Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Без российской системы стандартов даже нефть не добыть из земли

Импортозамещение в ТЭК дается с трудом и требует нормативных реформ
Без российской системы стандартов даже нефть не добыть из земли
Теги: #диверсификация #Импортозависимость #Импортозамещение #ОПК #ТЭК

Российский ТЭК может уйти от импортной зависимости только через оборонку. Но корпорации сопротивляются навязанному сотрудничеству с ОПК и предпочитают оставаться на импортной игле даже в условиях санкций. Почему это происходит и как это преодолеть?

К этому располагает сама конъюнктура сложившихся экономических отношений. Устройство финансовой системы, правила закупок и недостроенный 223-ФЗ, в котором напрочь отсутствуют рамочные условия использования отечественной продукции и приоритеты для российского оборудования. Антибиотиком для любых поползновений импортозамещения является «наше» патентное право и законодательство об интеллектуальной собственности, которого попросту не существует в природе. Вместо него есть технологическая диктатура транснациональных компаний, защищающая их технические данные и подавляющая российские НИОКРы.

Абсолютно неприемлемой, с точки зрения здравого смысла, остается сертификация промышленной продукции по стандартам ВТО. Почему это продолжается до сих пор, когда страна ведет санкционную войну, а об российских заказчиков импортного оборудования и комплектующих в ТЭКе (и не только) буквально вытерли ноги? (Имеются случаи отказов поставки даже оплаченного оборудования без возврата денежных средств…)

Чтобы сертифицировать продукцию по российским стандартам, по факту, требуется пройти несколько кругов ада. Поэтому с этим процессом не хотят связываться ни промышленники, ни, тем более, представители среднего бизнеса. Например, об этой проблеме еще апреле на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» сообщали представители Корпорации Тактическое ракетное вооружение. Речь шла о сертификации продукции двойного назначения радарного типа. А воз и ныне там. Проблема сертификации не решена. Нет единой, понятной для всех системы, с четкими правовыми механизмами, с иерархией сертифицирующих организаций, с их определенным статусом и функциями. Не говоря уже о статусе технических требований. Государство до сих пор не определилось, кто предъявляет эти самые технические требования? Кто этот субъект: Правительство РФ? Минпромторг? Минэк? Или, может быть, на худой конец, отраслевые подведы типа Минтранса, Минэнерго, со своей спецификой…  Или, еще хуже – сами производители, их сферические консорциумы, состоящие частично из корпораций, частично из унитарных предприятий, и частного бизнеса) – такой добровольный «сам себе режиссер» предполагалось строить до начала СВО, когда стандартизацию хотя бы в каком-нибудь более менее рабочем варианте пыталось организовать Правительство России под началом предыдущего вице-премьера Юрия Борисова. Теперь не пытается организовать никто. А надо бы это сделать еще позавчера…

В стране, которая сражается за свой технологический суверенитет (теперь уже официально), до сих пор нет единой системы обязательных промышленных стандартов. Кто-нибудь объяснит, как можно добиться технологического суверенитета, работая по чужим техническим стандартам?

Ничтожными с точки зрения капитализации для столь серьезных задач являются и предусмотренные государственные программы поддержки импортозамещения. 20 млрд рублей от Фонда поддержки промышленности на импортозамещающие программы – это очень мало   для отечественного индустриального сектора. Даже если использовать их на нужды импортозамещения; разработку и серийный выпуск критически востребованных комплектующих с максимальным КПД, – то все равно это копейки от реально востребованных масштабов.

Крайне остро проблема стоит в нефтегазовом секторе, особенно учитывая тот факт, что это основная доходная статья бюджета. К примеру, в нефтедобыче порядка 50% внутреннего рынка занимает импортная арматура. Это изделия со сложными параметрами, часть из них не производится в России.

Процитируем любопытный фрагмент из интервью гендиректора компании «Пензтяжпромарматура» (ПТПА) Александра Чернышева:

– Финансовая политика наших банков была такова, что они даже крупным нефтяным и химическим компаниям могли дать деньги только под высокий процент и только на короткий срок. В связи с этим компании ушли к иностранным EPC-подрядчикам, которые помимо поставок технологии, оборудования и шеф-монтажа обеспечивали им длинное и дешевое финансирование. Понятно, что EPC-компании использовали при реализации проектов иностранное оборудование и комплектующие. Деньги немецкие — значит, продукт должен быть немецкий. Деньги американские — значит, продукт должен быть американский. А чтобы российский производитель мог заменить иностранного, нужно было пройти в каждой компании квалификацию на работоспособность изделия, провести опытную эксплуатацию, поставить пробную партию, согласовать условия поставки и так далее.

Теперь ситуация начинает меняться под воздействием внешних факторов. Корпорации вынуждены идти на контакт и на контракт с оборонным комплексом. У кого-то уже есть  на запасных путях полезные наработки. Из стола достают перспективные схемы сотрудничества.

ПАО «Газпром» выстраивает систему взаимодействия с предприятиями ОПК уже порядка шести лет. Есть конструктивные пример совместной работы Газпрома и Концерна «Алмаз-Антей», доведенный до практического серийного применения. Это разработка подводного добычного комплекса. Обращает на себя внимание тот факт, что добиться производственной кооперации такого уровня по правилам конкурсного отбора и открытых технических заданий невозможно. Эту кооперацию нужно организовать, спроектировать на министерском уровне под заказ с заранее известными техническими параметрами и под гарантии государства, желательно с субсидированием НИОКР (самая рискованная часть инвестиций) и льготным кредитованием проекта. Это государственное планирование в чистом виде. Никакой рынок со свободной конкуренцией такую задачу не решит ни при каком раскладе. Требуется предварительная договоренность заказчика и потенциального разработчика (поставщика) с раскрытием части данных о технологических процессах.

Так, в рамках сотрудничества с Концерном «Алмаз-Антей» Газпром организовал несколько выездов на месторождения для того, чтобы дать партнерам понять тонкости работы ТЭК, после этого начали формироваться правила технических заданий.

Еще один пример взаимодействия ТЭК с оборонным комплексом демонстрирует Транснефть, которой за 2021 и первое полугодие 2022 года: порядка 40 предприятий ОПК поставили продукции широкого профиля на сумму более 2 млрд рублей.

  • Среди поставленного насосное, энергетическое и технологическое оборудование для резервуарного хранения нефти, специальная транспортная техника.

Компания предоставила доступ к образцам оборудования, которые могли бы производить предприятия ОПК с улучшенными характеристиками. Также были организованы предварительные встречи на производстве для согласования нюансов техзаданий.

Транснефть совместно госкорпорацией «Роскосмос» планирует запуск совместного производства плоскосворачиваемых рукавов. Это импортозамещающая продукция. Кроме того, Роскосмос участвует в разработке и производстве взрывозащищенных систем питания для диагностических приборов. Для импортозамещения запорно-регулирующей арматуры решили привлечь военные ресурсы Росатома. Кроме того, мирный атом помогает информационными технологиями. Транснефть апробирует созданный Росатомом программный комплекс для проведения гидравлических, мощностных расчетов.

Как видно из примеров – ключевой точкой пересечения интересов заказчика и поставщика в целях промышленной кооперации является техническое задание. Процедура и методика составления ТЗ выходит на первый план. По этой причине необходимо обязательное привлечение контрольных и научных ресурсов государства к составлению ТЗ, к регламентации ТЗ.

Ну, и наконец, все проблемы естественным образом возвращаются на круги своя, то есть – к требованиям адекватной промышленной стандартизации, о которых мы писали выше. О том, что без понятной системы стандартов не будет и понятных ТЗ, детально говорили на  полях форума «Армия-2022» в рамках специальной дискуссии между представителями ТЭК и ОПК.

Виктор Шарохин, гендиректор ООО «Газпром 335», считает, что решением для проблемы с ТЗ может стать развитие стандартизации:

–  Стандартизации в последние годы не уделялось достаточно внимания, но сейчас тренд меняется и есть предпосылки к положительным изменениям. Корректная нормативная документация повысит и качество ТЗ. Если посмотреть на ТЗ западных компаний, можно увидеть, что они представляют собой своего рода набор перекрестных ссылок на нормативные акты, что дает предприятиям исчерпывающее объяснение того, что требуется.

Автор: Андрей Троянский

27 октября 2022, 18:28
487
Теги: #диверсификация #Импортозависимость #Импортозамещение #ОПК #ТЭК

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.