В Федеральном казначействе состоялась публичная презентация новейшего механизма работы с документацией по исполнению контрактов.
О начале электронного актирования в ведомстве заявили еще на весеннем форуме «Госзаказ», с первого июля проект стартовал в тестовом режиме. Для того чтобы все приняли новый инструментарий всерьез и надолго, 11 ноября по итогам совещания с членами Правительства вышло специальное поручение Президента. Глава государства не просто одобрил хорошее дело, он поставил конкретные сроки.
Норма об обязательном электронном актировании должна быть принята до мая 2020 года со сроком вступления в силу не позднее 1 июля. Это потребует внесения поправок в 44-ФЗ. После этого заказчики и поставщики будут работать в совсем другом мире, где весь контракт от процедуры торгов до перечисления денег поставщику будет на виду регулятора и контролеров. Представленные публике результаты тестирования превзошли все ожидания. По резонансу и значимости запуск нового ресурса сравним со стартом всей платформы ЕИС, признал руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин.
Во время публичной презентации электронного актирования на прямой связи с Казначейством работали около 2,5 тыс. заказчиков и 1,5 тыс. поставщиков, они обсудили новый сервис ЕИС в формате видеоконференции. А по завершении официальной части они прошли онлайн-обучение, в ходе которого смогли задать вопросы разработчикам и техподдержке.
Есть уже и первые впечатления от тех, кому посчастливилось стать «подопытным пионером» нового сервиса электронного актирования.
Во-первых, многим экспертам системы закупок понравилось, что в личном кабинете информация была уже частично заполнена. Документы автоматически выгружаются из подсистемы электронного актирования в реестр контрактов. Во-вторых, оперативно поступает оплата по накладным, поставщики получают средства в течение двух дней. Также эксплуатанты отметили, что теперь работа по контракту превратилась в «прозрачный процесс», который отражает реальный ход реализации договора.
Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства:
– Блок исполнения контрактов оставался вне зоны контроля в течение 8 лет после запуска ЕИС. Потребовалось специальное поручение Президента РФ, чтобы форма электронного актирования заработала. Нормы об электронном актировании будут включены в ФЗ-44. Мы должны полностью отказаться от бумажного документооборота. Мы надеемся, что электронное актирование поддержат представители предпринимательского сообщества. Появится механизм, который сделает полностью прозрачными отношения между заказчиками и поставщиками в части выставления, подписания оплаты актов выполненных работ, чтобы все опции, которые прежде были зонами умолчания, вышли на белый свет.
По словам Романа Артюхина, проект электронного актирования состоялся благодаря всесторонней поддержке ФНС.
Федеральная налоговая служба делегировала Казначейству функцию доверенного оператора электронного документооборота счетов-фактур. Таким образом, те документы, которые поступят в обращение между заказчиками и поставщиками, будут сразу же распознаваться Налоговой службой при налоговом учете.
– Положительный эффект от нового сервиса ЕИС будет ощущаться в системе закупок в ближайшие 10–15 лет, – отметил Артюхин.
Александр Браверман, член Совета директоров АО «Корпорация «МСП»:
– Проблема неплатежей наряду с сертификацией остается одной из самых острых проблем для бизнеса. Приходится признать, что все усилия, которые мы предпринимали совместно с Минфином и контролерами, не привели к желаемому результату. Неплатежи в значительной степени остаются одним из отрицательных факторов для бизнеса в госзакупках. Надеемся, что новый функционал ЕИС позволит этот негатив минимизировать. Хочу напомнить, что одной из главных целей работы корпорации МСП заявлено создание рынка сбыта для компаний малого и среднего бизнеса. Уже есть определенные успехи на данном направлении. Объем рынка сбыта вырос почти в сорок раз: с 8,4 тыс. позиций – в 2016 году до 400 тыс. позиций – в 2019-м. Мы в автоматизированном режиме при поддержке Казначейства осуществляем процедуру оценки соответствия более чем 1600 компаниям. Данные, которые дает нам Казначейство при этом, бесценны. Предприниматели поверили, что торги могут быть безопасными.
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства:
– На протяжении многих лет все регулирование находилось в плоскости проведения процедур торгов и дальше этой плоскости практически никогда не выходило. У нас достаточно объемный 44-ФЗ (плюс порядка 300 нормативных актов), но в нем всего лишь две второстепенные статьи посвящены исполнению контракта. А ведь жизнь заказчика и поставщика, по большому счету, начинается как раз после заключения контракта. Именно там происходят реальные поставки товаров, работ, услуг, вся претензионная работа. Там же сегодня сосредоточено и большинство злоупотреблений.
Прежде нарушения происходили на этапе отбора. После появления огромного объема регулирования, электронных аукционов, введения аудита электронных площадок (появилась конфиденциальность на этапе подачи заявок) заказчик и поставщик стали меньше влиять на процедуру торгов, и, как следствие, значительная доля нарушений ушла в неподконтрольную область.
– Стадия исполнения контрактов остается серой зоной, – объясняет Анна Катамадзе. – Как единственное свидетельство об исполнении контракта мы сейчас имеем подписанный ручным образом скан акта приемки между заказчиком и поставщиком. Подписан ли он вовремя? Произведена ли по нему оплата? Является ли он вообще достоверным? Для контролера все это остается неизвестным. То есть нет достоверной информации, которую можно сравнивать и анализировать. Перед нами стоят важные задачи, например, в области формирования референтных цен, средневзвешенных цен, НМЦК… А как их посчитать, если у нас реальные цены складываются по результатам исполнения контрактов?
Федеральное казначейство нередко получает сигналы о том, что поставщик не может добиться от заказчика своевременного подписания акта-приемки или своевременной оплаты по подписанному акту. Включается человеческий фактор. Сервис электронного актирования поможет сократить количество таких нарушений.
Секретной канцелярии предрекли конец
Функционал электронного актирования создается не только для того, чтобы защитить платежи по контракту, подчеркивает Анна Катамадзе, но и для оптимизации работы заказчиков, для того чтобы увязать исполнение с обязательствами, принятыми сторонами при заключении контракта. Электронный акт – это структурированный документ, и его проверка будет осуществляться автоматически, проверка результатов итогового протокола, сведений, внесенных в реестр контрактов, проверка на подмену поставщика.
– Мы хотим осуществить сервисное взаимодействие ЕИС с любой электронной системой бухгалтерского учета, как у заказчика, так и у поставщика. Связать не только контракт и его исполнение, а еще и учетную политику компаний с их планированием закупочной деятельности, – пояснила Анна Катамадзе.
Функционал электронного актирования улучшит прослеживаемость закупок в рамках крупных инфраструктурных проектов. В том числе и продуктов отечественного производства в рамках импортозамещения. Вся это информация – из актов приемки работ. Таким образом, в России впервые со времен плановой экономики появится объективная картина о том, что именно закупает страна, какие есть производственные ниши для развития предприятий. Это совершенно другое качество аналитики.
Казначейство совместно с ФНС подготовило специальное разъяснение с двумя подписями контролеров о введении электронного актирования. Письмо подтверждает, что электронный акт в ЕИС является абсолютно легитимным для ФНС и системы налогообложения.
Подписанные в ЕИС электронные акты будут приниматься Налоговой службой в автоматическом режиме. Это освободит поставщиков от необходимости дополнительно отчитываться перед Налоговой.
Автор: Андрей Троянский
Фото: Виталий Рейслер
Комментариев пока нет