ako1
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Питание в школе без экспертизы – рискованный процесс?

Обсуждаем работающий механизм экспертизы продуктов, без которого реализация закона о бесплатном питании в социальных учреждениях под угрозой срыва
Питание в школе без экспертизы – рискованный процесс?
Теги: #Продовольствие #Экспертиза

Закон о бесплатном питании младших школьников ощутят на себе десятки тысяч российских детей уже с 1 сентября 2020 года. Для того чтобы норма заработала, потребовались значительные политические усилия со стороны гражданского общества. В том числе пришлось преодолеть и мощное сопротивление региональной системы закупок, в которой существуют уязвимые места для различных нарушений и махинаций. Во-первых, контракты на поставку продуктов питания нередко становятся предметом картельных сговоров. Во-вторых, серьезной уязвимостью системы общепита для школ и детских садов является отсутствие работающего механизма экспертизы приемки продуктов. Централизация закупок позволит ужесточить контроль за их качеством. При этом вышеупомянутые проблемы, конечно же, никуда не денутся: противодействие картелям  и развитие института экспертизы – два ключевых вопроса на повестке дня.

На питание одного ребенка в школе выделяется порядка 300 рублей в день. На первый взгляд,  это мелочи, а в контексте государственных закупок –  многомиллиардные контракты. Значит каждая условная ложка каши, не доложенная в тарелку школьника, – это в проекции – значительный объем бюджетных средств,  ушедших на сторону. По данным Бюро расследований ОНФ, с 2011 года по настоящее время участниками картелей и сговоров было заключено контрактов на поставку питания на сумму 24,9 млрд рублей. Когда в бюджеты регионов вольются еще большие государственные средства, то с подобными утечками придется бороться более жесткими методами. Иначе деньги просто уйдут в песок. В период с 2016 по 2020 гг., по материалам расследования Бюро ОНФ,  благодаря неравнодушным родителям, активистам, заведующим детских садов, директорам школ, было вынесено антимонопольным органом 20 решений по делам о  сговорах на торгах на рынках продуктов питания на общую сумму 10,8 млрд рублей.

При этом, пугает  слабая подготовленность заказчиков к новому виду закупок. Как всегда, причина  и в позднем доведении бюджетных средств,  и в некомпетентности кадров. Большинство регионов эти деньги до сих пор не получили, в большинстве учреждений образования нет специалистов, обладающих достаточным опытом работы в контрактной системе. Наконец, есть проблемы технического характера.

– Мы понимаем, что не во всех регионах есть готовность, в том числе и оснащение пищеблоков, столовых… И надеемся, что даже если в каких-то регионах эта норма не заработает с 1 сентября, по закону она точно вступит в силу в течение следующего года, – говорит Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, член Центрального штаба ОНФ.   –  Как Бюро расследования ОНФ мы не можем обойти тему, связанную с коррупцией в части расходования бюджетных средств и разного рода хитростей, которые используют, как заказчики – т.е. региональные и муниципальные чиновники, так и предприниматели.

Огромное количество вопросов у региональных заказчиков накопилось и по поводу организации закупочных процедур в условиях позднего доведения бюджетных средств.

Екатерина Ульянова, заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России:

– Каким образом провести закупки для младших классов, с учетом того, что закупки для старших уже осуществлены и определенный подрядчик, победитель уже выбран. Один из вариантов решения этой  проблемы – это заключение малых закупок по пункту 4, статьи 93. И параллельное проведение конкурентной процедуры. Заказчик должен провести полноценную процедуру закупки продуктов питания, либо на аутсорсинге привлечь организацию, которая будет осуществлять питание в школе с 1 по 11 классы.

Также в ФАС России призывают пользоваться уже существующими инструментами закупочной деятельности, которые упрощают работу. Такими как типовой проект контракта, и  особые условия, требования, установленные по 99-му постановлению. В оптимизационном пакете поправок к Закону о закупках, который вступит в силу в ближайшее время, также есть опции, которые помогут организовать закупки школьного питания, отсеяв недобросовестных поставщиков –  это предквалификация поставщиков и Рейтинг деловой репутации.

Одним из вариантов решения проблемы поставок фальсификата, по словам Екатерины Ульяновой, возможно,  является утверждение типовых правил описания объекта закупки для продуктов питания. Возможно, такие типовые правила будут утверждены в рамках отдельного постановления. Постановление позволило бы заказчикам проводить одинаково закупки продуктов, правильно устанавливать требования и закупать именно то, что будет соответствовать всем СНиПам, ГОСТам и техническим регламентам.

Инспектор в помощь школе

Что можно посоветовать директору школы, чтобы качество питания контролировалось при помощи своевременной экспертизы, а сама экспертиза, при этом, не стоила запредельных средств?

На этот вопрос ответил главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки», руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» Павел Лисин.

По его словам, крайне важно помочь именно муниципальным заказчикам, как наименее  подготовленным, проверять качество продукции, которая является, по сути, результатом исполнения государственных и муниципальных контрактов. Для этого в регионах начата  реализация пилотного проекта – его условное название  «Экспертиза результатов исполнения контрактов».

В данный момент в пилотном проекте по экспертизе на добровольных началах участвует несколько субъектов РФ. Выбрано 7 направлений. Пилотный проект по экспертизе осуществляется при поддержке Росаккредитации, Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, Бюро расследований ОНФ и Академии Контрактных Отношений, которая является одним из инициаторов этого процесса.

– Идея достаточно простая –  обеспечить поддержку заказчика с точки зрения профессиональной помощи со стороны органов инспекции, – пояснил Павел Лисин. – Мы разбили порядок организации проведения инспекции на несколько блоков. Общая идея – привлечение заказчиком для экспертизы результатов исполнения контракта, как части приемки (как это предусматривает 44-ФЗ), специалистов, которые хорошо разбираются не только в лабораторном анализе поставленных заказчику продуктов, но еще и в самом  процессе взаимодействия  с поставщиком. При проверке поставщика используется рискоориентированный подход.

Как экспертиза работает на практике?

Несмотря на то, что процесс еще находится в разработке, его уже можно разложить на ряд последовательных действий. 1) Заказчик направляет в органы инспекции заявку, прикладывает все документы. Единая информационная система (ЕИС)  позволяет все документы достаточно просто подобрать и отправлять в виде ссылок. 2) Инспектор проводит предварительный анализ  этих документов. То есть  изучает предмет поставки,  наличие ресурсов, а также понимание заказчиком процесса взаимодействия с поставщиком? 3) Дальше инспектор принимает решение о возможности проведения инспекции  – по специальной шкале определяется уровень риска поставки продукции, не соответствующей спецификации. 4) Затем инспектор определяет уже объем необходимой инспекции, исходя из этого уровня рисков, определенных в баллах. 5) Руководитель органа инспекции формально утверждает программу инспекции. После чего подготавливается детальная программа инспекции – проект договора между заказчиком и органом инспекции, если необходимо, то запрашивается дополнительная информация.

– После этого инспектор на первом этапе проводит документарную экспертизу, пояснил Павел Лисин. – Он может при этом проводить инспекцию самой продукции на территории поставщика, может – на территории заказчика. Это как будет определено порядком взаимодействия. И уже по результатам этой инспекции инспектор будет принимать решение – а нужно ли вообще привлекать  испытательную лабораторию? Может оказаться так, что инспектор говорит – все в порядке, документы в порядке, поставщик соответствует всем требованиям, а он до этого не срывал исполнение никаких контрактов, риск минимальный. Поэтому необходимости отправки продукции на лабораторный анализ нет. Либо наоборот: уровень риска – достаточно высокий и инспектор говорит: «нет, без лабораторного анализа мы обойтись не можем», и он правильным образом оформляет отбор продукции, образцов,  проб – отправляет в лабораторию и ведет полностью весь этот процесс. То есть по результатам всего этого сложного механизма инспектор составляет акт экспертизы с помощью лаборатории, или без ее помощи. Это определяется по результатам начальной  инспекции. Затем полноценный акт экспертизы передается заказчику, – рассказал Павел Лисин.

Что в результате получает заказчик?  Он получает полноценного партнера, помощника, специалиста по взаимоотношению с поставщиком по проверке документов, по проведению лабораторного анализа и т.д.

В чем польза экспертизы?

Уже по предварительным результатам пилотного проекта выработан эффективный механизм, который может быть использован заказчиками, чтобы полноценно защищаться от недобросовестных поставщиков. Конечно, далеко не  все поставщики недобросовестные, многие из них  хотят честно работать и зарабатывать на государственном заказе. В таком случае  процедура экспертизы позволит подтвердить, что поставщик благонадежный, и требований о дополнительных лабораторных исследованиях не будет. Это нормальная ситуация.

– Когда мы говорим  про привлечение профессионала – это связано с тем, что многие заказчики хотят проводить внешнюю экспертизу, но не могут. Причина основная – нет  средств: ведь любые профессиональные услуги стоят определенных денег. И второй момент – многие просто не знают, как осуществить взаимодействие с внешним экспертом. Пилотный проект по экспертизе позволит получить конкретные ответы на данные вопросы в виде четкого и понятного руководства по исполнению. Я думаю, что мы результаты этого пилотного проекта в ближайшем будущем покажем,  и основные результаты будут уже доложены на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в марте 2021 года, – заключил Павел Лисин.

Авторы: Андрей Троянский, Елена Полякова

5 августа 2020, 09:11
502
Теги: #Продовольствие #Экспертиза
Ещё по данной теме