Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Индустриальная автономия в медицине – вести с полей

Консорциум «Медицинская техника» стал главным орудием в отвоевании внутреннего рынка РФ
Индустриальная автономия в медицине – вести с полей
Теги: #Индустриализация #Медтехника #технологический суверенитет

Пандемия коронавируса отчетливо показала, что использование в здравоохранении преимущественно импортного оборудования – это угроза национальной безопасности. На первом витке эпидемии Россия, как и некоторые другие страны, столкнулась с большими трудностями при закупке за рубежом медикаментов и необходимых медицинских изделий. Стал очевиден и тот факт, что их «отверточное» производство из иностранных комплектующих тоже невозможно оперативно наладить на своей территории. Значит, единственной гарантией эффективного и равно доступного для всех граждан здравоохранения, является наличие в стране собственной автономной медицинской индустрии по всем критическим направлениям от медтехники до фармацевтики.

На текущий момент Российская Федерация безнадежно далека от такой автономии: сегодня 80% медицинских изделий завозится из-за рубежа. Такие неутешительные данные были озвучены на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в марте 2021 года. 

–  Конечно, для разных сегментов медицинской техники эта цифра разная. Однако в целом мы понимаем, что более 80% средств мы отправляем за рубеж, – отметил председатель Правления АНО «Консорциум «Медицинская техника» Иван Ожгихин. – И даже те изделия, что производятся в России, практически на 40% (а кое-где и больше) состоят из комплектующих зарубежного производства. Это риски для нашего здравоохранения. Во-первых, тяжело прогнозировать закупки в рублевой зоне. Во-вторых, невозможно гарантировать, что при закрытии границ или внезапном увеличении потребности наших зарубежных партнеров (а там тоже происходят постоянные итерации, слияния, поглощения, меняется ландшафт на мировом рынке) они поставят нам все необходимое в приоритетном порядке.

По словам эксперта, индустриальная автономия в медицине обеспечит стране не только безопасность, но и ощутимую экономическую выгоду. Вернуть себе внутренний рынок реально до 2030 года, если эффективно задействовать технологические возможности российских предприятий оборонно-промышленного комплекса, и мотивировать частный бизнес к участию в совместных проектах. Именно ради этого на стыке крупнейших госкорпораций и предприятий ОПК был создан консорциум «Медицинская техника», курируемый Минпромторгом. Его приоритетная задача – свести производителей готовых медицинских изделий с производителями высокоточной электроники и частными инвесторами.

Проектирование востребованных продуктов

Согласно аналитическим прогнозам консорциума, если 80% медизделий будет производиться в России, то появится как минимум, сто с лишним тысяч дополнительных рабочих мест и не менее 60 миллиардов в год дополнительных налоговых поступлений, которые могут быть реинвестированы на нужды здравоохранения. Кроме того, есть данные о том, что порядка 30% медицинских изделий, которые сегодня массово закупаются из-за рубежа, на самом деле уже производятся в Российской Федерации. Отечественная продукция банально лишена доступа на внутренний рынок. Создание консорциума – это серьезный стратегический административный прорыв: по сути, в стране появился надведомственный отраслевой орган, который может заниматься проектированием и конструированием новых технологических цепочек, их адаптацией к условиям реальной экономики.

– Мы анализируем, какие изделия на российском рынке не производятся, либо собираются с использованием преимущественно иностранных компонентов, и размещаем заказы, помогаем организовывать сложные кооперационные проекты, – пояснил Иван Ожгихин на форуме ГОСЗАКАЗ.

Один из примеров – организация производства, оборудования и расходных материалов для службы крови, рынок которой в Российской Федерации оценивается в 4 миллиарда в год.

Причем, практически полностью он сегодня ориентирован на зарубежные поставки. “Медицинская техника” объединила  производителей отдельных комплектующих, выделив тех, кто готов взять на себя локализацию готового изделия и расходных материалов. 9 предприятий абсолютно из разных сегментов (в их числе и частный бизнес, и предприятия крупных корпораций) объединились в единую  производственную цепочку. Уже в 2021 году новейшее оборудование будет направлено на регистрацию. Ведущим якорным заказчиком по данной номенклатуре выступает российский научно-исследовательский центр Институт гематологии и трансфузиологии Федерального медико-биологического агентства.

Структура консорциума позволяет еще на этапе разработки и формирования технического задания, определять те параметры продукции, которые действительно востребованы медицинским сообществом, чтобы прибор не уступал импортным. В прошлом году Минпромторг оказывал поддержку проектам консорциума в виде субсидий. Эта политика оказалась сверхпродуктивной.

– Мы рассчитываем, что в ближайшее время практически все базовое оборудование, которое находится в здравоохранении, за исключением, разве что, самых высокотехнологичных и сложных изделий, в пределах 20% от объема рынка, будет производиться в Российской Федерации, – подчеркнул председатель Правления консорциума «Медицинская техника».

Почему не работают законы о защите национальных производителей?

Нельзя не заметить, что продукция иностранных компаний «держит» медицинский рынок далеко не только благодаря честной конкуренции. Налицо откровенное лоббирование на разных уровнях, вплоть до прямых сговоров с чиновниками, иностранные партнеры также не брезгуют демпингом, валютными махинациями. На фоне слаженной работы транснациональных корпораций, средства защиты российских производителей, предусмотренные действующим законодательством, выглядят неубедительно.

Сегодня в помощь российским промышленникам принято 102 постановление, которое определяет ограничение допуска видов медицинских иностранных государств, «третий лишний». 878 постановление, определяет преференции на торгах в виде 15% дополнительной стоимости. Основные надежды производителей связаны с национальными квотами, действие которых регламентируется постановлениями 20.13, 20.14 о минимальной доле закупок товаров российского происхождения.

При этом, есть большое количество причин, по которым перечисленные инструменты полностью не работают, либо работают неэффективно. 102 и 878 постановления базируются на принципе – «третий лишний». Есть необходимость наличия двух производителей в Российской Федерации или странах ЕС с практически совпадающей линейкой производства. А национальные квоты на закупку высокотехнологичной продукции российского происхождения  до сих пор не обеспечены единым понятным и безотказным механизмом исполнения, обладающим однозначной трактовкой.

– Многие регионы сегодня хотели бы работать по квотам. Однако они заявляют, что не понимают, как применять этот механизм, – пояснил Иван Ожгихин. – Почему не работают вышеперечисленные постановления? Первое, у нас отсутствует четкая отлаженная система требований к описанию предмета закупки. Мы видим многократно, что существующий КТРУ позволяет заказчикам формировать техническое задание с указанием характеристик, не учитывающих существующее российское оборудование. То есть, если это «заточки» под конкретного иностранного производителя, бороться с этим достаточно тяжело. Плюс сама система КТРУ, которая с одной стороны позволяет прописывать дополнительные характеристики, а с другой – в основе имеет достаточно ограниченный перечень характеристик… Эта система не позволяет прогнозировать, что именно будет закуплено. Это показала практика прошлого года при закупке простейших приборов – электрокардиографов. В Российской Федерации отечественных производителей такого оборудования десятки. В КТРУ указаны всего 4 базовые характеристики. Однако, фактически, при закупках было применено более 16 характеристик: не в пользу отечественного поставщика. Таким образом, КТРУ вместо того чтобы быть инструментом для описания предмета закупки, у нас оказывается всего лишь средством для учета наименования закупаемого изделия, – пояснил эксперт.

Стандартизация возвращается

При отказе от советских ГОСТов страна, в принципе, ушла от стандартизации медицинских изделий. А это значит, что требования, которые сегодня прописаны в технических условиях, – по сути, являются частной инициативой производителя. Не удивительно, что чаще всего они берутся из зарубежных аналогов.

На форуме ГОСЗАКАЗ консорциум «Медицинская техника» выступил за последовательное возвращение к стандартизации медицинских изделий.  Это позволит использовать внятные законодательно утвержденные требования к оборудованию. Таким образом, стандарты станут основой для формирования технической документации на закупках. Соответствующая программа на 2020—2025 год уже утверждена Минпромторгом. Члены консорциума активно участвуют в ее доработке.

Также представители промышленного цеха предлагают детализировать механизм квотирования. Пока постановление правительства, определяющее минимальную долю закупок медтехники и медицинских изделий у отечественных поставщиков, носит общий рекомендательный характер. Чтобы  механизм заработал и действительно стал обязательным, необходимо создать более полный реестр продукции, опираясь на который заказчик мог бы формировать техническое задание. Обязательство ссылаться на реестр в ТЗ должно быть прописано в законе.

Еще одна существенная уязвимость – это отсутствие достоверного механизма подтверждения страны происхождения товара (Россия или ЕЭС) непосредственно в конкурсной документации. Без вышеуказанных требований выполнение национальных квот превращается в профанацию.

Стандартный аргумент противников политики импортозамещения – это якобы нестабильное качество российской продукции. Однако учитывая особенно жесткие меры контроля и регулирования, которые характерны для медицинской отрасли, есть основания считать эту претензию высосанной из пальца. Сегодня любая продукция, выходящая на российский рынок, проходит максимальный объем испытаний на этапе регистрации. Также осуществляется контроль Росздравнадзора и на этапе ее использования. Таким образом, если продукция прошла регистрацию в РФ, то можно не сомневаться, что она полностью соответствует требованиям по эффективности и безопасности, позволяет удовлетворить потребности врачебного сообщества.

Более того, утвержденная программа стандартизации медицинских изделий, которая будет внедряться в ближайшей перспективе, не просто конкретизирует мельчайшие требования к медицинским изделиям, но и гарантирует уровень качества, ниже которого совершенно точно поставщик не сможет опускаться. Параллельно будет решаться проблема недостаточного сервиса, хроническая для России.

Сервисная революция и ценовой фактор

Унификация компонентной базы, которая предусмотрена на переходе на отечественное оборудование, несомненно повысит и качество сервисной культуры, станет основой для ее развития, считают эксперты. В Москве уже успешно применяются контракты полного жизненного цикла, которые гарантируют заказчику исполнение любых сервисных функций в течение всего срока эксплуатации.

Со стороны противников национальных квот в закупках регулярно озвучивается опасение, что преференции единственному производителю приведут к росту цен.

– Проанализируем предыдущие 20 лет свободного рынка. У нас цены от года в год наоборот неуклонно растут, – констатирует Иван Ожгихин. – Именно дав возможность производителям планировать свою деятельность на долгосрочный период, мы позволим достичь планового снижения стоимости в долгосрочной перспективе. Особенно если стимулировать не поставки, а сервисное обслуживание.

Исходя из вышесказанного, консорциум “Медицинская техника” выступил на форуме ГОСЗАКАЗ с рядом  конструктивных предложений:

  • Рекомендовать Министерству промышленности и торговли России проработать вопрос о внесении изменений в нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, установляющиеся ограничения на допуск медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок в части применения правила «второй лишний». В случае, если в закупке хотя бы одна заявка с продукцией отечественного производства, при условии наличия документации, подтверждающей отечественное происхождение товаров, и всех необходимых разрешительных документов.
  • Рекомендовать Министерству финансов России проработать вопрос внесения изменений в правила использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства 45, в части установления ограничений на возможность указания заказчиками в документации закупа медицинской техники до потребительских свойств. За исключением функциональных, технических, качественных эксплуатационных характеристик медицинской техники, предусмотренных ГОСТ на данный тип оборудования.
  • Министерству промышленности совместно с Консорциумом медицинская техника разработать реестр отечественных медицинских изделий с указанием технических характеристик как инструмент формирования технических заданий, в целях исполнения, поставленных правительством в 20.13 и 20.14 минимальной доли закупок.

Автор: Андрей Троянский

12 мая 2021, 12:41
523
Теги: #Индустриализация #Медтехника #технологический суверенитет

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.