Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Ход конем: маркетплейсам прописывают обязательную маркировку

«Подвальчик» на электронной полке могут прикрыть
Ход конем: маркетплейсам прописывают обязательную маркировку
Теги: #Маркетплейсы #Маркировка #Стандартизация

Новые глубинные течения разворачиваются на треке электронной торговли. Летом в России был с трудом принят рамочный 289-ФЗ (о правилах работы маркетплейсов). Закон вступит в силу с октября следующего года.

Но, как это иногда случается в длительных шахматных стратегиях, заготовленные подзаконные ходы намного интереснее общего контекста основного документа.

Правительство подсадит маркетплейсы на обязательную систему отслеживания товаров с помощью кодов (чаще всего Data Matrix) в пространстве национальной системы «Честный ЗНАК».

Об этом шла речь на недавнем заседании госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательством первого вице-премьера Дениса Мантурова. Там же утвердили новую Стратегию (по противодействию незаконному обороту) до 2030 года вместе с планом по ее реализации.

Со слов Мантурова, главное в стратегии – это совершенствование института оценки соответствия продукции, выработка решений по пресечению дистанционной торговли нелегальными товарами, искоренение фиктивных производителей, выдающих товары неизвестного происхождения за российские.

Вторым колесом стратегии станет развитие системы государственного надзора в отношении отдельной товарной номенклатуры. Мантуров подчеркнул необходимость возобновления надзора в отношении линейки некоторый строительных материалов (цемент, кабели, радиаторы).

А еще участники заседания одобрили проект ФЗ, разработанный Роспотребнадзором. Изюминкой документа является введение системы автоматических штрафов за нарушение обязательных требований в сфере маркировки товаров средствами идентификации.

За этой на первый взгляд дежурной канцелярской фразой «система автоматических штрафов» скрывается дивный новый мир. «Письма счастья» за контрафакт и лжелокализацию будут прилетать нарушителям без лишнего возбуждения и перенапряжения административного аппарата.

Пока маркировка жила тихой незлобивой жизнью отдельно от маркетплейсов, она никого особо не волновала. Однако встреча платформенной экономики с не иллюзорным контролем происхождения и качества продукции рождает бурю эмоций.

Цитируем интереснейшую беседу между зампредом Комитета по защите конкуренции Антоном Гетта и министром экономического развития Максимом Решетниковым (Из стенограммы июльского заседания Госдумы по проекту ФЗ № 959248-8 «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ»).

Гетта А.А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:

– Уважаемый Максим Геннадьевич, какие вы видите механизмы по недопущению продажи на цифровых платформах немаркированных товаров или с фальсифицированными марками, в отношении которых законодательством установлено соответствующее требование?

Решетников М.Г.:  

– Ну, здесь, мне кажется, выход может быть один – это запрет маркетплейсам отражать карточки товаров, у которых маркировка не указана, хотя должна быть, или указана, но нет, что называется, стыка подтверждения от государственной системы, от оператора системы маркировки. Маркетплейсы готовы, безусловно, выполнять эту функцию, и мы здесь не ожидаем какого-то нежелания маркетплейсов это делать. При этом очень важно, чтобы все вот эти случаи при этом направлялись ещё оператору системы маркировки, с тем чтобы мы потом с этими продавцами дальше вели определённую работу: это просто неправильно указано и что-то нужно перемаркировать или это какие-то проблемы? Плюс у нас сейчас маркировка развивается, там же есть и вопрос контроля производителей, ну, по крайней мере того, что они физически производят эту продукцию. Я знаю, что сегодня отдельно на заседании комитета много обсуждалось, вы знаете эти случаи, когда производители, те, кто заявлялись в маркировку как производители, по факту не были производителями, а были просто серыми импортёрами. Но это вопрос к маркировке и к донастройке системы маркировки уже в рамках отдельного процесса. В рамках закона мы очень жёстко и чётко всё прописали, и платформы просто попросили время на то, чтобы донастроить и отладить все эти процессы, потому что с учётом масштаба маркировки у нас в стране, если произойдут какие-то технические сбои, значительный объём товарооборота и значительный объём бизнеса могут, не дай бог, пострадать. Поэтому надо всё аккуратно отстроить, чтобы экономику не подставить под какие-то технологические риски.

Самое интересное – в деталях. Маркировка как фильтр на допуск к закупкам – это технология по-настоящему апробированная и внедряемая в ЕИС. И именно в такой логике Правительство РФ намерено применять обязательную маркировку ее на маркетплейсах. Сейчас между системами ГИС ЕИС и «Честный знак» выстраивается интеграция. Основой процесса является принцип превентивного контроля: контрафактная продукция физически не допускается к закупкам. Прежде чем акт приемки подписывается в системе, коды продукции прогоняются через «Честный знак». Такие принципы Казначейство прописывает всем региональным электронным магазинам и «подшивает» всей инфраструктуре ЗМО (закупки малого объема). Но сейчас ЗМО и коммерческая онлайн-торговля это разные удельные княжества. Государство желает их объединить общими правилами рыночной игры.

Формально многие маркетплейсы заявляют о маркировке, но их политике есть доля лукавства – ведь стандарт качества не является ультимативным. А для турецко-китайских поделок на цифровой полке всегда находится уютный подвал. Из этого подвала крайне просто и комфортно демпинговать, устраивая отверточные коллаборации с российскими дельцами.

Не случайно, в Российской Федерации активно продвигают новую форму серой торговли под благовидным названием «Контрактное производство». Доходит до того, что контрактное производство уже продается по схемам сетевого маркетинга, через рекламу в мессенджерах. По своей сути  – это просто контрафактный гараж (свободный от налогов, сборов, социальной ответственности, стандартов качества) и прочих прелестей жизни, которыми обычно обременен добросовестный бизнес. Да еще и гараж с патриотической вывеской. Не хватало еще, льгот и поддержки от государства.

Проблема в том, что каждый такой гараж – это серый дилер азиатской мировой мастерской. Гараж доминирует на внутреннем рынке, отбивая платежеспособный спрос (и без того скудный), потенциальные ниши развития, и даже кадры у отечественного производственного бизнеса (через систему самозанятости).

Речь идет о серьезных объемах ущерба, исчисляемых если не триллионами, то сотнями миллиардов рублей. О своих потерях и уязвимостях от нездоровой конъюнктуры потребительского рынка цифровой торговли неоднократно сигнализировали, например, российские производители обуви, стройматериалов, мебели, пищевого оборудования, медизделий, подшипников и автокомплектов, игрушек, телеком-оборудования, текстильные компании…

Радует, что государство подошло к электронной торговле не в разброд, а с единой комплексной стратегией. Политика унификации требований к маркетплейсам читается в унисон с новой таможенной «Системой подтверждения ожидания поставки» и введением обязанности уплаты обеспечительного платежа перед ввозом товаров на территорию России, так называемого авансового НДС. В переводе на русский – это импорт по предоплате. Мобильные группы таможенных органов будут проводить проверки наличия соответствующего специального документа , подтверждающего предстоящую поставку. Подготовлены соответствующие материалы к проекту федерального бюджета. Как поясняется в этих поправках, цель этих мер – перекрыть схемы ввоза без уплаты косвенных налогов и сократить долю «серого» импорта. В документе подчеркивается, что предлагаемые инициативы носят характер не барьера, а контроля, направленного на обеспечение уплаты налогов.

В свою очередь политика государства обеспечена железобетонной логикой Федерального казначейства – которая касается технической стороны закупок. Доступ бизнеса к информации о закупках – то есть, доступ к сбыту должен обеспечиваться по единому стандарту, включающему общие требования (к безопасности, качеству, ценообразованию), без сомнительных побочных практики в виде фильтров на вход, взносов и комиссий за доступ к рынку. Не важно, где обеспечивается этот доступ – в ГИС ЕИС «Закупки», на ЭТП, на бирже, в региональном маркетплейсе или в коммерческом. Элементарные общие правила игры, равные для всех участников: через стандарт, предъявляемый к процедуре регистрации на площадке.

Автор: Андрей Троянский

20 октября 2025, 16:32
463
Теги: #Маркетплейсы #Маркировка #Стандартизация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.