономики). 32% – исполнение государственных и муниципальных контрактов. То есть те отрасли, рынок в которых является априори полигональным, износ инфраструктуры высоким, как и себестоимость работ или услуг, которая поглощает ресурсы исполнителей договоров практически под ноль при дефиците зарплатных фондов. Никакой частный бизнес заниматься подобной деятельностью на коммерческих основаниях никогда не будет. Потому что она сулит минимум доходов при максимуме рисков. Эффективно работать в такой экономической среде способны только унитарные предприятия – именно потому, что они действуют на иных экономических приоритетах.
Если мы посмотрим в устав любой рандомной компании (большой или малой), то первым пунктом «Цель создания организации» в ее уставе будет – «получение прибыли». Это вполне естественный мотив для коммерческого предприятия. Для унитарного предприятия прибыль не является естественным приоритетом. Это значит, что оно может вполне эффективно справляться со своими задачами даже при нулевой рентабельности, направляя все вырученные средства только в производственные затраты: трудовое вознаграждение кадров, социальное обеспечение и обновление оборудования.
Более того, для многих предпринимателей само наличие унитарной производственной цепочки является фактором, улучшающим и формирующим благоприятную деловую среду. Поскольку самые большие риски и наиболее затратные сегменты рынка унитарные предприятия заземляют на себя. А мелкому и среднему бизнесу остаются маржинальные доли в этом рынке. Типичный пример – сфера городских пассажирских перевозок: где, как правило, есть убыточный бюджетный каркас и прибыльная коммерческая надстройка. Сфера застройки МКД, где на бюджетных организациях и инвестициях висит, зачастую вся инженерная инфраструктура, а девелоперы снимают сливки с продаж квадратных метров.
Московская область как субъект РФ – служит наиболее яркой иллюстрацией данного тезиса:
Доля закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства на территории МО составляет 75%. При том, что обязательная доля, установленная правительством, составляет 25%.
Во-первых, этому способствует именно сложившаяся экономическая конъюнктура. Бизнесу выгодно приходить в закупки корпоративных заказчиков и выгодно «делить рынок» с унитарными предприятиями.
Во-вторых комфортная цифровая среда. Правительством Московской области в закупках у СМСП обеспечен функционал автоформирования перечня ТРУ в системе ЕАСУЗ.
В случае неопубликованного перечня ТРУ – технически отсутствует сама возможность проведения закупки у субъекта МСП. Бонусом для заказчика проводится авторасчет доли подобных закупок. Такая автоматизация заставила заказчиков всерьез работать с мелким бизнесом, а не имитировать эту деятельность на бумаге.
Автор: Артем Сериков
Комментариев пока нет