Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Ценообразование в режиме реального времени

Как построить национальную систему ценовых индикаторов – позиция Правительства, корпораций и ЦБ РФ
Ценообразование в режиме реального времени
Теги: #Ценообразование

Накануне принятия закона о суверенном ценообразовании, в стране идет борьба за его формат. Кому-то, вообще не хочется, чтобы его приняли, а кто-то уже продумывает варианты развития подзаконных актов в пересечении с системой закупок.

В феврале, в первом чтении прошел законопроекте № 409891-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/409891-8) о внесении изменений в законе№35-ФЗ «О защите конкуренции». Документ предполагает поэтапную отвязку цен на продукцию для внутреннего рынка РФ от общемировых индикаторов. Пока что речь идет всего лишь о возможности ФАС не учитывать их при определении монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Однако даже в таком безобидном виде законопроект не устраивает сырьевых монополистов. Гораздо приятнее зависеть от мировых цен при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Сообщается, что Ассоциация «Русская сталь» обратилась в Минэкономразвития с просьбой отправить законопроект об отвязке от мировых ценовых индикаторов на доработку. В этой связи, не лишне вспомнить, что в течение всего 2023 года ФАС России боролась с необоснованным завышением цен на металл на внутреннем рынке. И что российская промышленность порой оказывается в абсурдном положении, когда заготовки, произведенные из низкопередельного российского сырья, дешевле импортировать обратно из-за рубежа…

С проблемами ценообразования также столкнулся национальный топливный рынок. В прошлом году серьезного кризиса удалось избежать благодаря экстренному ручному антимонопольному регулированию. При этом, неоднократно возникала идея более широкого применения биржевых методов ценообразования для рынка ГСМ. Сегодня эту концепцию поддерживает ФАС России.

А Минэнерго России предлагает внести изменения в законодательство, обязывающие госсектор покупать сырьевые товары на биржевых торгах в рамках 223-ФЗ. Тем самым сэкономив бюджет и найдя баланс, который бы устроил все стороны, включая конечного потребителя.

Сергей Мочальников, заместитель министра энергетики Российской Федерации:

– У нас есть обязанность у производителей продавать на бирже, есть возможность у покупателей покупать, но хотя бы в государственном сегменте давайте сделаем первый шаг и сделаем обязанность госсектора, чтобы он в первую очередь приходил на биржу за товаром, и если он там его не нашел, а такое может быть, то тогда он шел в другую историю.

  • Достоверность ценообразования – это одна из животрепещущих проблем для заказчиков и поставщиков и предмет большой профессиональной дискуссии, которая состоится на XIX Всероссийском Форум-выставке «ГОСЗАКАЗ». Варианты своих решений предложит ФАС России, Министерство энергетики, Государственная Дума, отраслевые объединения бизнеса и сами торговые площадки. Форум – это единственное место, где один раз в году встречаются все заинтересованные стороны данного конфликта.

Аргументировано и по делу: о том, как выстроить независимую систему ценовых индикаторов с использованием лучших биржевых практик, разъясняет Центральный Банк РФ.

Месяц назад Федеральной антимонопольной службой была организована VII международная научно-практическая конференция  «Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынках Российской Федерации».

Лариса Селютина, советник заместителя председателя ЦБ РФ, выступила с докладом «Трансформация электронной торговли товарно-сырьевыми активами для обеспечения прозрачного ценообразования». Приведем наиболее интересные фрагменты этого выступления.  

Центральный Банк взаимодействует с ФАС России, вырабатывая общие механизмы контроля. К компетенции ЦБ относится надзорное регулирование деятельности бирж, организаторов торгов. В этой сфере у Центробанка сложилась достаточно богатая практика, поэтому регулятор выступает с инициативой построения системы финансовых и товарных индикаторов.

– Экономика современной России находится под влиянием стремительно развивающейся электронной торговли. Цифровые технологии внедряются во все сферы хозяйственной деятельности. Урегулировать этот процесс призван нацпроект по формированию экономики данных, с переходом на новые принципы работы. Надеемся, что частью этого нацпроекта станет построение новой системы ценообразования на товарных рынках. Уже достаточно многое сделано в этой области. Мы создали современную, технологичную торгово-клининговую инфраструктуру. Российские биржевые механизмы не уступают, а в некоторых аспектах даже превосходят, международные финансовые центры.

По словам эксперта, в последние годы существенно вырос оборот сделок на электронных торговых площадках, которые предоставляют услуги информационных витрин, коммерческих тендеров. Этих площадок уже более пятидесяти, а их годовой оборот в совокупности составляет уже почти 10 трлн рублей. Для сравнения оборот на всех российских товарных биржах составляет 1,5 трлн рублей. Сервисы электронной торговли все больше востребованы у населения, бизнеса и государственных заказчиков.

– Инфраструктура электронной торговли должна сделать наш рынок стабильным и прозрачным, однако этого не происходит, – отмечает Селютина. – Мы наблюдаем волатильность цен: то на нефтепродукты, то на строительные материалы, на продовольственные товары. Регулярно требуется ручное вмешательство органов государственной власти. Для достижения договоренности с крупными производителями, с торговыми сетями.

По мнению эксперта, это объясняется неправильной работой с большими данными. ФАС получает информацию уже постфактум, когда проблема уже вышла на поверхность.

– На наш взгляд, произошла недоработка. Создавая благоприятные условия для развития различных электронных платформ, мы не создали эффективного механизма для оперативного сбора и хранения ценовой информации с доведением ее до заинтересованных лиц, включая пользователей и регуляторов, – объясняет Лариса Селютина. – Вместо этого регуляторы разработали многочисленные формы отчетности (сложные и затратные для бизнеса). Причем для каждого ведомства свои.

Как бы то ни было цифровизация упрощает и оптимизирует многие процессы. Постепенно внедряется маркировка товара, которая позволяет отслеживать его оборот по всему жизненному циклу.

Однако эксперт, подчеркнула, что владельцами этой информации являются исключительно государственные органы.

Покупатели, продавцы, инвесторы, операторы торговых платформ не имеют свободного доступа к ценам на товары в режиме реального времени. Хотя им это нужно, возможно, даже больше, чем госорганам.

В свою очередь превентивные механизмы регулирования рынка должны автоматически включаться с того момента, когда происходит необоснованное повышение цены. Инструменты такого рода существуют. Нюанс в том, что большинство из них сосредоточено в рамках биржевой торговли.

Что такое биржевая торговля, и чем она отличается от методологии других электронных площадок?

Условно говоря, тем, что по результатам биржевых торгов в конце дня ценовая информация становится публичной.

ЦБ выступает с идеей предложить электронным площадкам механизм раскрытия информации о ценах в результате заключенных сделок. Предлагается сделать это обязательным механизмом для всех электронных площадок. Такие правила могут стать основой строительства национальной системы ценовых индикаторов.

Условно говоря, если производителю необходимо сбыть учетную единицу продукции, он должен иметь цифровую возможность быстро сориентироваться, в каком регионе удобнее совершить поставку по лучшей цене (с учетом всех производственных затрат и логистики).

Продвинутые механизмы биржевой торговли имеет смысл избирательно распространить на электронные торговые площадки.

По словам Ларисы Селютиной, сейчас ЦБ РФ вместе с ФАС России работает над двумя законопроектами, затрагивающими сферу электронных торгов. Предполагается лицензирование агрегаторов торгов, для расширения их полномочий в сфере товарной торговли с внедрением правил обязательного раскрытия ценовой информации.

– Площадки должны стать источниками ценовых данных, которыми будут пользоваться профессиональные ценовые центры – «администраторы индикаторов», как мы их называем в проекте закона. Это потенциальная замена иностранных ценовых агентств типа Platts, Bloomberg, Argus. Мы сейчас создаем свою индустрию ценовой аналитики в России, и для нее требуются прозрачные источники информации.

Автор: Андрей Троянский

28 марта 2024, 23:37
388
Теги: #Ценообразование
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.