Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Прогресс от обороны: что движет российской промышленностью

Промсвязьбанк рассказал, как строится финансовый фундамент технологической независимости на V Финансовом форуме «Просто капитал»
Прогресс от обороны: что движет российской промышленностью
Теги: #диверсификация #Импортозамещение #Индустриализация #ПСБ

Разговор об основах и проблемах финансового обеспечения технологического рывка состоялся в ходе сессии «Реализация программ импортозамещения с использованием высокотехнологичной базы организаций ОПК».

В послании Президента России Федеральному собранию ставится амбициозная цель – за шесть лет увеличить в полтора раза производство высокотехнологичной продукции и на две трети увеличить объем несырьевого экспорта. Этого невозможно достигнуть без активного использования военных технологий в гражданских целях. За финансовую сторону диверсификации в нашей стране отвечает «Промсвязьбанк». По итогам прошлого года, ПСБ вошел в четверку ведущих банков РФ. В прошлом году была утверждена новая стратегия участия ПСБ в диверсификации и проектах импортозамещения.

Антон Дроздов, заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк»:

– Подчеркну, что основную часть нашего кредитно-гарантийного портфеля составляют промышленные кредиты и гарантии. 80% всех предприятий ОПК – это наши клиенты. Если говорить о потенциале оборонки, то есть такое суждение, что 70% всей высокотехнологичной продукции страны производятся на оборонных предприятиях. Поручение Президента о диверсификации ОПК мы воспринимаем как возможность для импортозамещения. Наша краткосрочная цель – в два-три раза нарастить портфель по этим проектам.

Уже сейчас многие крупные холдинги задумываются над тем, как задействовать производственные возможности и кадры после окончания СВО. Сейчас открываются возможности: освободились ниши, которые прежде занимали западные компании. Например, в медоборудовании, энергетическом машиностроении, станкостроении, авиапроме и т.д. … К сожалению, многие производственные циклы в гражданском секторе приходится запускать с нуля. ОПК обладает уникальным опытом и кадрами для трансляции такого опыта.

Поэтому политика ПСБ направлена на комплексную сборку любых перспективных проектов диверсификации на своей платформе. С использованием всех существующих возможностей: мер господдержки, программ институтов развития, финансовых и нефинансовых банковских компетенций. У банка есть собственная кадровая программа, направленная на развитие рыночных компетенций оборонных предприятий в сфере закупок и гражданского сбыта.

Конечно, в этом процессе отрасль сталкивается с глубинными системными проблемами. Одна из них – это поздняя реакция на вызовы глобальной экономики, а также расчет на здравомыслие международных партнеров. Никто не ожидал, что они будут действовать даже вопреки собственной рыночной выгоде.

Андрей Клепач, председатель экспертного совета по диверсификации и импортозамещению при Правительственной комиссии, главный экономист ВЭБ РФ:

 – Многочисленные программы и планы импортозамещения у правительства существовали и до 2014 года. Но поскольку все равно оставался доступным импорт,  и по соотношению цена/качество он, зачастую, лучше отечественных образцов, то процесс шел весьма медленно.  С 2022 года ребром встал вопрос уже не просто импортозамещения, а выживания и сохранения производственных цепочек, физической возможности воспроизводить критически значимую продукцию. Первый удар российская экономика выдержала. При отсутствии многих технологических заделов моментально осуществить переход было невозможно, поэтому в 2022—2023 годах мы, скорее замещали западных поставщиков китайскими и азиатскими. Но одновременно форсировалась работа по тем программам, которые начинались давно. Речь идет о длительных процессах в 3-7 лет. По ряду позиций, на мой взгляд, мы находимся в начале пути. По многим  направлениям мы полностью заместить импорт не можем: это нецелесообразно, а где-то и невозможно…

По словам эксперта, в каждом сегменте нужно определить приоритеты: что мы действительно сможем делать самостоятельно, а для чего потребуется обязательное сотрудничество с дружественными и нейтральными странами. Если мы не можем какую-то продукцию импортозаместить, то надо либо признать этот факт и учиться жить без нее (то есть менять конструкцию некоторых изделий). Либо искать способы взаимовыгодного обмена с зарубежными партнерами. Объективным опытом для определения таких приоритетов, исходя из их рыночной рентабельности и перспектив гражданского сбыта, обладают так называемые «опорные банки». В текущих условиях логично выстраивать финансовую инфраструктуру индустриализации и технологического рывка именно через опорные банки. Но с этим есть проблемы.

– Для банков, которые обеспечивают финансирование индустриального сектора, требуются особые меры надзора и поддержки со стороны ЦБ РФ, – считает Андрей Клепач.  – Но такого рода специального подхода, пока не наблюдается.

В числе первостепенных проблем, с которыми сегодня столкнулись и промышленность, и банковская система, в ПСБ назвали высокую процентную ставку:

– Как решать эту проблему? Мерами господдержки, прямым целевым финансированием проектов, участием институтов развития, – говорит Антон Дроздов. – Также нужно создать возможность консолидированного госзаказа. В прошлом году состоялось знаковое событие: Правительство РФ издало два постановления, которыми, по сути, дало возможность утверждения финансовых субсидий на уровень министерств. Таким образом, повышается скорость принятия решений, их гибкость.

Также, по словам зампредседателя ПСБ, требуется дополнительная капитализация институтов развития Фонда развития промышленности (ФРП), Агентства технологического развития, масштабирование Кластерной инвестиционной платформы (нового механизма Минпромторга, предназначенного для льготного кредитования критически важных промышленных проектов). Все это инструменты снижения ставки до приемлемых уровней.

Есть достаточно большое число региональных программ поддержки промышленного бизнеса.

– Такая комплексная финансовая инфраструктура, на мой взгляд, позволит нам снизить негативное влияние ставки, одновременно определив критически важные индустриальные проекты, – полагает Дроздов.

Следующая тема – это расширение возможностей передачи НИОКР от оборонки в гражданский сектор; расшивка и стандартизация таких сценариев. У всех оборонных технологий есть такие пересечения. Промсвязьбанк уделяет этому большое внимание через различные институты, входящие в группу ПСБ: в частности, «Фонд ЭРА», «Фонд прямых инвестиций».

Важнейший вопрос – это настройка производственной кооперации с привлечением бизнес-партнеров:

– Бизнес не очень охотно идет в программы партнерства с предприятиями оборонного комплекса. В основном, ссылаясь на скорость принятия решений, – отмечает Дроздов. – В вертикально интегрированных холдингах это происходит достаточно долго. Поэтому сейчас партнерство строится преимущественно на основании контрактных договоров. Но, как мне кажется, нужен и уже есть поворот в сторону активного сотрудничества в сфере доращивания компаний. Есть удачные примеры того же Концерна «Алмаз-Антей» и других компаний, которые берут готовые разработки и доводят их до ума.

Взаимодействие среднего бизнеса с предприятиями ОПК

Определяющим показателем в условиях конкурентных процедур является стоимость изделия. Когда речь идет о выпуске небольших серий отечественных аналогов запчастей и комплектующих они проигрывают в ценовой конкуренции зарубежным поставщикам при равном или даже более высоком уровне качества. Параллельный импорт из Европы и США выходит дешевле, а тем более, когда конкурировать приходится с поставщиками из Юго-Восточной Азии, где против начинающей российской компании работает еще и мощь большого конвейера.

Для сбыта импортозамещенных изделий и занятия прочных позиций на внутреннем рынке российскому бизнесу явно не хватает преференций в закупках. Такое мнение звучит регулярно в ходе всех последних профессиональных дискуссий, посвященных промышленности.

С точки зрения настроек национальной закупочной системы, формулы для поддержки отечественных производителей есть, но их тотальное применение ограничено.

– Если продукт российский, то для него есть зазор в 30% от цены, обеспечивающий приоритет перед импортным аналогом. Эта мера  распространяется на заказчиков, осуществляющих закупки по 44-ФЗ. Но, во-первых, есть компании, которые не пользуются этим законом, и работают в режиме единственного поставщика. В формате параллельного импорта они создают специальные структуры, которые находятся внутри компании. А такие закупки не подпадают под общие правила регулирования, – отметил Антон Дроздов.

Поэтому даже в условиях санкций закупка импортной продукции или комплектующих может оказаться более выгодной для российского заказчика. Зампредседателя ПСБ предложил разбираться с такими случаями предметно: анализировать их на уровне Экспертного совета по диверсификации и импортозамещению при Правительственной комиссии, вырабатывая точечные решения и рекомендации.

Национальный режим не распространяется на 223-ФЗ и на коммерческие механизмы закупок. Инициатива применять преференции для российских производителей при закупках в корпоративном секторе озвучивалась со стороны Министерства промышленности и торговли на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в прошлом году. За это время Минфином и Минпромторгом была проделана обширная работа, подготовлен законопроект, который сейчас находится на доработке в высокой стадии готовности.

Обсудить проблемы финансового обеспечения русской индустриализации в контексте закупочной системы можно будет на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая в МВЦ «Крокус Экспо».

Автор: Андрей Троянский

13 марта 2024, 20:12
493
Теги: #диверсификация #Импортозамещение #Индустриализация #ПСБ

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.