Конкурс журналистов
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Лоббисты иностранных корпораций мешают русскому импортозамещению и выступают против квот для российских предприятий

Руководитель рабочей группы Госсовета по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин представил проект диверсификации ОПК
Лоббисты иностранных корпораций мешают русскому импортозамещению и выступают против квот для российских предприятий
Теги: #Алексей Дюмин #ОПК

Алексей Дюмин: «У рабочей группы по промышленности, безусловно, есть и оппоненты. Есть целенаправленно действующие группы лоббистов, которые преследуют далеко не государственные цели. И мы их знаем в лицо».  

В России обсуждают комплексный проект перевода военных заводов на гражданские рельсы. В Правительстве и Государственной Думе прошел цикл мероприятий, инициированных Союзом машиностроителей России и Комиссией ГД по правовому обеспечению развития организаций ОПК РФ. Пакет предложений, подготовленный промышленниками в погонах, уже вызвал острую реакцию у адептов либерально-рыночного курса российской экономики.

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин, который возглавляет рабочую группу Государственного совета РФ по направлению «Промышленность», раскрыл суть предлагаемых поправок. Это действительно революция для внутреннего рынка, рецепт прорыва, о котором на протяжении уже пяти лет говорит Президент.

По словам Дюмина, есть определенный перечень продуктов, с которыми оборонный комплекс может выйти в гражданский рынок. Этот перечень постоянно пополняется и согласовывается на федеральном уровне, чтобы предприятия могли на него ориентироваться. Чем быстрее удастся выяснить эти потребности национальной экономики по отраслям, тем проще будет перестроиться предприятиям на производство конкурентоспособной продукции, отвечающей высоким техническим требованиям.

– Мы выработали конкретные предложения. Важно, что они формировались не только в кабинетах федеральных министерств, а непосредственно «в поле», – сообщил губернатор самого «военизированного» (в промышленном смысле) региона РФ. – На предприятиях мы устраивали мозговые штурмы, проводили совещания ведущих конструкторов, инженеров, анализировали в контексте закупочной системы проблемы промышленности. И мы понимаем, что некоторые предложения вызовут резонанс. И не только по линии финансовых регуляторов (Центрального банка и Минфина), а также профильных министерств и ведомств. Многие из них идут вразрез с действующей экономической моделью! Мы к острой дискуссии готовы. Еще раз подчеркну, что наши предложения – это не личные соображения отдельных представителей власти, а консолидированный запрос от регионов РФ.

Всего, по словам Дюмина, было проработано более 2 тыс. предложений. Они прошли несколько этапов обработки. Союз машиностроителей России и Лига содействия оборонных предприятий работали в качестве аналитических центров, которые собирали данные от промышленников. Итогом работы стал свод, в который вошло 21 предложение. Перечислим самые интересные из них.

·         Льготное заемное финансирование проектов развития продуктового портфеля, в том числе НИОКР и проекты по цифровизации предприятий через кредиты банков и займы Фонда развития промышленности с эффективной ставкой 1%.

·         Меры по стимулированию региональных органов власти в сфере промышленности через введение перераспределения в областные бюджеты сверхнормативного прироста НДС – на реализацию программы развития местной промышленности. В данном пункте речь идет фактически о реформе межбюджетного финансирования.

·         Система поддержки профессиональных кадров для промышленности. Предлагается частично компенсировать промышленным компаниям расходы на стимуляцию деятельности базовых кафедр, лабораторий в региональных учебных центрах, вузах, техникумах и колледжах. Речь идет и о создании новых учебных структур.

·         Скорректировать механизмы предоставления инвестиционных налоговых вычетов по налогам на прибыль.

·         Декриминализация экономической деятельности. Замена «лишения свободы» в качестве наказания за экономические преступления на штрафы, кратные размеру нанесенного ущерба.

·         Предоставить госзаказчикам право заключать контракты с предприятиями ОПК на поставку продукции и оказание услуг без конкурса. Внести корректировки во внутренние инструкции ЦБ РФ, которые определяют резервы и льготы и коэффициенты для стимулирования предприятий.

·         Обеспечить дополнительное финансирование Фонда развития промышленности на сумму, необходимую для того, чтобы оборонные предприятия могли реализовывать гражданские проекты.

·         Стимулировать создание государственно-частных партнерств. Это потребует внесения изменений в Закон об управлении.

Практика показала, что есть целый пласт предприятий, которые выполняют только работы по ОПК. А циклы перехода на производство новых видов продукции могут занимать более 10 лет. Такие предприятия предлагается изъять из периметра программ по диверсификации. Более того, по признанию экспертного сообщества, большинство предприятий ОПК (более чем 50% оборонки) так и не научились работать в открытом рынке.

– Если перед ними ставится задача по производству гражданской продукции, то их надо сопровождать, – уверен Алексей Дюмин. – Возможно, в виде государственного заказа на новую продукцию. Национальные проекты должны стать инструментом такого «управляемого госзаказа». Предложение об установлении квот – это давно назревшая мера, которая станет локомотивом всей российской промышленности.

По просьбе «Цифровых Закупок» Алексей Дюмин ответил на несколько острых вопросов о диверсификации ОПК:

– Как скажется на оборонно-промышленном комплексе заявленная Правительством ликвидация унитарных предприятий? Сегодня происходит трансформация некоторых оборонных предприятий в акционерные общества. Зачем это делается?

– Сегодня многие оборонные предприятия начали работать в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Помимо того, что это поможет осваивать гражданский рынок, это конкретная задача, которую поставили Президент и Правительство. Идея в том, чтобы перенести часть финансовой нагрузки, которая лежит на предприятиях, с федерального бюджета. На рынке есть крупные игроки, которые в рамках федерального законодательства входят в оборонный сектор и готовы в него инвестировать. Частные инвестиции здесь пересекаются с государственными. При этом частный инвестор задействует узкопрофильные сегменты оборонного производства, в продукции которых может быть действительно заинтересован рынок, и помогает предприятию адаптироваться к условиям гражданского рынка.

– Сегодня отраслевики жалуются, что генеральные конструкторы в результате смены формы собственности отстраняются от принятия решений. Происходит девальвация института главных и генеральных конструкторов. Прокомментируйте эту ситуацию.

– Это не так. Это ложная информация. Предприятие не сможет быть коммерчески успешным, если при этом ломается его структура. Если человек с пакетом инвестиций желает войти в предприятие и отстраняет от деятельности команду конструкторов, инженеров, которые ведут отрасль, – это крах, это путь в никуда.

Автор Андрей Троянский

20 февраля 2020, 17:45
548
Теги: #Алексей Дюмин #ОПК
Ещё по данной теме