Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Концептуальные идеи развития офсетной практики, собранные Академией Контрактных Отношений

Презентация законодательных инициатив по офсетам
Концептуальные идеи развития офсетной практики, собранные Академией Контрактных Отношений
Теги: #Офсетные контракты

Договоры со встречными инвестиционными обязательствами – практика, актуальная как для государственного, так и для корпоративного заказа.

При этом, 223 Федеральным законом подобная конструкция в явном виде не предусмотрена. Минфин России несколько раз давал пояснения, что в закупках корпораций разрешается все, что не запрещено. Заказчику главное прописать механизм офсетного договора в положении о закупке. В практике российских корпораций уже есть «пантеон» успешно заключенных и реализованных офсетных проектов, которые часто приводят в пример эффективной экономической деятельности, такие контракты считаются эталоном поддержки и доращивания малого и среднего бизнеса. Но в масштабах страны их очень мало.

Академией Контрактных Отношений были собраны и верифицированы все предложения экспертного сообщества по офсетным контрактам за два года. Презентацию можно скачать по ссылке.

Павел Лисин, руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений»:

– Мы начали их формулировать еще на предыдущем, ХIХ Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», добавили все, что появилось в последнее время. Москва является абсолютным лидером, как в количестве заключенных офсетных контрактов по 44-ФЗ, так и в качестве их исполнения. Можно даже грубо сказать, что все офсетные контракты страны заключаются при участии Москвы, кроме некоторых экспериментов в регионах.

Концептуальные идеи развития офсетной практики, собранные Академией

1. Ввести возможность корректировки цены офсетного контракта (договора) в процессе его исполнения. Заинтересованные в теме эксперты постоянно говорят о рисках: заказчика, поставщика, инвестора в контракте со встречными обязательствами. У каждой стороны эти риски свои, но точкой их пересечения является вопрос: «что будет с ценой по мере исполнения офсетного контракта?». Особенно учитывая тот факт, что он заключается на десять лет. В объективных экономических условиях цена с большой вероятностью будет расти. При этом твердая цена (зафиксированная в контракте) зачастую изначально не дает возможности инвестору втягиваться в процесс.

– Потому, что инвестор понимает, что через определенное время даже при привлекательной нынешней цене для него такой контракт станет убыточным в долгосрочной перспективе. Учитывая себестоимость сырья, комплектующих, финансового обеспечения, тарифов на энергоснабжение и других меняющихся факторов.

В АКО полагают, что есть решение в виде внесение изменений в постановление правительства: добавить те случаи, когда можно менять цену офсетного контракта в процессе исполнения.

Москва в своей офсетной практике для смягчения условий использует «формулу цены», привязывает ценообразование к индикаторам инфляции, но это эксперимент заказчика на свой страх и риск. – Конечно же все хотят, и Москва хочет, чтобы это было зафиксировано, все-таки в нормативно правовых актах. Чтобы эта история была нормально легализована, и заказчик мог ориентироваться на объективные изменения рынка.

Во-вторых, особенности обоснования начальной максимальной цены контракта. Когда речь идет о несуществующем товаре (а чаще всего офсетный договор – это договор на поставку будущей вещи).

– Офсетный контракт имеет такую особенность, что не просто нет товара, а даже еще может не быть самого производства. Ведь сам механизм подразумевает реконструкцию, модернизацию или создание производства. Допустим модернизация – это наличие некой устаревшей линии, куда вкладывают деньги. Если это голое поле – то цех надо строить с нуля. Только потом производить. А прежде – выводить на рынок, проходить сертификационные процедуры…  Резонный вопрос: как обосновывать НМЦК абстрактной будущей вещи? Возможно, имеет смысл определить методику по обоснованию начальной цены для такой формы отношений как офсетные договоры, – предложил Павел Лисин.

3. Возможность не использования перечней товаров, которые производятся учреждениями уголовно-исполнительной системы и организациями инвалидов.

4. Пересмотр конкурсной природы поставщика.

– Возможно, это тема немного провокационная. Но, условно, мы же с вами прекрасно понимаем, как происходит процесс. Сначала (год, полтора, два) идут переговоры с будущим инвестором, находится тот, кто готов вложить деньги. Лишь после этого объявляется конкурс (в надежде, что, авось выйдет еще кто-нибудь, кто тоже готов это исполнить за более низкие деньги. Сама по себе эта конструкция кажется странной для офсетного договора. Реальная практика показывает, что в подавляющем большинстве офсетных контрактов фиксируется либо единственный участник, либо (максимум) двое. В основном, такие договоры заключаются с тем, кто единственный подал заявку. Это не инсайдерские данные – а объективные показатели ЕИС. Не критики ради: а чтобы убрать абсурдную логику регулирования, давайте предусмотрим в законодательстве иной способ выбора поставщика. Например «конкурентные переговоры». Прежде существовала подобная процедура. Или еще один проверенный инструмент из прошлого – «двухэтапный конкурс».

По словам эксперта, важно каким-то образом легализовать сам процесс переговоров в офсетном контракте. Переговоры, на базе которых можно делать вывод: кто из «соискателей» предлагает.  лучшие условия. Вся процессуальная часть при современных технологиях может быть оцифрована, запротоколирована под видеозапись.

5. Право заказчика предусмотреть обеспечение исполнения контракта ежегодно.

Законопроектная инициатива Москвы – реформировать механизм предоставления банковских гарантий в офсетных контрактах. Банковская система отказывается участвовать в проектах с десятилетним горизонтом планирования, поскольку принимает решения в одной плоскости: суммируя все риски.

– Банки говорят не дадим, а там надо заключать контракт. Тупиковая история. Поэтому и родилась эта законопроектная инициатива: давайте каждый год оформлять новую независимую гарантию. Вроде бы не самая дорогая история, на которую согласны кредитные организации.

6. Возможность определять несколько заказчиков при осуществлении совместной межрегиональной закупки.

Первые межсубъектовые офсетные контракты в России уже появились. Причем они нацелены на новые отрасли и непривычные объекты закупки: Между Москвой и Республикой Карелия (на поставки щебня), между Москвой и Владимирской областью (на присадку для дорожного покрытия), между Москвой и Оренбургской областью (на тюльпаны для высаживания в клумбах).

Была также попытка на достаточно зрелом уровне на поставки питания (между Москвой и Владимирской областью). Между столицей и Тверской областью – на мебель.

Почему застрельщиком большинства офсетов выступает столица? – Потому, что мегаполис имеет систему четко нормированных потребностей.

– У некоторых регионов офсетный контракт не получается не потому что заказчики не хотят (*и губернатор готов), а по причине нехватки объемов на уровне субъекта. С тем, чтобы инвестору было выгодно участвовать в проектах, – пояснил Павел Лисин.

В статистике Москвы по офсетам, в частности, сообщается, что на каждый вложенный инвестором рубль город готов выкупать продукцию на шесть рублей. Многим регионам такой расклад будет не под силу. В этом смысле межрегиональные офсетные контракты рассматриваются как полезный способ консолидации потребностей. Это повысит мотивацию сторон, рискующих вложенным капиталом. Решением проблемы является консолидация потребностей нескольких заказчиков в одном ТЗ.

7. Снизить минимальный объем инвестиций в межрегиональных офсетах до 100 млн рублей.

Чтобы расклад был таким же, как и для одного субъекта РФ. 400 млн. предусмотренных в качестве порога на вход – это много для инвесторов. Многие из них опасаются, что не отобьют свои средства и просят снизить планку.

8. Определять максимальное количество товаров, которые могут быть ежегодно закуплены у единственного поставщика другими заказчиками субъекта.

– Говорят, что офсетный контракт – это косвенная угроза конкуренции. Такие предостережения мы слышим со стороны ФАС России. Однако на есть контр-аргумент в виде значительной экономии: даже один участник значительно снижает цену, причем экономия составляет миллиарды (а не сотни тысяч рублей). Экономия в процентах небольшая, а в рублях приличная.

Как вариант, такому единственному поставщику в офсетном контракте можно выставить ограничение на сбыт в пределах не более 30%. Условно, если кому-то из заказчиков требуется купить в Москве луковицы тюльпанов, он может приобрести у единственного поставщика не более 30% товара от своей потребности. А оставшиеся 70% – пусть закупает иными конкурентными способами.

9. Специальная программа по теме подготовки заключения и исполнения офсетных контрактов.

На ХХ Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» между Академией Контрактных Отношений и Ассоциацией производителей социального питания было подписано соглашение на разработку методических материалов офсетной контрактации. При этом отраслевой акцент делается именно на общепит, к работе привлекаются профильные организации, которые специализируются в этой отрасли.

10. Наделить какой-нибудь орган власти полномочиями по координации процессов заключения офсетных контрактов (в части определения и согласования предметов офсетных контрактов).

В первую очередь, на роль такого координирующего ведомства напрашивается Минпромторг России. Важно, чтобы центром синтеза и распределения офсетной нагрузки занимался институт, знающий все возможности российской промышленности.

– Важно, чтобы кто-то брал на себя функцию сказать субъекту федерации, что да, вот это подходит как предмет закупки для будущего офсетного контракта. Академия несколько лет ведет методическую работу в регионах. Многие признают, что офсеты – перспективный механизм, «но мы боимся без разрешения сверху». Пусть нам скажут, что точно можно определенную номенклатуру товара закупить, и мы начнем общение с потенциальным инвестором. Опасения объяснимы: контракт ведь заключается на десятилетний период. А за это время многое меняется: в том числе и руководство, которое принимает решение о том, что контракт нужен. Любой инвестор хочет гарантий, что он эти десять лет проработает, – объяснил Павел Лисин.

По наблюдениям эксперта, даже лаг в два года (*на ввод в эксплуатацию производственного объекта) отпугивает инвестора. За истекший срок продукция может внезапно оказаться невостребованной заказчиком.

– А в контрактах (в том числе в офсетных) прописана фраза, что если заказчику больше не нужна продукция, то он снимает с себя все обязательства по ее выкупу. Представляете себе, с такой формулировкой кто пойдет на вложение от ста миллионов рублей в производство? Мы анализировали этот важный аспект. Очень многие из тех, кто является держателями офсетных контрактов относятся к медицинской сфере. Т.е. специализируются на продукции, которую можно реализовать на коммерческом рынке (*в том числе). Условно, если не удалось реализовывать продукцию в рамках офсетного контракта, то оно может быть расторгнут по соглашению сторон, а эта же продукция будет реализована иными (в т.ч. коммерческими способами).

11. Предусмотреть возможность заключения офсетных договоров в рамках 223-ФЗ.

Практика есть, однако  правила игры и «руководство по эксплуатации» будет не лишним закрепить в нормативной базе.

Перечисленные предложения экспертного сообщества вынесены на публичное обсуждение и включены в Резолюцию ХХ Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

22 июня 2025, 23:36
253
Теги: #Офсетные контракты

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.