Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Собрано в России

Регуляторные требования к закупкам отечественной электроники стали жестче, а критерии российскости остаются невнятными
Собрано в России
Теги: #IT #Импортозамещение

К началу осени были ужесточены требования по двум постановлениям Правительства РФ, регулирующим закупки российской электроники. Это значительная победа сторонников импортозамещения в сфере информационных технологий. К сожалению, одним регулированием заводы работать не заставишь.

  • В новой редакции постановления № 878 вместо правила «третий лишний» вводится правило «второй лишний». Оно подразумевает, что заказчик обязан отклонить все заявки на участие в закупке, в которых предлагается импортная продукция, если подана хотя бы одна заявка с предложением поставить отечественную электронику. Под такую регулировку по линии вычислительной техники попадают мониторы, кассовая техника, подключаемая к ПК или сети передачи данных, многофункциональные копирующе-сканирующие устройства. Из других категорий запрет распространяется на коммуникационное оборудование, охранно-пожарные сигнализации, звуковую, навигационная и измерительная аппаратуру, томографы, рентген-аппараты, эндоскопические комплексы, электрокардиографы и пр.
  • В новой редакции постановления № 616 ужесточаются запреты на допуск электронной продукции, происходящей из иностранных государств. Запрет на закупках по ФЗ-44 начнет действовать в отношении импортных ПК, ноутбуков, планшетов, карманных компьютеров («в том числе совмещающих функции мобильного телефонного аппарата, электронных записных книжек»), серверов. Также под запрет попали: интегральные схемы, карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты) и светильники.

Обосновать невозможность закупки российского оборудования госзаказчик теперь может только через Минпромторг, получив у министерства соответствующее разрешение. Прежде такое обоснование носило чисто формальный характер. Проще говоря, заказчик выдавал разрешение сам себе, прямо в закупочной документации указывая отсутствие у отечественного оборудования требуемых характеристик. Повально распространенной проблемой является преднамеренное указание заказчиком в тендерной документации требований и сроков под конкретный импортный продукт. Таким образом, от контракта отсекаются российские производители. Возможно теперь такая практика будет затруднена, если министерство с должным уровнем внимания и компетентности займется экспертизой технических заданий.

Кроме того, ранее, выходя на торги, поставщик мог просто декларировать, что товар произведен в России. Теперь же, в подтверждение он должен ссылаться на Реестр российской промпродукции или в Реестр российской радиоэлектронной продукции. Значит, в заявке на участие в госзакупке, например, поставщик ноутбуков должен представлять выписку из этих реестров.

Важный нюанс: ограничения не распространяются на товары, произведенные в странах Евразийского экономического союза. Напомним, что с недавних пор евразийский Реестр промышленной продукции законодательно приравнен к аналогичным реестрам в России. А это значит, что конкурентная среда, мягко говоря, искажена. И меры господдержки, которые такими долгими усилиями обсуждались и внедрялись в хозяйственный оборот, могут быть помножены на ноль. Ущербы для российских производителей могут оказаться весьма значимыми.

Устранить данную проблему можно, введя четкое указание реестрового номера в квотах на закупку отечественной электроники. Таким образом, компании из евразийского реестра, занимающиеся отверточной сборкой оборудования из иностранных комплектующих не смогут воспользоваться уязвимостями отечественного законодательства о закупках. А заказчики получат дополнительный стимул для выполнения квот.

Поскреби российское

Но кроме разночтений в реестрах назрела еще одна серьезнейшая проблема – критерии идентификации российского продукта. Что именно является отечественным ноутбуком или планшетом? Согласно ранее заявленной нормативной логике – это устройство с процессором российского производства. Однако данное требование к компьютерам на текущий момент остается не четким. Срок обязательного использования отечественных процессоров в технике, которая считается российской, предлагают перенести на конец 2023 года.

Более того, ситуация усугубляется планами по введению балльной системы оценки продукции, претендующей на статус российской.

Немногим ранее Глава Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский указал, что «российской» в результате переноса сроков и несовершенства балльной системы в период до декабря 2023 года станет техника, собранная на основе импортных процессоров и системных плат. Период имеет критическое значение, так как именно в эти годы должны заключаться крупные соглашения о поставках, начаться основной объем закупок систем хранения данных в рамках «закона Яровой», полагает он.

Многие представители отрасли обоснованно считают, что нельзя бесконечно откладывать обязательства по применению российских процессоров. Отметим, что проекты ослабления требований национального режима к электронной компонентной базе (ЭКБ) существуют не только для компьютеров, но и, например, для счетчиков электроэнергии: здесь предлагается перенести требования к российской ЭКБ с 2022 на 2024 год. Такими темпами производство отечественных комплектующих вообще никогда не станет массовым.

Крайне серьезным изъяном балльной системы, на который неоднократно указывали производители отечественной микроэлектроники, является возможность набора баллов за несущественные производственные операции.

В этой логике, за применение отечественного процессора – производителю полагается 50 баллов, за применение центрального контроллера – 40 баллов и т.д. Однако, нужное количество баллов компании могут набирать иными способами, в том числе за счет внедрения избыточных отечественных комплектующих.

Минцифры предлагает отказаться от таких индульгенций и не начислять баллы при использовании иностранных чипов ни при каких условиях.

На форуме «Армия-2021» прозвучало вполне разумное предложение разделить производителей отечественной техники на два уровня: на отечественных и на зарубежных процессорах.

– Оба вида продукции включаются в Реестр, однако оборудование с российским чипом будет получать дополнительные преференции в закупках, – поясняет Сергей Старцев, заместитель директора по связям с органами власти компании GS Group. Таким образом, у тех производителей, которые пока не используют отечественные чипы, появится стимул для локализации и постепенного перехода на отечественный процессор. Кроме того, мы предлагаем давать дополнительные баллы за каждую использованную российскую единицу ЭКБ. Причем за разные группы ЭКБ (центральный процессор/СнК, вспомогательные полупроводники, пассивные элементы) давать различное количество баллов, чтобы избежать риска набора баллов за несущественные операции. Все операции, хорошо освоенные в России, например, корпусирование, важно и нужно включать в качестве обязательных в 719 постановление правительства, – уверен Ставцев.

В этой связи, позиция ряда компаний, выступающих против корпусирования микросхем на территории России, вызывает недоумение. Отечественные производители выступили с коллективным обращением к правительству с предложением включить операции корпусирования интегральных схем в состав обязательных для интегральных схем второго уровня.

Деньги в кремний

Консорциум «Вычислительная техника» вместе с компанией «Байкал электроникс» выступил с совместным обращением в Фонд развития промышленности и Минпромторг с просьбой запустить программу льготного кредитования для российских разработчиков. Это даст им необходимые оборотные средства для увеличения объемов реального производства, то есть для закупки российских процессоров и другой востребованной ЭКБ, изготовленной в России.

Речь идет о рынке с гигантской капитализацией,  на котором Россия теряет львиную долю доходов.

Характерный пример: в прошлом году в рамках нацпроекта «Цифровизация образовательной среды» было закуплено 260 тыс. ноутбуков – из них отечественных всего 20%, все остальное – это иностранные бренды. Также характерно, что требования информационной среды, в рамках нацпроекта предполагает использование х-86 архитектуры. Возможности попадания на образовательный цифровой рынок для российских сборщиков открылись только в 2021 году.

В 2020 году Правительство выделило 350 млрд рублей на развитие радиоэлектронной промышленности. Эти деньги должны расходоваться до 2023 года в рамках национального плана развития экономики. Нужно, чтобы хотя бы часть этих средств «добралась» до конвейера. Судя по сигналам отраслевого сообщества, с массовым производством российской вычислительной техники все еще есть проблемы.

Тем не менее, как заявил Михаил Мишустин на совещании 31 августа, научный и технический потенциал нашей страны сегодня позволяет наладить «полный цикл производства электронной продукции: от материалов и компонентов до конечных устройств и сервисов на их основе». Во внедрении отечественных решений заинтересованы все секторы российской экономики – от энергетики и ЖКХ  до строительства, транспорта и оказания услуг связи, уверен премьер.

Это значит, что фобии некоторых импортоориентированных заказчиков и их адептов в информационном пространстве, возникшие после ужесточения ПП-878 и ПП-616, вполне преодолимы. Барьеры и фильтры заставят рынок играть с баллами. А вот помогут ли баллы реальному, а не фиктивному импортозамещению – очень большой вопрос.

Автор: Андрей Троянский

21 сентября 2021, 16:49
358
Теги: #IT #Импортозамещение
Ещё по данной теме