18 марта 2020 года сетевое издание «Цифровые Закупки», ориентируясь на актуальность и высокую важность в текущем моменте проблемы закупок у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, разъясняло порядок заключения контракта по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В статье мы обозначили 10 ключевых аспектов или, как мы их условно назвали «заповедей», которые должны в ближайшее время стать памяткой для каждого заказчика, осуществляющего закупки для ликвидации и предупреждения распространения коронавируса.
Однако к нам поступают вопросы от наших подписчиков, ответами на которые, мы делимся с вами.
Вопрос:
Коллеги, ваше мнение, имеются ли особенности обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по сравнению с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта? Или никакой разницы нет?
Но ведь НМЦК – это стартовая цена торгов. Торги организуются заказчиком для нахождения самой выгодной, то есть, минимальной цены и предполагают снижение итоговой цены торгов относительно НМЦК. При этом, НМЦК должна быть привлекательной (т.е., достаточно высокой), чтобы заинтересовать в торгах большое количество участников. А ЦКЕП не предполагает никакого снижения, соответственно, и устанавливать ее в целях экономности нужно на уровне нижнего предела рыночных цен. Поэтому, считаю, НМЦК и ЦКЕП определяются, хотя одними и теми же методами, но по-разному.
Ответ эксперта:
В соответствии с нормами, регламентируемыми ч. 4 ст. 93 44-ФЗ «При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта».
Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, является обязанностью заказчика, при заключении договора с единственным поставщиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. При этом от обычных, планируемых закупок, не отличается. Особенностей для обоснования НМЦК в вышеуказанных целях, законодатель не устанавливает.
Методы обоснования НМЦК определены ст. 22 44-ФЗ, методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги определены Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Одновременно с этим, следует обратить внимание на специфику закупки по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, которая, следуя самому принципу закупки по вышеуказанному пункту, предусматривает СРОЧНОСТЬ.
Второе на что совершенно справедливо обратил внимание наш читатель в своем вопросе, обоснование цены контракта для конкурентной закупки и для закупки у единственного поставщика отличаются в части применения.
К примеру, расчет НМЦК на основании Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) определяется по формуле:
где:
– НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
v – количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n – количество значений, используемых в расчете;
i – номер источника ценовой информации;
– – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 Рекомендаций.
Очевидно, что в данном случае используется принцип расчета «по среднему», т.к. предполагается конкурентная процедура, которая, в свою очередь, предусматривает снижение цены контракта в процессе торгов.
Что касается закупки у единственного поставщика, в частности на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, очевидно, что снижения цены не предполагается. Учитывая один из принципов Закона о контрактной системе, рациональность использования бюджетных средств, очевидно, что контракт с единственным поставщиком заключается по наименьшей, предложенной в процессе обоснования, цене.
Комментариев пока нет