Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правила ответственного ценообразования – политика и логика ФАС России в 2024 году

Правила ответственного ценообразования – политика и логика ФАС России в 2024 году
Теги: #ФАС #Ценообразование

В антимонопольном словаре появился новый термин «ответственное ценообразование». Что это и какие нормативные последствия у него есть?

Об этом рассказал глава ФАС России Максим Шаскольский в ходе недавно прошедшей VII международной научно-практической конференции «Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынках Российской Федерации».

Формирование добросовестных практик, основанных на социальной ответственности участников.  Как это работает, и почему это не демагогия, а действительно приносит эффект?  

ФАС России на постоянной основе взаимодействует  с торговыми сетями методом мягкой силы. Это не директивное сдерживание цен, а, условно говоря,  «совещательное».  В результате этой работы ритейлеры добровольно снижают наценки на так называемые товары первой цены. В фокусе особого внимания Антимонопольной службы находятся продовольственные товары. За прошлый год только благодаря такой согласованной профилактике удалось снизить средний уровень наценок 11 крупнейших торговых сетей по товарам первой цены всех 25 категорий социально значимых продуктов питания на 17%.

Аналогичная работа ведется с субъектами РФ, где действуют торговые сети регионального уровня (магазины несетевой торговли).

– Показывают свою эффективность и иные инструменты мягкого регулирования, – рассказал Максим Шаскольский. – Такие как предоставление хозяйствующим субъектам возможности при необходимости заключать с участниками рынка соглашения о сдерживании цен на продовольственные товары. В этих целях в апреле 2023 года было принято постановление Правительства РФ №662.

В ноябре была добавлена возможность расширить перечень товаров, подпадающих под действие этого ПП. Теперь органы государственной власти (в том числе четырех новых регионов страны) заключают соглашения с хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на любые товары (за исключением тех, в отношении которых уже осуществляется ценовое регулирование). По состоянию на конец 2023 года было заключено уже более 2 тыс. подобных соглашений в 18 регионах России.

Крупнейшие производители берут на себя добровольные обязательства о снижении цен при поставках в торговые сети. Тем самым они задают фарватер для динамики цен в среднем по рынку. В ряде регионов были возбуждены дела против некоторых производителей допустивших завышение цен на ходовые продовольственные товары (в том числе в результате сговоров). Также по инициативе ФАС России начали заключаться региональные соглашения с торговыми сетями для стабилизации цен. Во все регионы Антимонопольной службой направлены шаблонные рекомендации с параметрами таких соглашений.

Одной из болевых точек прошлого года стал топливный рынок. На постоянной основе осуществляется мониторинг цен на АЗС, ведется анализ различных составляющих, которые включаются в конечную цену. В последние месяцы года было возбуждено 28 дел о нарушениях на топливном рынке в 19 регионах. В целом, благодаря этим мероприятиям удалось стабилизировать цены на ГСМ и в розничном и в оптовом сегментах.

Превентивный контроль

В качестве профилактики ФАС России широко применяет механизм выдачи предостережений. Ведомство направляет предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов по фактам публичных заявлений, которые могут негативно сказаться на уровне цен на отдельные товары, спровоцировать согласованные действия производителей или привести к ажиотажному спросу на товары.

Особенно внимательно ФАС России относится к сигналам о работе различных отраслевых ассоциаций предпринимателей и производителей. Дело в том, что они своими «прогнозами» могут ориентировать участников рынка на согласованные действия по повышению цен. Такая координация действий запрещена нормами и логикой закона о защите конкуренции.

Особая история – товарные рынки с низкой конкуренцией. На них также возможна установка монопольно высоких цен. Но принципы регулирования здесь отличаются. Так, за 2023 год поступило большое количество жалоб о завышении цен на услуги связи.

– Мы внимательно изучаем тарифы операторов на предмет их экономической обоснованности,  – рассказал Максим Шаскольский. – Если мы фиксируем одновременно рост выручки и снижение затрат, не исполнение инвестиционных программ, рост затрат по направлениям, не связанным с развитием сетей и улучшением качества услуг, то в таком случае мы выдаем предписание «установить тарифы на экономически обоснованном уровне» либо вообще отменить повышение.

В сентябре 2023 года ФАС России выдала предписание так называемой «большой четверке» операторов с требованием прекращения взимания платы за раздачу интернет-трафика с абонентских устройств. В результате этой работы все четыре компании начали отменять этот фильтр.

Взыскания и штрафы

В 2023 году компаниям-монополистам, получившим сверхдоходы за счет потребителей назначены достаточно крупные оборотные штрафы. По ряду дел уже имеются решения судов в пользу ФАС России. В настоящее время рассматриваются крупные дела по сырью для керамической промышленности, цельнокатанным колесам для железнодорожной отрасли, картону, цементу, стальной арматуре…

Примечательно, что по арматуре сдерживания и снижения цен удалось добиться во многом благодаря превентивной политике: в адрес крупнейших производителей отправлялись письма с требованием о соблюдении принципов ответственного ценообразования. В результате, на конец января 2024 года цены на арматуру не превышали показатели сентября—октября 2023 года.

Положительным прецедентом является начало биржевой торговли арматурой. Хорошая тенденция на фоне масштабного инфраструктурного и жилищного строительства в России.

– От принимаемых мер зависят как экономические возможности наших граждан, которые планируют ремонтировать, строить, приобретать жилье, так и темпы строительства объектов, которые возводятся в рамках национальных проектов, – поясняет Максим Шаскольский.

За последние два года службой были выявлены монопольно высокие цены на рынках горячекатанного проката, листового стекла, газобетонных блоков и т.д.

Национальные биржевые индикаторы

– В своей работе мы последовательно выступаем за то, чтобы компании при ценообразовании опирались не на экспортную ценовую альтернативу – а на принципы экономической обоснованности цен. Основной приоритет – обеспечение потребителей внутреннего рынка. В этих целях особенно важным направлением является развитие биржевых торгов и формирование национальных биржевых индикаторов, – говорит Шаскольский.

Биржевым комитетом ФАС России совместно с заинтересованными фоивами и участниками товарных рынков проводится работа по организации и развитию таких торгов. Одним из ключевых событий на этом направлении стало специальное распоряжение Правительства РФ, которое содержит дорожную карту развития биржевой торговли в стране на 2023—2025 годы.

– Предлагаемые меры позволят создать независимую от зарубежных поставщиков ценовой информации систему. Сформировать отечественные индикаторы. Для строительства системы национальных индикаторов мы предлагаем использовать как биржевые, так и внебиржевые сделки. В 2023 году мы провели работу по переизданию положения о регистрации внебиржевых сделок с сырьевыми товарами. Пришлось преодолевать определенное сопротивление. Сейчас ФАС России, по поручению Правительства РФ, работает над расширением и дополнением перечня товаров, по которым регистрируются внебиржевые договоры.  

В результате проделанной за 2023 год работы уже формируются такие индикаторы цен на различные товары (автомобильное топливо, мазут, авиационный керосин, пшеницу, уголь, сахар, подсолнечное масло).

Госзаказ и сговор

По статистике ФАС, наиболее распространенной формой нарушений в сегменте госзакупок являются картельные соглашения на торгах. На их долю приходится до 90% всех выявленных нарушений. Такое поведение участников рынка приводит к издержкам, к неэффективному расходованию бюджетных средств. В 2023 году Антимонопольной службой возбуждено 287 дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях и о координации экономической деятельности. Сговоры и картели были выявлены на территории 72 субъектов РФ. Совокупная сумма закупок, затронутых картелями, составила 174 млрд рублей. А самыми «картелизированными» отраслями ожидаемо оказались: дорожно-строительная, жилищно-коммунальная, социальное питание и поставка лекарственных препаратов с медицинскими изделиями.

В совокупности эти данные наводят на определенные выводы. Прежде всего, о низкой маржинальности контрактов, заключаемых в перечисленных отраслях. Вероятно, поставщики идут на сговор не от легкой жизни, а под воздействием внешних факторов (инфляционных рисков, валютных скачков, недокредитованности и тотального дефицита оборотных средств). Все эти риски закладываются в цену контракта. Средством удержать ее на рентабельном уровне является антиконкурентное соглашение с заказчиком.

Единые правила тарифного регулирования – одна из самых трудных и долгосрочных задач ФАС России. Государство с большим трудом и значительным сопротивлением со стороны естественных монополий внедряет новую нормативную базу о единых тарифах. В соответствии с указом Президента РФ разработан законопроект «Об основах государственного регулирования цен тарифов». Этим документом устанавливаются единые цели, способы и методы регулирования тарифов. По словам Максима Шаскольского, сейчас этот документ проходит завершающие регуляторные процедуры.

Автор: Андрей Троянский

8 февраля 2024, 14:01
558
Теги: #ФАС #Ценообразование

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.