В понедельник, 25 мая, группа сенаторов и депутатов внесли в Госдуму поправки к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). Авторы законопроекта хотят наделить правительство правом устанавливать обязательное требование к участникам закупок — о поставке товаров исключительно российского происхождения. Документ совместно внесен шестью членами Совфеда (Константином Долговым, Алексеем Дмитриенко, Юрием Федоровым, Валерием Васильевым, Александром Пронюшкиным, Татьяной Кусайко), а также двумя депутатами Госдумы (Владимиром Гутеневым и Денисом Кравченко).
Речь идет о том, чтобы государственный или муниципальный заказчик прописывал в конкурсной документации требование о том, чтобы закупаемая им продукция была отечественного производства. Под «российскими товарами» подразумевается, в том числе продукция локализованного производства, пояснил РБК Константин Долгов. «Степень локализации должно определять правительство. Но в любом случае этот показатель должен быть значительным, выше 50%», — уточнил он.
Предусмотренные сейчас законом о контрактной системе механизмы импортозамещения — такие как «третий лишний», «ценовые преференции» и «запреты» — применяются только при осуществлении прямых закупок, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
«Кроме того, из-за коротких сроков поставки и возможности использования любых характеристик в технических заданиях, присущих только зарубежной продукции, преимущественно может осуществляться закупка иностранной продукции. Поэтому <…> могут не закупаться товары российского происхождения», — говорится в пояснительной записке. Такая ситуация ухудшает экономическое положение российских производителей, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса.
Проблема псевдо-российских товаров и лже-импортозамещения в национальной экономике существует с 2015 года. В условиях мирового кризиса она бьет по жизнеспособности страны. Агрессивный импорт захватывает отнюдь не только свободные ниши на внутреннем рынке. Хорошо известны примеры, когда иностранным корпорациям достаются сверхприбыльные контракты в российском машиностроении, ОПК, энергетике, IT с явным снижением качества наукоемкой продукции, или с вытеснением продукции, не уступающей зарубежным аналогам по качеству. Наверное, не надо объяснять, почему в данном случае вытеснение равносильно уничтожению целых производственных линеек с огромным мультипликативным эффектом(компетенции, рабочие места, научный потенциал). Как ни парадоксально, санкции только усилили эти деструктивные процессы. В разных вариациях под видом отечественных производств в РФ осуществляются отверточные сборки иностранной продукции, либо ей позволяют зайти на российский рынок при помощи разнообразных манипуляций с Законом о контрактной системе. Из наиболее «убийственных» для российской экономики примеров вытеснения можно назвать такие, скажем, как поставка турбин Siemens, отверточная сборка скоростных поездов «Ласточка», закупка зарубежной авиатехники, поставки китайских комплектующих предприятиям оборонного сектора (скандальное расследование ФАС 2016 года), чудовищная экспансия иностранного софта в промышленность, энергетику, сектор государственного и финансового управления страны и т.д. , и т.п. Список можно продолжать еще очень долго.
Бороться за чистоту российского импортозамещения должен так называемый «Национальный режим» в госзакупках – система запретов и ограничений, которые применяются в тендерах к товарам, сделанным в иностранных государствах. Несмотря на то, что с 1 мая 2020 года эти правила ужесточили, – в них сохранились прежние лазейки для лоббистов иностранной продукции, на которые указывают авторы поправок, внесенных в Государственную Думу.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет