Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

НМЦК – время автоматизировать рынок и нормировать затраты

Эксперты Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» предложили варианты решений одного из сложнейших вопросов закупочной практики
НМЦК – время автоматизировать рынок и нормировать затраты
Теги: #НМЦК #Ценообразование

Ценообразование – дискуссионная тема интерактивного круглого стола «Контрактная система: мозговой штурм заказчиков», который прошел на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ»  при участии ведущих профессионалов закупок в апреле 2022 года.

Обоснование начальной максимальной цены контракта – это одна из важнейших составляющих закупочного процесса. Однако, при всей важности этого вопроса обжаловать некорректное обоснование НМЦК нельзя, поскольку ФАС России не рассматривает порядок обоснования. При этом, последствия неверного обоснования НМЦК гораздо серьезнее, чем административное наказание, которое может навлечь на свою голову заказчик. Потому что неверно обоснованный НМЦК – это проблемы, зачастую влияющие на физическую возможность исполнения контракта – это вопросы аудиторов, Счетной палаты, прокуратуры; это отсутствиевозможности прийти к согласию с контрагентом.

Опыт показывает, что в большинстве случаев на исполняемость контракта влияют не процедурные особенности 44-ФЗ (все основные проблемы случаются либо до процедуры контрактации, либо после нее), – трудности исполнения связаны с обоснованием цены, либо с ошибками в выборе объекта закупки.

  • По итогам дискуссии от практикующих экспертов поступил ряд предложений, как улучшить сферу обоснования НМЦК за счет нормативных регулировок.

1) Отказаться от понятия начальной максимальной цены для некоторых видов закупок и  использовать понятие «начальная цена». Даже если изобрести разные способы обоснования НМЦК для разных отраслей экономики, то все равно останутся категории товаров, например, в рамках исполнения долгосрочных контрактов, или технически сложных контрактов, где классические способы обоснования НМЦК выглядят инструментом, оторванным от реальности. Как бы заказчик не старался предусмотреть все риски заранее, их невозможно просчитать в ценовом выражении. В связи с этим предлагается продумать упрощенные механизмы обоснования цены для особых ситуаций: например, для закупок продукции социальной значимости или для закупок в сфере НИОКР. Текущая методика, которая утверждена приказом Минфина, не учитывает этих особенностей?

Павел Лисин, руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений», главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки»:

В этом плане всегда на ум приходит конструкция, когда заказчик неделю обосновывает начальную цену, а она потом рушится в первые 15 секунд в ходе аукциона, особенно актуально для образовательных услуг. Это уже классическая ситуация. Электронный аукцион проходит за 7 минут и снижение бывает до 90% от начальной цены. Зачем тогда вообще тратили время на обоснование начальной цены, если всё равно оказывается, что это какая-то фиктивная цифра, которая на 90% может быть снижена.

Интересный нюанс из сферы применения 223-ФЗ, где ценовая политика является вольной прерогативой заказчика и регулируется его Положением о закупках. Некоторые крупные госкорпорации в своей методике обоснования начальной цены исключили понятие максимальной цены. Потому что они позволяют подавать, в том числе, заявки выше начальной цены.

2) Расширить практику использования формулы цены на обоснование НМЦК применительно к высокотехнологичной продукции. Поэтому шире должна использоваться формула цены. Это общепризнанный мировой опыт. В связи с этим предлагается снять ограничения на проведение закупок с формулой цены. Сегодня соответствующий перечень товаров определен специальным постановлением (Постановление Правительства РФ от 13 января 2014 г. N 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта»).

3) Развести в законодательстве два понятия «обоснование» и «определение» НМЦК; упростить или отказаться от обоснования НМЦК для закупок малого объема.

Сейчас в нормативной лексике используются два термина: «обоснование НМЦК» (в 22 статье) и «определение НМЦК» (в 93 статье, часть 4). Многие заказчики, чтобы оставаться в правовом поле, вынуждены ставить знак равенства между ними, что приводит к путанице и неоправданным трудозатратам при составлении закупочной документации.

Заказчики обратились к регулятору с практическим вопросом. – Если обоснование и определение — это разные вещи, тогда как определить НМЦК единственного поставщика по 22 статье (*при том, что в 22 статье говорится про обоснование)? Поставить знак равенства и не задаваться этим вопросом – не самая лучшая идея. Поскольку в таком случае, приходится, например, в закупках малого объема использовать полноценный анализ рынка – это пустая трата времени заказчика, в некоторых случаях несовместимая с объемом контракта.  Когда контракт на 500-600 тысяч рублей, это еще поддается логическому объяснению. Но когда все закупки малого объема укладываются в сумму 10-12 тысяч рублей, трудозатраты на организацию закупки становятся нерентабельными.

Классическая иллюстрация из сферы муниципальных закупок. Условному сельсовету (*исходя из той нормы, которая прописана в ст.22 и в ст. 93) прежде, чем пойти купить пачку бумаги, нужно найти 3 источника информации. Контролирующие органы привлекают к ответственности уполномоченный орган закупок за неправильное определение цены исходя из того, что у заказчика нет никаких источников информации.

Более того, на текущий момент в правоприменительной практике есть две позиции контролера. В некоторых случаях органы контроля говорят, что не нужны никакие источники информации, «заключайте сами по наименьшей цене». Другие  ссылаются на новую редакцию статьи 22 части 1 и статьи 93 части 4 (вступила в силу с 1 января 2022 года), согласно которой заказчик обязан иметь три источника. Контролер приходит и спрашивает «за пачку бумаги по необоснованной цене». При том, что на территории сельского поселения всего один канцелярский магазин.

4) Автоматизировать расчеты НМЦК, в том числе с применением искусственного интеллекта.

Из популярного, на сегодняшний момент такие высокоразвитые ресурсы имеются у Московской области, Алтайского края, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Вкратце, система АИС «Госзаказ Алтайского края» с 2022 года наделена усовершенствованным функционалом централизованного согласования. Применяется интеллектуальный сервис подготовки/ проверки/ публикации закупок «Мастер формирования закупки» с интуитивным интерфейсом: для заполнения предлагаются только те поля, которые вариативны и зависят от каждого конкретного случая обеспечения потребности.

На 3 этапе заказчик осуществляет обоснование НМЦК при помощи автоматизированного алгоритма. Например, для использования метода сопоставимых рыночных цен ему достаточно отразить 3 источника информации с указанием цен за единицу товара, работы, услуги для расчета и формирования файла обоснования. При этом автоматически рассчитываются среднеквадратичное отклонение и коэффициент вариации цен, а также предлагаются различные варианты итогового результата: по средней цене, минимальной цене, на основании доведенных лимитов. Также в системе автоматизирован процесс составления технического задания, проекта контракта. Подробнее об этой системе «Цифровые Закупки» писали здесь . Опыт Алтайского края входит в Библиотеку полезных закупочных практик, которые на регулярной основе изучает и верифицирует Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.

Автоматизацию расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) с октября 2022 года начали применять в электронной системе закупок Московской области «Портал исполнения контрактов» (ПИК). Подробнее об этом в материале «Цифровых Закупок».  Были заключены первые 2 тыс. контрактов с цифровым расчетом НМЦК. В основе лежат: а) метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка); б) проектно-сметный;  в) и тарифный методы.

В ЯНАО автоматизация расчетов НМЦК реализована через «Сервис предиктивной аналитики». Сервис построен на информационном методе, автоматического получения референтных цен из открытых источников (оборудование, мебель, инвентарь). Можно подобрать наилучший аналог товара, проанализировать историю цены требуемого товара, выявить целесообразность увеличения цены контракта.

Автор: Андрей Троянский

30 мая 2023, 13:49
553
Теги: #НМЦК #Ценообразование
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.